СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике 4 класс "Многогранники" (УМК "Начальная школа XXI века")

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по математике в  4 классе по теме  "Многогранники" (УМК "Начальная школа XXI века"). Тип урока: открытие нового знания. (Технология деятельностного подхода, метод: проблемно-диалогический.)

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике 4 класс "Многогранники" (УМК "Начальная школа XXI века")»


МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»






Открытый урок

в 4 классе по математике «Многогранники»

(УМК «Начальная школа XXI века»)






Учитель нач. классов: Красникова И.Н.



Тема «Многогранники» (1-ый урок)

Задачи:

1. Образовательные:

      ввести понятия «многогранник», «грань», «вершина», «ребро»;

     учить находить и показывать на моделях многогранников их грани, вершины и ребра.

2. Развивающие:

      развивать у школьников умение выделять главное в познавательном объекте;

    содействовать развитию пространственного воображения учащихся;

  развивать самостоятельность учащихся (построение новой проблемы и ситуации, использование методов и приемов для нахождения результатов).

3. Воспитательные:

      воспитывать содружество.


Учебные материалы:

Учебник «Математика. 4 класс» (авт. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева), листы с заданиями (многогранники 3шт.), карточки с названиями : «призма», «куб», «параллелепипед».


Оборудование: модели многогранников, демонстрационные рисунки с предметами, цветные карандаши, пластилин, шпажки для конструирования, бланки с заданиями для исследования фигуры, развёртки фигур, ножницы, клей, плоские геометрические фигуры, аудиозапись для физминуток.


Тип урока: открытие нового знания. (Технология деятельностного подхода, метод: проблемно- диалогический. )















Ход урока

Дети распределены на четыре группы соответственно уровню знаний.

  1. Организационный момент

Организационный этап. Создание мотивации успеха.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


- Сегодня на уроке мы побываем в стране, название которой вы можете узнать, выполнив правильно задание.

- Перед вами величины, а если быть более точными это единицы ……

-Что можно делать с этими величинами?

-Расположите в порядке возрастания, начиная с наименьшей единицы длины.


- Расположив величины в порядке возрастания, вы узнаете название (Геометрия)

Слайд - смарт



м 800 м 2 см

г 20 дм 8 см

т 16 км 5 м

е 600 дм 5 см


я 104 км 4 м

о 70 м 1 см


г 20дм 8см

м 800 м 2 см


о 70 м 1 см

е 800 м 2 дм


и 81 км 2 дм

т 16 км 5 м


е 600 дм 5 см

р 16 км 83 м


р 16 км 83 м

и 81 км 2 дм


е 800 м 2 дм

я 104 км 4 м







  1. Актуализация опорных знаний учащихся. Устный счёт

Цель: обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках

1) Чтобы попасть в страну Геометрию, надо приобрести билеты.

- Сейчас мы с вами проведём небольшую разминку, которая позволит нам настроиться на работу. Презентация со слайдами (матем диктант)

- Я диктую задания, а вы находите ответы, закрашиваете ячейки. (проверка)



Молодцы, а теперь

Запишите в тетрадях число, классная работа.


- Кто из вас помнит, что изучает наука геометрия?

Геометрия – наука, которая изучает формы, размеры и взаимное расположение фигур.

- Для чего нам в жизни нужна геометрия?

Геометрия важна:

Знания геометрических фигур важны при планировке городов, строительстве зданий и сооружений.

-Важная наука - геометрия, друзья,

Без неё на свете прожить никак нельзя.

Взгляни вокруг себя, пожалуйста, внимательно.

Фигуры геометрии увидишь обязательно.

2) Практич работа (р-та в парах по рядам)

- На уроках математики в 1, 2, 3 классах мы изучали различные геометрические фигуры, а также учились их строить.


(р-та в группе) Постройте в координатном углу фигуру и дайте ей характеристику.

Группа1
Постройте фигуру, если известны координаты А(0;2) В(2;5) С(6;7) Д (9;2) К(4;0) . Какая фигура получилась?
Группа 2

Постройте фигуру, если точки А(3;2) В(3;6) С(9;6), Д (9;2) Какая фигура получилась?

Группа 3
Постройте фигуру, если известны координаты ее вершинА (2; 3), В (2; 6), С (5; 8),  D (8; 6), K (8; 3), М (5; 1). Какая фигура получилась?


