СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Зеркало и обезьяна ".И.А.Крылов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети хорошо усвоили материал.Подготовили иллюстрации к басне.

Просмотр содержимого документа
«basnya_i.a._krylov_zerkalo_i_obezyana»

Тема урока: И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»

Тип урока:урок «открытия» нового знания

Цель:продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;

выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.


Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).

  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.

  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.

  • Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучающихся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.

  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Формируемые УУД:

Личностные:

- проявлять интерес к новому жанру - басне;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные:

- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

- учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, фразеологический словарь.


Основные понятия:басня, мораль.


Ресурсы:

  • учебник,

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,

  • карточки с заданиями.

  • СД-диск (аудиозапись басни И.А. Крылова)


Ход урока


1. Организационный момент урока.

Слайд 2

Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать»

Как вы думаете, почему сегодня с этойпословицы начинается наш урок?

Объясните пословицу. (Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь с текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.)

-ВЫВОД: Мы будем читать, читать вдумчиво, понимая авторские мысли.

2. Актуализация знаний. Проверка д/з.

- Назовите раздел, который мы изучаем? (Великие русские писатели)

- Сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал русский поет Петр Андреевич Вяземский. А вы подумайте, о ком он писал эти строки?

"Забавой он людей исправил,

Сметал с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут, этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят". (П. А. Вяземский)

-(О Крылове)

-Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И. А. Крылова.


3. Постановка темы урока, целей урока,проблемы.

Слайд 3

Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Басни

пороки

- Сформулируйте тему урока (Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»)

- Какое произведение будем изучать? («Зеркало и Обезьяна»)


Слайд4

- Сравните иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем?

- И.А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём?

- Сформулируйте цель урока?

- Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?


4. Изучение нового материала

1) Умение прогнозировать содержание по заголовку.

– Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)

- О чем говорит заголовок? (Главные действующие герои).

- Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (Высказывают предположения)

- Для чего нам нужно зеркало?

- А для чего зеркало обезьяне?

- А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.

2)Словарная работа.

- В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить. (Слайд 5)

образ - вид, облик.внешность;

кум, кума- крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной;

ужимки- гримасы; неестественные телодвижения;

сатира - смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают НА.

украдкой -скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал.

- Найдём в словаре толкование выражений: (у каждой пары лежит словарь) (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде)

По пальцам перечесть-о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо

На себя оборотиться- посмотреть на себя

Совет попусту пропал-не слушала

На руку не чист -  склонен к воровству

- Как называются данные выражения? (фразеологизмы)

- Как называется словарь, в котором вы узнали значение фразеологизмов? (Фразеологический)


3) Первичное чтение.

–Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.(Аудиоприложение СД- диск).

- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

4) Проверка первичного чтения.

- Кто главные действующие герои?

-Что вам показалось смешным?


5) Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Чтение полностью вслух без морали). С. 136 учебник.

- Из скольких частей состоит басня?

- Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ)Читаем 1-ую часть.

- Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)

- Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)

- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)

- Узнала ли она себя в нём? (Нет)

- Докажите словами из текста.

- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа? (Она глупая)

- Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).

- Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)

- Докажите словами из текста.

- Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)

- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа.Можно сказать, что она была самоуверенной)

- Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)

- Глупость, самоуверенность –это пороки, от них надо избавляться.

- Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)

- А у людей вы встречали такое качество? (Да)

- А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

- Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.

- А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)

- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

- Каким тоном прочитаем его слова?

- Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

ИТОГ:Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.


- Какова же главная мысль басни? Прочитайте.

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»

Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.

- Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.

- Когда мы можем употребить это крылатое выражение?

- Обратимся ко 2-ой части.Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)

– Самостоятельное чтение басни.

- Таких людей, как эта обезьяна много.

- Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.

- Прочитайте только мораль.(Не любит узнавать никто себя в сатире.)


Слайд 6 Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.

-Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Она не видит своих недостатков, но видит их в других.)


