Тема урока: Нахождение части от целого и целого по его части
Класс: 5 План
Этапа урока (время) | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организаци онный (1 мин) | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2.Мотиваци онный (5 мин) | Обеспечение мотивации учения обучающимися, принятие ими целей урока. | Фронтальная работа. Учитель мотивирует обучающихся, вместе с ними определяет тему и цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы. (Приложение 1) | Формулируют тему и цель занятия. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3.Применение знаний и умений в новой ситуации (24 мин) | Показать разнообразие задач на нахождение части от целого и целого по его части практического содержания. | Организует и контролирует процесс решения задач, оказывает помощь по запросу обучающихся. | Знакомятся при решении задач с понятиями «доходы и расходы семьи», «личный бюджет» и «семейный бюджет», «накопления», «инвестиции». Работают в парах над решением задач | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
4. Динамическая пауза (2 мин) | Смена деятельности | Обеспечивает смену деятельности и эмоциональную разгрузку обучающихся | Сменили вид деятельности, готовы продолжить работу | |
5. Контроль ный (5 мин) | Оценка и самооценка результатов деятельности обучающихся. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, устанавливает причины ошибок | Анализируют свою работу, высказывают свои затруднения и обсуждают правильность решения задач | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
6.Рефлексия (2 мин) | Инициировать рефлексию обучающихся | Подводит итоги работы класса | Рисуют смайлик из трех предложенных, который характеризует их настроение на уроке на маленьком листочке (веселый (было увлекательно, интересно и понятно); задумчивый (некоторые моменты вызвали затруднения); грустный (я не понял и мне очень нужна ваша помощь). | Регулятивные: оценивание своей деятельности на уроке |
7. Домашнее задание. (1 мин) | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Комментирует задание: придумать задачу на нахождение части от целого или целого по его части, связанную с личными накоплениями, решить ее. | | |
Приложение 1
1. Организационный момент (1мин) Здравствуйте, ребята, садитесь! Все готовы к уроку?
2. Актуализация знаний (7 мин)
Начнём мы сегодня наш урок с отгадывания ребусов. Догадаемся о чем пойдет речь на уроке.
Что же мы с вами изучали на прошлых уроках? (Понятие дроби, Нахождение части от числа и числа по его части).
Теперь давайте вернёмся к нашим ребусам [Дробь и задача], используя эти слова, сформулируйте тему урока.
[Решение задач на дроби] или [Нахождение части от числа и числа по его части].
Открываем тетрадь записываем число, классная работа, тема.
Итак, какую цель мы с вами поставим на урок исходя из нашей темы? Вам в помощь предлагаю следующие слова-помощники.
Дроби… Закрепить… Правило… Приобрести навык… Задачи… Решать…
Цель: Закрепить нахождение части от числа и числа по его части
Какие задачи вы поставите, чтобы достичь цель, т е с помощью чего мы с вами будем достигать цель:
- повторить правила нахождения части от числа и числа по его части
- применить теоретические знания на практике, при решении задач
3.Повторение изученного (математический диктант) (5 мин)
Прежде чем мы перейдем к решению задач на дроби проведем матем диктант на повторение с последующей взаимопроверкой, но сначала повторим правила
- Как же найти часть от числа?
- Как найти число по его части? (Дети отвечают)
Диктант:
1. Знаменатель показывает, на сколько равных частей делили целое. +
2. Дана дробь:
. 3 – знаменатель дроби. -
3. В коробке лежит 12 карандашей, 5 из них красные.
всех карандашей составляют красные? -
4. Коля решил 7 задач, и ему осталось решить еще 10 задач. Коля решил
всех задач? +
5.
кг = … г это 400г +
6. В году 365 дней, значит дни января составляют 30/365 часть года. -
Д
авайте проверим как вы справились с заданиями. Передайте свою тетрадь соседу справа и сравните варианты ответов с правильными.
Оцените работу своих одноклассников, используя следующие критерии:
Оценка | Количество верных ответов |
“5” | 6 |
“4” | 5 |
“3” | 3,4 |
“2” | 2,1,0 |
Поднимите руки, кто получил 5, 4, 3, 2.
4. Закрепление (13 мин)
Итак, мы сегодня с вами продолжаем изучать тему, которая , я вам не устану повторять, активно применяется в реальной жизни. Сегодня мы рассмотрим с вами несколько финансовых ситуаций из жизни обыкновенной семьи, в которых сможем активно применять изученные нами правила нахождения части от целого и целого по его части.
Семья Ивановых живет в городе Северодвинск. Она состоит из четырех человек: мамы, папы и двоих детей.
Мама – работает доктором. Ее заработная плата составляет 45000 рублей в месяц.
Папа – инженер-конструктор. Он работает на крупном судостроительном предприятии и зарабатывает 60000 рублей.
