1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня я у вас проведу урок математики. -Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, рабочая тетрадь, обычная тетрадь, пенал, наглядные пособия (счетные палочки и цифры). -Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток. -С какими числами мы работаем? - Знания, полученные на прошлых уроках вам сегодня пригодятся. | -Здороваются с учителем. Готовятся к уроку. -Ставят руку на локоток. -На прошлом уроке мы работали с двузначными числами. |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | -Давайте выполним задание, опираясь на ряд натуральный чисел. -Сосчитайте по порядку числа от 11 до 19, не пропуская ни одного элемента. -Теперь мы считаем числа от 13 до 18. -Посчитаем в обратном порядке числа от 20 до 15, не пропуская ни одного элемента. -Выполним следующее задание. Потерялось число 11. -Между какими числами оно находится? -На сколько число 11 больше числа 10? -На сколько число 11 меньше числа 12? -Как получить число 11? -Потерялось число 13. -Петя, между какими числами оно находится? -Насколько число 13 больше числа 12? -Насколько число 13 меньше числа 14? -Как получить число 13? -Потерялось число 16. -Настя, ответь пожалуйста, между какими числами оно находится? -На сколько число 16 больше числа 15? -На сколько число 16 меньше числа 17? -Как получить число 16? -Потерялось число 19. Ответьте: -Между какими числами оно находится? -На сколько число 19 больше числа 18? -На сколько число 19 меньше числа 20? -Как получить число 20? -Теперь назовите последующее число 13? -Последующее число 15? - Последующее число 19? -Назовите предыдущее число 12? - Предыдущее число 17? - Предыдущее число 20? -На сколько каждое последующее число больше предыдущего? -На сколько каждое предыдущее число меньше последующего? -Теперь возьмите в руки пучок счетных палочек. -Положите пучок перед собой, справа положите еще 2 палочки. -Какое число мы получили? -Сколько в этом числе десятков? -Сколько единиц? -Как получить число, которое меньше 12 на 1. -Какое число мы получили? -Сколько в этом числе десятков? -Сколько единиц? -Положите перед собой десяток и справа от него 5 палочек. Какое число получилось? - Сколько в этом числе десятков? -Сколько единиц? -Что нужно сделать, чтобы получить следующее число? -Какое число получилось? -Сколько в этом числе десятков? -Сколько единиц? -Придумайте в парах подобные задания для класса. ( Спросить несколько человек) -Ребята, что нужно знать, чтобы правильно записать двузначное число. -Возникло затруднение. Что нужно сделать? -Где возникло затруднение? -Почему оно возникло? -Используя слова: «я не смог это сделать, потому что….». Объясните свою причину затруднения. -Что нужно, чтобы выйти из ситуации затруднения? | -Считают числа от 11 до 19. -Считают числа от 13 до 18. -Считают числа в обратном порядке от 20 до 15. -Между числами10 и 12. -На 1. -На 1. -Нужно из 12 вычесть 1 или к 10 прибавить 1. -Петя отвечает, что число 13 находится между числами 12 и 14, оно больше предыдущего числа 12 на 1, и меньше последующего числа 14 на 1, чтобы получить число 13 нужно к 12 прибавить 1 или из 14 вычесть 1. -Настя, отвечает, что число 16 находится между числами 15 и 17, оно больше предыдущего числа 15 на 1, и меньше последующего числа 17 на 1, чтобы получить число 16 нужно к 15 прибавить 1 или из 17 вычесть 1. -Отвечают: число 19 находится между числами 18 и 20, оно больше предыдущего числа 18 на 1, и меньше последующего числа 20 на 1, чтобы получить число 20 нужно к 18 прибавить 1 или из 20 вычесть 1. -Называют 14. -16. -20. -Предыдущее число 11. -16. -19. -На 1. -На 1. -Берут пучки. -Кладут. -Число 12. -Один десяток. -2 единицы. -Убрать одну палочку. 11. - Один десяток. -1 единица. -15. -Один десяток. -5 единицы. -Прибавить 1. -16. - Один десяток. -6 единица. -Придумывают задания. Кто-то из учеников озвучивает своё задание: положите перед собой десяток и рядом 8 палочек. Какое число мы получили? Сколько в этом числе десятков, сколько единиц? Что нужно сделать, чтобы получить 19 единиц. -Знать цифры. -Остановиться и подумать. -В способе записи двузначного числа. -Мы не знаем, что нужно знать, чтобы правильно записать двузначное число. -Объясняют причину затруднения.( Я не смог этого сделать, потому что мы этого не проходили) -Надо узнать все о двузначных числах. |
3.Действие целеполагание | -Откройте учебник на странице 5 и 0. -Поставьте пальчик на цель, которую предлагает нам автор достичь. -Прочитайте её. -Что предлагает нам автор? -Эту цель предложил нам автор, а давайте поработаем над нашими личными целями. -Расставьте цели по порядку ( Нужно выдать карточки с целями в разбросанном виде). -Я узнаю, как называются разряды. -Я узнаю, как записывать двузначные числа. -Я узнаю, что обозначает каждая цифра в записи двузначного числа. -Я узнаю, что нужно знать, чтобы записать двузначное число? | -Открывают учебники и ставят пальчик на цель. -Читают жужжащим чтением. -Что будем учиться записывать числа от 11 до 20. -Смотрят на карточки. -Расставляют цели. (Должно получиться так) |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения Задача: решение ситуации затруднения | -Поставьте пальчик на таблицу, смотрим на первую колоночку. -Как называется первая колонна? -Как мы обозначаем