СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению во 2 классе. «Обобщение по теме «Лис Миккель и другие». "Начальная школа 21 века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке в занимательной форме подводится итог изучения тематического раздела "Лис Миккель и другие".

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению во 2 классе. «Обобщение по теме «Лис Миккель и другие». "Начальная школа 21 века".»

Урок по литературному чтению. 2 класс.

«Обобщение по теме: «Лис Миккель и другие»

Ячмённова Ирина Анатольевна, учитель

Цели: - закрепить и систематизировать знания учащихся по сказкам, прочитанным в разделе «Лис Миккель и другие»;

- учить выделять национальные особенности сказок и их героев;

- обогащать словарь учащихся;  

- формировать навыки выразительного и осознанного чтения.

Методические приёмы: беседа, инсценирование отрывка сказки, чтение по ролям.

Теория: сказка, сказка авторская (литературная), сказка народная.

Оборудование: - презентация «Лис Миккель и другие»;

- мультимедиа-проектор, экран, компьютер, листочки.

Цели для учащихся:

Знать: - содержание литературных произведений, прочитанных в разделе «Лис Миккель и другие»;

- отличие народной сказки от авторской.

Уметь: - сравнивать русские народные сказки и сказки народов мира;

- различать сказки авторские и народные;

- читать произведение по ролям выразительно, с интонацией, соответствующей знакам препинания;

- инсценировать отрывки из произведения;

- составлять рассказ о прочитанном произведении по плану, предложенному учителем.

План урока.

I.Организация класса.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

- Перед тем, как начнём наш урок, покажите друг другу и мне своё настроение.

-У кого сегодня отличное настроение?

Дети поднимают вверх сигнальные карточки-смайлики.

- А кому из вас надо улучшить настроение нашими улыбками?

Дети поднимают вверх сигнальные карточки-смайлики.

- Улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.

II. Вступительное слово учителя.

- Ребята, на прошлом уроке мы закончили знакомство с литературным разделом «Лис Миккель и другие». С произведениями какого жанра мы работали? (Со сказками)

- Сегодня на уроке мы побываем в гостях, в гостях у сказки. (Слайд 1)

Звучит фонограмма заставки телепередачи «В гостях у сказки».

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: “Заходи!”.

III.Сообщение темы урока.

- Ребята, на нашем уроке мы вспомним все сказки, прочитанные в разделе «Лис Миккель и другие».

IV. Повторение видов сказок.

- Сказка – это жанр устного народного творчества. Она появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.

Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи.

И здесь нет ничего удивительного. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту. В сказке слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив.

- Что объединило все сказки, прочитанные нами? Почему эти сказки поместили в один раздел? (Это зарубежные сказки)

- Какие бывают сказки по авторской принадлежности? (Народные и авторские). (Слайд 2)

- Как ещё называют авторские сказки? (Литературные) (Слайд 2)

- Прежде, чем отправиться в гости, давайте вспомним авторские и народные сказки, прочитанные нами разделе «Лис Миккель и другие». В этом нам помогут модели обложек.

Догадайтесь, к какой сказке смоделирована эта обложка? (Слайды 3, 4) («Как Джек ходил счастье искать»)

- Какая это сказка: авторская или народная? (Народная) (Слайд 5)

Аналогично проводится работа с моделями сказок «Сказка про трёх поросят» (Слайды 6, 7, 8) , «Колосок» (Слайды 9, 10), «Бременские музыканты» (Слайды 11, 12), «Лис Миккель и медведь Бамсе» (Слайды 13, 14) .

- Что общего вы заметили во всех моделях обложек? (Коричневый круг)

- Что показывает этот круг? (Все сказки о животных)

V. Обобщение изученного в разделе «Лис Миккель и другие».

1. Работа с английской народной сказкой «Сказка про трёх поросят».

- Итак, отправляемся в гости в «Страну сказок». (Слайд 15)

А вот и первый сказочный домик. (Слайд 16) Догадайтесь, кто здесь живёт. Отгадайте загадку:

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком,

Вместо туфелек - копытца. (Поросёнок)

- Кто же живёт в этом домике? (Три поросёнка)

- Из какой английской народной сказки эти герои? (Из «Сказки про трёх поросят») (Слайд 16)

- Хозяева этого домика, три поросёнка, приготовили для нас задание по содержанию своей сказки. Какое? Сейчас узнаем. Внимание на экран! (Слайд 17)

Работа по учебнику. Выборочное чтение.

- Найдите в учебнике и зачитайте ответ на вопрос ил выполните задание.

* Учебник с. 61-64:

- Прочитайте присказку, с которой начинается сказка.

- Кого встретил первый поросёнок, когда пошёл по свету счастье искать?

- Что попросил у человека второй поросёнок?

- Что нёс человек, которого встретил на пути третий поросёнок?

- Как ломал волк дом третьего поросёнка?

* Учебник с. 64-67:

- Как поросёнок в первый раз обхитрил волка?

- Как поросёнок смог нарвать яблоки раньше волка?

- Как поросёнок напугал волка на ярмарке?

* Учебник с. 67-69:

- Как волк угодил в воду?

- Какими словами заканчивается сказка?

2. Работа с украинской народной сказкой «Колосок».

- А кто живёт в этом домике? (Слайд 18)

Жили-были два мышонка

И весёлый петушок.