Старшая дочь – студентка. Она учится на учителя английского языка. Девочка отличница и получает повышенную стипендию в размере 15000 рублей ежемесячно.
Младший сын пока учится в школе и не имеет собственного дохода.
Давайте рассмотрим первую задачу. (удоски)
Раз в месяц родители выделяют сыну деньги на карманные расходы. Уже давно на семейном совете они решили, что каждое первое число месяца он будет получать
от общего дохода семьи. Какой суммой располагает мальчик каждый месяц?
Финансово грамотные люди всегда планируют как свой личный, так и семейный бюджет. Можно проанализировать доходы и расходы каждого члена семьи и если финансовая ситуация семьи позволяет, то выделить некоторые денежные средства на карманные расходы детям. Это научит их самостоятельно распоряжаться деньгами, планировать покупки и накопления.
Летом вся семья собирается поехать отдыхать на Черное море. Родители, будучи финансово грамотными людьми, приняли решение заранее откладывать деньги на отпуск. Посовещавшись, и составив финансовый план накоплений, мама и папа решили откладывать
их совместного дохода. Какую сумму родители откладывают ежемесячно? Сколько они накопят к отпуску за 9 месяцев? (в парах) со мной проверяют.
Еще одна черта, характеризующая финансово грамотного человека, это умение копить на долгосрочные цели. Планирование крупных покупок и трат позволяет человеку не брать взаймы или кредитоваться. Лучше заблаговременно начать откладывать понемногу, чтобы к нужному сроку накопить необходимую сумму.
Устали? Давайте немного разомнемся и вспомним валюты разных стран!
5. Физкультминутка «Страны и деньги» (2 мин)
Во всем мире много стран (обеими руками нарисовать большой круг в воздухе)
Посчитаем: Казахстан, (ладони перед собой с широко расставленными пальцами)
Индия, Япония, Россия и Эстония, (загибать пальчики начиная с большогопальца правой руки)
Китай, Корея, Франция,
Молдавия, Малайзия
И еще десятки разных, (сжимаем и разжимаем кулачки в ритм словам)
Стран больших разнообразных.
Назову сейчас я вам
Деньги этих разных стран: (сжимаем и разжимаем кулачки)
Рубль, доллар, франк, юань, (разжимаем пальцы с указательного на обеих руках начиная с правой)
Лира, евро, лат, динар.
6. Закрепление . Продолжим!(6 мин)
Старшая дочь очень хочет пройти дополнительные языковые курсы для углубления своих знаний. Она проверила свои накопления. На ее сберегательном счете есть свободная сумма в размере 4000 рублей. Узнав все подробности о занятиях, она выяснила, что ее накопления составляют
от их стоимости. Во сколько обойдется обучение дочери Ивановых и какую сумму ей еще необходимо накопить? (сами 5 чел на проверку)
Для накопления и сбережения своих средств сейчас существует множество способов. Финансово грамотные люди не хранят деньги дома в стеклянной банке. Они кладут их на сберегательные счета, инвестируют, а также пользуются другими финансовыми инструментами, которые позволяют сохранить и приумножить накопляемые денежные средства.
7. Подведение итогов (2 мин)
Вы успешно поработали и справились с задачами. Мы с вами рассмотрели лишь малую часть финансовых задач, на примере семьи Ивановых, которые могут встретиться реальной жизни, используя нашу тему «Решение задач на дроби».
Наверно вы уже догадались, что все эти ситуации случаются и в каждой из ваших семей. Ваше умение правильно анализировать экономическую информацию и применять необходимые математические знания позволят вам принимать верные финансовые решения и становиться финансово грамотными людьми!
Итак, скажите пожалуйста, мы достигли ту цель что ставили на уроке?
- В каких из задач вы находили часть от целого?
- А в каких целое по значению его части?
Оценки за урок (за диктант, у доски, сами 5 чел)
8.Рефлексия. (2 мин)
Давайте выясним ваше отношение к материалу, который мы закрепляли на уроке.
Сегодня я узнал…
Я выполнял задания…
Теперь я могу…
Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
Было трудно…
Поднимите руки те, кому ближе первая фраза,…
Мне было легко. Я справился со всеми заданиями.
Мне было трудно, но я справился.
Мне нужна помощь!!!
9. Домашнее задание (2 мин)
1 . по учебнику повторить правила на стр.
2. решить задачу №4 про семью Ивановых
Сын Ивановых увидел как мама оплачивает квитанцию за водоснабжение через интернет-банкинг. Его удивило, что сумма, которую оплачивает мама так велика, 3800 рублей. Мама рассказала мальчику, что это лишь часть всех коммунальных платежей, а именно
от общей суммы, которую они уплачивают ежемесячно. Подсчитайте, сколько семья Ивановых тратит каждый месяц на услуги ЖКХ?
3. Творческое задание. Придумать свою задачу с дробями.