СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике 4 класс "Задачи на движение в одном направлении" (УМК "Начальная школа XXI века")

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по математике в 4 классе "Задачи на движение в одном направлении" (УМК "Начальная школа XXI века") с использованием интерактивной доски.

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике 4 класс "Задачи на движение в одном направлении" (УМК "Начальная школа XXI века")»

МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»






Открытый урок

в 4 классе по математике

«Задачи на движение в одном направлении»

(УМК «Начальная школа XXI века»)







Учитель нач. классов: Красникова И.Н.






Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин)

Организационный этап. Создание мотивации успеха.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


Посмотрели друг на друга с приветствием!
-У кого хорошее настроение, поднимите правую руку!

-Кто готов к новым знаниям и не боится трудностей, поднимите левую руку!

-Кто хочет поработать в паре или группе дотроньтесь до плеча соседа! Зарядимся положительной энергией!

Откройте тетради, подпишите число.

А сейчас небольшая разминка перед серьёзной работой.

Математический фокус: (гости тоже могут не скучать, а поиграть вместе с нами)

Слайд - смарт

Запишите номер своего дома или квартиры и выполните следующие действия:

- умножьте это число на 2,

- затем прибавьте 3,

- полученное число умножьте на 50,

- к полученному произведению прибавьте свой возраст и число 65,

- вычтите из результата 215.

Проверьте себя: получится число, обведите две последние цифры – они обозначают ваш возраст, а оставшиеся – номер дома или квартиры. Встаньте те, у кого получилось (совпал возраст и номер)


Проверка схемы на доккамере


2. Продолжим разминку, которая поможет нам определить тему урока.


Для этого выполним следующее задание. Работать будем в паре. Перед вами лежат карточки с цифрами. Решать будем задачи. Решаем устно, выбираем нужную карточку, откладываем.

Задания:

  1. Скорость поезда 90 км/ч, а скорость самолёта в 10 раз больше. Какова скорость самолёта? (900км/ч)

  2. Какое расстояние проехал автомобиль за 4 часа, если ехал со скоростью 60 км/ч? (240км)

  3. Велосипедист проехал 36 км за 2 часа. С какой скоростью он ехал? (18 км/ч)

  4. Пчела летит со скоростью 6 м/сек. За сколько времени она долетит до улья, если находится на расстоянии 420 метров? (70 с)

  5. Мотоцикл движется по шоссе со скоростью 120 км/ч. Какой путь он проедет за полчаса? (60 км)

  6. Лыжник двигался 2 ч со скоростью 15 км/ч, он прошёл 4 часть пути. Найдите весь путь. (120 км)

проверим



На доске – варианты ответов для детей:



37 80 900 47 18 з

2 240 15 802 60 а

4 70 21 120 70 д

18 540 60 120 а

240 ч

900 а

- Ответы расположите в порядке возрастания. Слайд - смарт

- Переверните карточки с числами и узнаете ключевое слово урока. (Задача)

(ученик на доске расставляет в порядке возрастания) волшебные чернила


- Сформулируйте тему урока. Совершенно верно, тема нашего урока – задачи

Задачи ( слово вывешиваю на доску)


- Посмотрите ролик…….

- Ребята, скажите пожалуйста, увиденный фрагмент, как можно связать с уроком математики? (показано движение машин)


- Оставшиеся карточки расставьте в порядке убывания, переверните –проверим – переверните движение

- Значит… тема урока у нас не просто задачи, а … (задачи на движение –вывешивается на доске)


- Какие виды движения вы уже знаете? (встречное движение и движение в противоположных направлениях)


Работа в группах (задачи, схемы, формулы, названия движения)

II этап: Актуализация знаний

Работа в группе.

Сейчас вы получите задание. Внимательно рассмотрите чертеж, какие ассоциации у вас возникают при виде данной схемы, выберите все формулы)

Проверим.

  • 1-я группа (это задачи на движение в противоположных направлениях, в данных задачах объекты будут удаляться друг от друга за единицу времени, при решении этих задач нужно вспомнить формулы пути s = v * t, v= s : t, t = s : v и т.д.)

  • 2-я группа (это задачи на встречное движение, в данных задачах объекты будут сближаться друг с другом за единицу времени, при решении этих задач нужно вспомнить формулы пути s = v * t, v= s : t, t = s : v и т.д.)