Вот нашли они, друзья,

От пшеницы колосок. (Мышата Круть и Верть, Петушок Голосистое горлышко)

- Из какой сказки эти герои? («Колосок») (Слайд 18)

- Посмотрим, какое задание к этой сказки нам предстоит выполнить. (Слайд 19)

Инсценирование учащимися отрывка из сказки «Колосок».

Автор: Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил (Петушок кукарекает и берёт в руки веник), а потом принимался за работу. (Петушок начинает подметать)

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Петушок: Круть, Верть, глядите, что я нашёл!

(Прибежали мышата)

Круть: Нужно его обмолотить.

Петушок: А кто будет молотить?

Круть: Только не я!

Верть: Только не я!

Петушок: Ладно, я обмолочу.

(Петушок «молотит» зерно, а мышата играют.)

Петушок: Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Верть: Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

Петушок: А кто понесёт?

Круть: Только не я!

Верть: Только не я!

Петушок: Ладно, я снесу зерно на мельницу.

Автор: Взвалил себе на плечи мешок Петушок и пошёл.

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием к сказке «Колосок»!

ФИЗМИНУТКА

3.Работа со сказкой Братьев Гримм «Бременские музыканты».

- А теперь мы пойдём в этот домик. (Слайд 20 ) Здесь живут герои сказки братьев Гримм.

- Как называется эта сказка? («Бременские музыканты») (Слайд 20 )

- Проверим, как вы внимательно читали «Бременских музыкантов». Выполним задание героев сказки. (Слайд 21)

Цифровой диктант:

- Я читаю вопрос. Если ответ «да», вы ставите на листочке цифру 1, если ответ «нет», вы ставите на листочке цифру 0.

  1. Сказка «Бременские музыканты» народная?

  2. Сказка «Бременские музыканты» авторская?

  3. Герои сказки жили в старинном русском городе Бремен?

  4. Бремен - немецкий город?

  5. Осёл, собака, кот, петух - герои сказки «Бременские музыканты»?

  6. Герои сказки шли в Бремен послушать музыку?

  7. Герои сказки решили стать уличными музыкантами?

  8. Герои сказки пострадали от жестокости своих хозяев?

- Проверяем (Слайд 21 ): 0 1 0 1 1 0 1 1

- Поднимите вверх смайлики те, кто выполнил задание без ошибок.

- А теперь поднимите вверх смайлики те ребята, кто смог исправить свои ошибки во время проверки.

4.Работа с норвежской народной сказкой «Лис Миккель и медведь Бамсе».

- Предлагаю вам снова отправиться в путь! Кто же теперь ждёт нас в гости? Внимание на экран! (Слайд 22)

- Догадайтесь, кто примет нас в гости:

В этом доме не друзья,

В этом доме два врага

Жили, не тужили

Пока репу не посадили.

Тут, друзья,

И пошла у них вражда. (Лис Миккель и медведь Бамсе)

- Из какой сказки эти герои? (Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе») (Слайд 22)

- На какую русскую народную сказку похожа история «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали»? («Вершки и корешки»)

- Посмотрим на задание, данное нам хозяевами этой избушки. (Слайд 23 )

- Сравним норвежскую народную сказку «Лис Миккель и медведь Бамсе» с русской народной сказкой «Вершки и корешки».

- В чём сходство этих сказок?

- Чем они различаются?

5.Работа с английской народной сказкой «Как Джек ходил счастье искать».

- И, наконец, последняя избушка. (Слайд 24 ) Кто живёт здесь? Какую английскую народную сказку мы читали в разделе «Лис Миккель и другие?» («Как Джек ходил счастье искать») (Слайд 24)

- Верно. Как же герои сказки предложат вспомнить нам её содержание? Внимание на экран! (Слайд 24)

- Ребята, вашему вниманию будет предложен диафильм по сказке «Как Джек ходил счастье искать». Ваша задача: прочитать подпись под каждым слайдом. Читать будем по «цепочке», начиная с первого ряда.Чтение сказки «Как Джек ходил счастье искать» по «цепочке». (Слайды 26 – 44)

- А сейчас проверим ваше внимание. В конце сказки была нарушена последовательность событий. Назовите ошибку, допущенную в последовательности слайдов. (Сначала разбойник подошёл к столу, столкнулся с собакой, а только потом забрался на чердак) (Слайды 40 и 41– прим. для учителя)

- На какие, прочитанные нами произведения, похожа сказка «Как Джек ходил счастье искать»? (На русскую народную сказку «Зимовье зверей» и на сказку Братьев Гримм «Бременские музыканты»)

- Верно. И мы ещё раз убедились: не важно какого автора или представителей какого народа сказка, главное - что она учит нас быть добрыми, дружелюбными, отзывчивыми, находчивыми, смелыми.

VI. Закрепление изученного.

- Ребята, какая из сказок понравилась вам больше всего? (Ответы детей)

- Составьте рассказ о своей любимой сказке по плану. Прочитайте план рассказа в учебнике или на экране. (Учебник с. 72 задание 6*) (Слайд 45)

Чтение плана рассказа и его составление.

- Расскажите нам о своей любимой сказке.

Несколько учащихся рассказывают о понравившейся им сказке.

VII.Подведение итога урока.

- Ребята, какие произведения мы вспомнили на сегодняшнем уроке?

- Оцените работу нашего класса на уроке. Поднимите вверх смайлики, если вы считаете, что все мы были молодцы. (Слайд 46)

Интернет-ресурсы:

  1. http://ttalu.com/post134065300/
  2. Диафильм «Как Джек ходил счастья искать» | Diafilmy.org
  3. nsportal.ru›…prezentatsiya…bremenskie-muzykanty