6) Чтение по ролям. (1-2 раза)


5. ФИЗМИНУТКА (Гимнатика для глаз)


6. Первичное закрепление материала.

- Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?

- А И.А.Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили.Как вы думаете почему?

(Выслушиваются предположения)

- В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (Басня.)

- Кто главные герои басни? (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? (людей)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).

-А это обидно для человека? (нет)

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

(Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).

- Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10.

- Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Слайд7)

Этот прием называется иносказание (аллегория)- то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных.

- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём (иносказание): переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки).


7. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Работа в парах)

- Подберите карточки, относящиеся к басне и докажите, что «Зеркало и Обезьяна» – это басня.


(Карточки на столах)




Басня




Небольшое произведение, написанное стихами или прозой,в котором высмеиваются пороки людей.



Смешное лирическое стихотворение

Короткая сказочная история






Герои - животные, иногда люди.


Герои - богатыри

Есть герои - помощники






Цель: помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними



Цель: прославить русский народ, Русь



Цель: развлечь читателя, создать хорошее настроение









Мораль





Волшебство



Троекратный

повтор







Проверка. Слайд 8


8. Итог урока.Слайд 9

- Мы справились с целью нашего урока?

- Понравился вам урок?

- Что бы вы посоветовали Обезьяне?


9. Рефлексия. Слайд 10


- Продолжите незаконченные предложения.

  1. За портретом обезьяны я вижу людей, которые……..

  2. За портретом медведя я вижу людей, которые….

  3. Прочитав басню, я задумался о ……..


- Спасибо всем, кто читал басню внимательно и работал старательно!


10. Домашнее задание.

С. 136 Выучить наизусть. Изобразить характер героев с помощью мимики, жестов.



Просмотр содержимого презентации
«prezentatsiya_k_uroku_i.a»

Презентация к уроку  литературного чтения по теме :  И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»

Презентация к уроку литературного чтения по теме : И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»

Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать»

Пословица

«Не на пользу читать, коли только вершки хватать»

Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна» Басни  пороки

Иван Андреевич Крылов

«Зеркало и Обезьяна»

Басни

пороки

“ Зеркало и Обезьяна” Цель урока: Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?

“ Зеркало и Обезьяна”

Цель урока:

Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?

Словарная работа вид, облик, внешность; ОБРАЗ - крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной; КУМ, КУМА - УЖИМКИ - гримасы; неестественные телодвижения; смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают; САТИРА - скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал. УКРАДКОЙ - По пальцам перечесть - о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо. На себя оборотиться - посмотреть на себя. Совет  попусту пропал - не слушала. На руку не чист - склонен к воровству.

Словарная работа

вид, облик, внешность;

ОБРАЗ -

крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной;

КУМ, КУМА -

УЖИМКИ -

гримасы; неестественные телодвижения;

смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают;

САТИРА -

скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал.

УКРАДКОЙ -

По пальцам перечесть -

о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо.

На себя оборотиться -

посмотреть на себя.

Совет попусту пропал -

не слушала.

На руку не чист -

склонен к воровству.

Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.

Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.

Прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? Прием иносказание (аллегория) - то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных

Прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

Прием иносказание (аллегория) - то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных

Самостоятельная работа Басня

Самостоятельная работа

Басня

  • Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей
  • Герои - животные, иногда люди.
  • Цель: помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними
  • Мораль
Итог урока Мы справились с целью нашего урока? Понравился вам урок? - Что бы вы посоветовали Обезьяне?

Итог урока

  • Мы справились с целью нашего урока?
  • Понравился вам урок?

- Что бы вы посоветовали Обезьяне?

За портретом обезьяны я вижу людей, которые…….. За портретом медведя я вижу людей, которые…. Прочитав басню, я задумался о …….. Спасибо всем, кто читал басню внимательно и работал старательно!

За портретом обезьяны я вижу людей, которые……..

За портретом медведя я вижу людей, которые….

Прочитав басню, я задумался о ……..

Спасибо всем, кто читал басню внимательно и работал старательно!