  • 3- я группа. (это задачи на движение) ???


III этап: Выявление места и причины затруднения

  • При составлении ассоциаций к этой схеме у нас возникла проблема (мы не решали задачи такого вида, потому что стрелки здесь направлены в одном направлении)


- У третьей группы возникла проблема, которую нам предстоит решить на уроке. Начнём поиск с просмотра фрагмента (фрагмент мультфильма).


IV этап: Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Вопрос: - Какой вид движения вы видели? (движение в одном направлении)

Давайте теперь сформулируем тему урока полностью: задачи на движение в одном направлении.

Определим для себя цели урока. (проговариваются и вывешиваются на доске)

- научиться решать задачи на движение в одном направлении

-познакомиться с формулами

- познакомиться с алгоритмом решения таких задач

- потренироваться в решении задач


- Почему гриф не догнал страуса? (скорость страуса больше скорости грифа). Раз страус убежал, то гриф мы видели….(отстал)

- А почему львёнок смог догнать? (скорость львёнка больше скорости страуса) а здесь наоборот, львёнок …(догнал)

т.е. скорости какие? (скорости разные,

отсюда мы можем сделать вывод, что существует два вида задач: движение задач на движение в одном направлении вдогонку и с отставанием)

физминутка

-Давайте разберём, как решаются такие задачи, составим алгоритм решения

(показ нового движения на диске)

- Посмотрите на экран.

Шаг 1. Определим вид движения.

Шаг 2. Рассмотрим или начертим схему.


- Почему легковой автомобиль догоняет грузовой автомобиль?

-Увеличивается или уменьшается расстояние между ними каждый час?

- За каждый час расстояние между машинами сокращается. т.е. становится всё меньше.

- За счёт чего это происходит? Мы видим: если скорость объекта, движущегося впереди меньше скорости объекта, движущегося за ним, то второй объект догоняет первый и они сближаются. Чтобы найти скорость сближения надо из большей скорости вычесть меньшую скорость

V сбл = v1 – v2

(просмотр на диске правило и формулы) Чтобы найти расстояние между объектами при движении вдогонку, нужно скорость сближения умножить на время. Скорость сближения – это расстояние, на которое сближаются объекты за 1 час.

Теперь посмотрим второй фрагмент на диске (движение с отставанием)

Шаг 1.

Шаг 2.

Что мы видим? Легковой автомобиль обгоняет грузовик. Почему?(скорости разные)

Поскольку автомобили имеют разные скорости, то объекты удаляются друг от друга. Чтобы найти скорость удаления надо из большей скорости вычесть меньшую.

Запишем формулы сравним с ранее изученными ( всё вывешивается на доске)

физминутка

Потренируемся в решении таких задач.

- Откройте учебники на с.25 №1

Из села в город выехали одновременно машина и автобус. Автобус двигался со скоростью 60 км/ч, а машина – со скоростью 85 км/ч.

Ответьте на вопросы.

- Почему машина перегнала автобус?

- Увеличивается или уменьшается расстояние между ними каждый час?

- На сколько км автобус отстал от машины за 1 час? (Мы видим за 1 час они удаляются друг от друга на 85-60=25, на 25 км. Разность скоростей наз. скоростью удаления: v(уд) =v1 – v2 )

- На сколько км автобус отстанет от машины за 2 часа, если их скорость не изменится? 25*2=50

- На каком расстоянии друг от друга будут машина и автобус через 4 ч после начала движения? 25*4=100

На последний вопрос ответим письменно, но прежде вспомним ещё раз алгоритм решения

Составим алгоритм.

    • Определить вид движения.

    • Выбрать схему.

    • Вспомнить формулы.


- Ответьте на вопрос: отличается алгоритм решения задач нового вида от алгоритма ранее изученных задач?


Запишем решение задачи 1 способ:

    1. 85 – 60 = 25 (км/ч) скорость удаления

    2. 25 * 4 = 100 (км/ч) расстояние через 4 ч

2 способ:

Самостоятельная работа

- Работа в тетради.

Откройте тетради на с.


Итог урока

- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Как вы думаете, мы достигли этой цели?



Рефлексия (компьютерное голосование)

Оцените свою работу на уроке:

- Возьмите в руки пульты, проголосуем.

Итак, голосование окончено.

- Урок окончен. Спасибо за работу!












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!