- Что вы можете о них рассказать (отчёт: выходят к доске и демонстрируют)
(дети говорят, что у них получилось)


 Назовите эти фигурыодним словом ? (МНОГОУГОЛЬНИКИ)

- Нам известно, что все многоугольники имеют вершины, стороны и углы.

- Назовите и покажите их.

- А как ещё можно назвать эти фигуры, какие они? (плоские)



III. Целеполагание и мотивация

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Слайд - смарт

На доске: (фигуры – слайд)

И т.д. ( несколько др. многоугольников и многогранников)

- Посмотрите внимательно на эти фигуры. На какие две группы мы их можем разделить?

Плоские и объёмные фигуры (слайд) (перетягивают)

- Совершенно верно. Давайте разделим. Назовите эти фигуры (перечисляют фигуры)

- Назовите их одним словом (многоугольники)

- А что называется многоугольником?

Многоугольник- это геометрическая фигура, имеющая 3 и более углов. Само название фигур нам подсказывает, что это за фигура. А может ли быть у многоугольника два угла?

(Решив проблемную задачу, приходим к выводу, что не бывает многоугольников с двумя углами)


Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации).


-Если фигуры, расположенные в левой части экрана, наз. многоугольниками, то

как же называются объёмные тела представленные справа на доске? (Учитель показывает объёмные фигуры).

(Если получен ответ, что это фигура, имеющая много граней, то подвожу к тому, чем же являются эти грани, а они являются многоугольниками).


IV. Открытие новых знаний

Цель: учиться называть и показывать грани, рёбра и вершины многогранников.

Ну, что ж, за работу!


- Не знаем? - Какая проблема стоит перед нами?

Мы не знаем как называются эти фигуры (мы не знаем почему они так называются)

Определение темы урока

- Кто может назвать тему нашего урока? (Многогранник).

(Тема: «Многогранник». Открываю на доске тему).

- Что же такое многогранник?

- Слово трудное, есть опасное место: нн, слово сложное, два корня (выделены).

Тему определили. – Какую же цель поставим перед собой?

(Дети формулируют вопросы, которые учитель выносит на доску в виде кластера).

- Познакомимся с многогранниками?

- Узнаем из каких элементов они состоят?

- Как называются элементы многогранника?

- Научимся находить и показывать части фигуры

- Будем учиться отличать их от других фигур

-Узнаем как можно построить многогранник?


физминутка


Знакомство с понятиями «многогранник», «грань», «вершина», «ребро»
- Можно ли эти фигуры назвать многоугольниками? (частично, наверное, можно)

- Почему? Они чем-то похожи? Чем?

- Обратите внимание на поверхность фигур. Что вы заметили?

- Из чего они состоят? (Поверхность фигур состоит из многоугольников).

-Из каких многоугольников состоит поверхность каждой фигуры? (Из прямоугольников, треугольников и квадратов и т.д.).

- В математике такую поверхность называют гранью. Их в фигуре много, несколько.

- Ваше мнение: как называется фигура, которая состоит из много граней?

( Многогранник) ???


Работа по учебнику с. 100, правило

- Что такое многогранник мы узнали. Это ….. Откройте учебники на с. 100 прочитаем правило в учебнике.

Многогранник – это тело, граница которого состоит из многоугольников. Эти многоугольники называются гранями, их стороны — рёбрами, а их вершины — вершинами многогранника.

- Как называется каждый из многоугольников в многограннике? (грани)

- Кто сможет показать на фигуре эти грани? (модель куба)

- Как называются стороны многогранника? (рёбра)

- Какую ещё часть не назвали? (вершина)

- Что называется вершиной? (точка, сходятся рёбра фигуры)

- Верно, молодцы!


- А как вы думаете, почему некоторые стороны многогранников изображены на рисунках с пунктирной линией? (Это невидимые линии). Есть видимые ребра, которые мы видим (показывает учитель) и невидимые – мы их не видим (показывает учитель).
слайд

– Если взять 4 треугольника, то можно создать объемную фигуру – пирамиду. Из квадратов можно получить другую фигуру – куб, из прямоугольников – параллелепипед. Все эти фигуры называются многогранниками.
Рассматриваем несколько моделей многогранников. Разбираем, где находятся грани, вершины, рёбра. слайд


Из истории многогранников. ????

Учитель рассказывает про многогранники: (слайд)

Существует несколько видов многогранников: тетраэдр, гексаэдр (куб), октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Почему правильные многогранники получили такие имена? Это связано с числом их граней. Тетраэдр имеет 4 грани, в переводе с греческого "тетра" - четыре, "эдрон" - грань. гексаэдр (куб) имеет 6 граней, "гекса" - шесть; октаэдр - восьмигранник, "окто" - восемь; додекаэдр - двенадцатигранник, "додека" - двенадцать; икосаэдр имеет 20 граней, "икоси" - двадцать.

