Тема урока: И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»
Тип урока:урок «открытия» нового знания
Цель:продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;
выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
Развивающие:
Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучающихся.
Воспитательные:
Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
Формируемые УУД:
Личностные:
- проявлять интерес к новому жанру - басне;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности.
Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, фразеологический словарь.
Основные понятия:басня, мораль.
Ресурсы:
учебник,
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,
карточки с заданиями.
СД-диск (аудиозапись басни И.А. Крылова)
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Слайд 2
Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать»
Как вы думаете, почему сегодня с этойпословицы начинается наш урок?
Объясните пословицу. (Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь с текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.)
-ВЫВОД: Мы будем читать, читать вдумчиво, понимая авторские мысли.
2. Актуализация знаний. Проверка д/з.
- Назовите раздел, который мы изучаем? (Великие русские писатели)
- Сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал русский поет Петр Андреевич Вяземский. А вы подумайте, о ком он писал эти строки?
"Забавой он людей исправил,
Сметал с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут, этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят". (П. А. Вяземский)
-(О Крылове)
-Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И. А. Крылова.
3. Постановка темы урока, целей урока,проблемы.
Слайд 3
Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»
Басни
пороки
- Сформулируйте тему урока (Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»)
- Какое произведение будем изучать? («Зеркало и Обезьяна»)
Слайд4
- Сравните иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем?
- И.А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём?
- Сформулируйте цель урока?
- Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?
4. Изучение нового материала
1) Умение прогнозировать содержание по заголовку.
– Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)
- О чем говорит заголовок? (Главные действующие герои).
- Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (Высказывают предположения)
- Для чего нам нужно зеркало?
- А для чего зеркало обезьяне?
- А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.
2)Словарная работа.
- В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить. (Слайд 5)
образ - вид, облик.внешность;
кум, кума- крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной;
ужимки- гримасы; неестественные телодвижения;
сатира - смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают НА.
украдкой -скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал.
- Найдём в словаре толкование выражений: (у каждой пары лежит словарь) (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде)
По пальцам перечесть-о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо
На себя оборотиться- посмотреть на себя
Совет попусту пропал-не слушала
На руку не чист - склонен к воровству
- Как называются данные выражения? (фразеологизмы)
- Как называется словарь, в котором вы узнали значение фразеологизмов? (Фразеологический)
3) Первичное чтение.
–Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.(Аудиоприложение СД- диск).
- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?
4) Проверка первичного чтения.
- Кто главные действующие герои?
-Что вам показалось смешным?
5) Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Чтение полностью вслух без морали). С. 136 учебник.
- Из скольких частей состоит басня?
- Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ)Читаем 1-ую часть.
- Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)
- Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)
- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)
- Узнала ли она себя в нём? (Нет)
- Докажите словами из текста.
- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа? (Она глупая)
- Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).
- Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)
- Докажите словами из текста.
- Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)
- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа.Можно сказать, что она была самоуверенной)
- Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)
- Глупость, самоуверенность –это пороки, от них надо избавляться.
- Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)
- А у людей вы встречали такое качество? (Да)
- А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?
- Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.
- А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)
- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?
- Каким тоном прочитаем его слова?
- Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?
ИТОГ:Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.
- Какова же главная мысль басни? Прочитайте.
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»
Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.
- Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.
- Когда мы можем употребить это крылатое выражение?
- Обратимся ко 2-ой части.Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)
– Самостоятельное чтение басни.
- Таких людей, как эта обезьяна много.
- Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.
- Прочитайте только мораль.(Не любит узнавать никто себя в сатире.)
Слайд 6 Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.
-Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Она не видит своих недостатков, но видит их в других.)
6) Чтение по ролям. (1-2 раза)
5. ФИЗМИНУТКА (Гимнатика для глаз)
6. Первичное закрепление материала.
- Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?
- А И.А.Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили.Как вы думаете почему?
(Выслушиваются предположения)
- В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (Басня.)
- Кто главные герои басни? (животные)
- Чьи поступки высмеивает автор? (людей)
-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).
-А это обидно для человека? (нет)
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
(Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).
- Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10.
- Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Слайд7)
Этот прием называется иносказание (аллегория)- то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных.
- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём (иносказание): переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки).
7. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Работа в парах)
- Подберите карточки, относящиеся к басне и докажите, что «Зеркало и Обезьяна» – это басня.
(Карточки на столах)
Басня
Небольшое произведение, написанное стихами или прозой,в котором высмеиваются пороки людей.
Смешное лирическое стихотворение
Короткая сказочная история
Герои - животные, иногда люди.
Герои - богатыри
Есть герои - помощники
Цель: помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними
Цель: прославить русский народ, Русь
Цель: развлечь читателя, создать хорошее настроение
Мораль
Волшебство
Троекратный
повтор
Проверка. Слайд 8
8. Итог урока.Слайд 9
- Мы справились с целью нашего урока?
- Понравился вам урок?
- Что бы вы посоветовали Обезьяне?
9. Рефлексия. Слайд 10

- Продолжите незаконченные предложения.
За портретом обезьяны я вижу людей, которые……..
За портретом медведя я вижу людей, которые….
Прочитав басню, я задумался о ……..
- Спасибо всем, кто читал басню внимательно и работал старательно!
10. Домашнее задание.
С. 136 Выучить наизусть. Изобразить характер героев с помощью мимики, жестов.