десятки, поставьте пальчик ниже. -Какой цифрой обозначается пучок? -Смотрим вторую колонночку, как она называется? -Сколько здесь палочек? -Какой цифрой обозначается? -Это мы называем разрядами, разряд десятков и разряд единиц. -Первый разряд это у нас разряд единиц. -Второй разряд-разряд десятков. -Почему мы называем первый разряд единицами? -А разряд десятков мы называем десятками, почему? -Прочитайте число, которое у нас получилось. -Еще раз, сколько в этом числе десятков? -Сколько единиц? -А сколько у нас единиц первого разряда? -А сколько единиц второго разряда? -Возьмите цифру один, справа от нее положите цифру 6. -Какое число получили? -Сколько в этом числе десятков? -Сколько единиц? -Сколько единиц первого разряда? -Сколько единиц второго разряда? -Поставьте пальчик на вторую таблицу. -Первая колонка, что обозначает? -Что обозначает вторая колонка? -Чем у нас обозначены десятки? -Сколько их? -Сколько единиц? -Сколько единиц первого разряда? Сколько единиц второго разряда? -Как называется это число? -Поставьте пальчик на номер 1. Прочитайте его -Покажите 13 палочек. -Сколько это десятков? -Сколько единиц? -Откройте обычные тетрадочки. -Записываем дату и классная работа. -Число 13 это двузначное число. Оно состоит из двух цифр. Поэтому, каждая цифра пишется в своей клеточке. -Запишем число 13 в своей тетради, как записать число 13? -Сейчас я напишу на доске, вы внимательно смотрите, а потом запишите число 13 у себя в тетрадях. -Мы записали первую цифру, что она обозначает? -А вторая обозначает? | -Ставят пальчик. -Десятки. -Это пучок. -Цифрой 1. -Единицы. -Две. -два. -Потому что мы их изучаем раньше. -Потому что изучаем позже. -Двенадцать. -Один. -Два. -Две. -Одна. -Выкладывают цифру. -16. -1 десяток. -Шесть. -6. -1. -Ставят пальчик на 2 таблицу. -Десятки. -Единицы. -Пучками. -Два. -Ноль. -Ноль. -Два. -Двадцать. -Читают жужжащим чтением. -Выкладывают палочки. -1 десяток. -3 единицы. -Открывают. -Записывают. -Цифра один в первой клетке, цифра 3 во второй клетке. -Смотрят и записывают. -Количество десятков. -Количество единиц. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задача Тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи | -Поставьте пальчик на второй номер. Прочитайте задание. -Что обозначает первая цифра в числе 15? -Что обозначает вторая цифра в числе 15? -Сколько в нем десятков? -Сколько единиц? -Что обозначает первая цифра в числе 13? -Что обозначает вторая цифра в числе 13? -Сколько в нем десятков? -Сколько единиц? -Что обозначает первая цифра в числе 18? -Что обозначает вторая цифра в числе 18? -Сколько в нем десятков? -Сколько единиц? -Что обозначает первая цифра в числе 11? -Что обозначает вторая цифра в числе 11? -Сколько в нем десятков? -Сколько единиц? -Молодцы! | -Ставят пальчик. Читают жужжащим чтением. -Количество десятков? -Количество единиц. -1 десяток. -5 единиц. -Количество десятков? -Количество единиц. -1 десяток. -3 единиц. -Количество десятков? -Количество единиц. -1 десяток. -8 единиц. -Количество десятков? -Количество единиц. -1 десяток. -1 единиц. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задача: закрепление новых знаний и умений | -Откройте рабочую тетрадь на странице 23. -Выполните задание 1. В нем нужно записать, в пустые клеточки цифры, которые обозначают количество кубиков. -Давайте проверим, что у вас получилось. -Кто-то озвучит свои ответы, а все остальные проверяют своего товарища и себя. Если где-то разошлись ответы, проведем работу над ошибками. -Теперь выполните задание 2. -В нем вам нужно записать числа, которые пропущены в ряду натуральных чисел. -Давайте проверим, хором назовите пропущенные числа. -Молодцы! | -Открывают. -Выполняют самостоятельно. -Проверяют, что получилось. 14, 18, 17, 15. -Выполняют. -Отвечают хором: 13, 14, 16, 17, 19, 20. |
8. Повторение | -Поставьте пальчик на 3 задание. -Какое число находится между числами 9 и 11? -Найдите его на числовом ряду. -Если к 10 прибавить 1 единицу, то получится? - Какое число находится между числами 13 и 15? -Найдите его. -Если к 14 прибавить 1 единицу, то получится? Какое число находится между числами 17 и 19? -Найдите его. -Если из 18 вычесть 1 единицу, то получится? Какое число находится между числами 18 и 20? -Найдите это число. -Если из 20 вычесть единицу, то получится? -Поставьте пальчик на номер 4. -Прочитайте, что нужно сделать. -Теперь я напишу эти числа на доске, желающий может выйти к доске и написать их в порядке увеличения. -Что получилось? -Молодец, присаживайся. | -Ставят пальчик. -Число 10. -11. -Число 14. -Получится 15. -18. -17. -Число 19. 19. -Ставят пальчик. -Читают жужжащим чтением. -Кто-то выходит к доске и пишет. -Отвечает: 1,2, 5, 10, 15, 17, 20 |
9. Итог урока (рефлексия учебной деятельности) Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме | -Мы хорошо с вами потрудились, давайте подведем итоги. - Какую цель ставили на урок? - Достигли цели? - Что нового узнали сегодня на уроке? - Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями? - Если вам понравился урок, у вас всё получилось, то покажите улыбающийся смайлик, а если урок не понравился и вам что-то было не понятно, то покажите грустный смайлик. - Спасибо всем за урок! | -Научиться писать числа от 11 до 20. -Да. -Ответы детей. -Показывают смайлики. |