Показывает сложные многогранники: малый и большой додекаэдр.


Практическое задание (моделирование). Работа в группах

Итак, приступаем к нашей основной работе, которая даст ответы на некоторые вопросы. Определите кто какую работу будет выполнять.



- У вас на столах есть модель многогранника. У вас на столах цв. бумага, цветной скотч, клей и ножницы, пластилин и шпажки.

Задание:

  1. Внимательно рассмотрите каждый свою фигуру. При помощи цв. бумаги и скотча выделите грани (хотя бы одну), при помощи скотча выделите рёбра, вершины. Посчитайте всё и свои наблюдения запишите в таблицу.

  2. Каждую объёмную фигуру можно разрезать сверху донизу. Второе задание: вашу фигуру разрезали и развернули. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задания. Найдите эту развёртку, вырежьте и склейте фигуру, в соответствии с моделью


  1. И третье задание: постройте свою фигуру при помощи пластилина и шпажек.



Когда вы это выполните, вы должны предоставить свой отчёт по той фигуре, которую вы исследовали.

Кто раньше – отчет




Работа по учебнику. с. 100

№ 1 Рассмотрите модели фигур. Из каких многоугольников состоит поверхность каждой модели?

№ - 2 Из данных предметов выберите и назовите те, которые похожи на многогранник.

№ 6 - Найдите среди окружающих вас предметов в нашем классе те, которые имеют форму многогранников. (шкаф, тумбочка, книги …)

- Дома подумайте, где ещё можно встретить предметы, которые имеют форму разных многогранников?


Постройте в тетради по образцу каждый свою модель (док-сканер)

Выделите красным карандашом вершины, синим – рёбра, жёлтым – переднюю грань.




Закрепление

V. Закрепление ранее изученного

У. Ребята, представьте себя архитекторами, дизайнерами или строителями и попробуйте решить задачи. с. 118 6-7-8

Задание для группы 1 6б (5*5=25, 25*6=150 кв дм

Задание для группы 2 раб тет с56- 179 (20*30=600 кв см)

Задание для группы 3 7 (12*2=24 дм=240см=2м 40см)

Задание для группы 3 8 (16+12+24=52 кв см)



Дети проверяют решения задач, объясняют, как решали.





VI. Итог урока

Подведем итог

- Какие цели ставили? Достигли ?

Какой вывод можем сделать? С поставленными целями и задачами справились

Учитель оценивает работу групп.

Ну а теперь оцените свою работу на рефлексивной мишени

























Приложение № 1


Постройте фигуру, если известны координаты:

А(0;2) В(2;5) С(6;7) Д (9;2) К(4;0)


у















































































































































0




х









Приложение № 2

Постройте фигуру, если точки А(3;2) В(3;6) С(9;6), Д (9;2)



у




































































































































0




х











Приложение № 3

Постройте фигуру, если известны координаты её вершин

А (2;3) В (2;6) С (5;8) Д (8;6) К (8;3) М (5;1)

у















































































































































0




х





















Приложение № 4

Постройте фигуру, если известны координаты её вершин

А (2;3) В (5;8) С (9;7) Д (6;5) М (10;4) К (7;1)

у















































































































































0




х































Приложение № 5

Инструкция для группы №1

1. Соберите модель многогранника.

2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника.

3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.





Группа 1.


Число вершин

Число рёбер

Число граней





































Приложение № 6

Инструкция для группы №2



1. Соберите модель многогранника.

2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника

3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.



Группа 2


Число вершин

Число рёбер

Число граней












































Приложение № 7

Инструкция для группы № 3



1. Соберите модель многогранника.

2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника

3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.



Группа 3


Число вершин

Число рёбер

Число граней















































Приложение № 8



Инструкция для группы №4



1. Соберите модель многогранника.

2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника

3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.





Группа 4


Число вершин

Число рёбер

Число граней











































Приложение № 9

Развёртка пирамиды



Приложение № 10



Развёртка куба









Приложение № 11



Развёртка параллепипеда







Приложение № 12

Из учебника «Математика» для 4 класса, В.Н.Рудницкой

Приложение № 13



Из учебника «Математика» для 4 класса, В.Н.Рудницкой











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!