Дата | |
Тема | Таблица единиц длины. Метр. |
Цели деятельности учителя | Познакомить с единицей измерения длины – метром; закреплять умения сравнивать именованные числа, преобразовывать величины, решать задачи и выражения изученных видов |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знают единицу измерения длины – метр, сколько в метре содержится дециметров, сантиметров; осознают, для чего необходима такая единица измерения длины; знают нумерацию чисел от 10 до 100, место каждого из чисел в пределах сотни на числовой прямой; умеют измерять объекты при помощи метра, сравнивать и преобразовывать величины, записывать двузначные и однозначные числа, решать составные задачи и выражения изученных видов и задачи на смекалку. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог; умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развивать мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность; проявляют личную ответственность |
методы и формы обучения | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная |
Оборудование | Счетные палочки, пучки палочек |
Наглядно-демонстрационный материал | Демонстрационный метр |
Основные понятия и термины | Сотня, увеличить, уменьшить, меньше, больше, сравнить, двузначные числа, однозначные числа, десяток, единица, сантиметр, дециметр, миллиметр, метр, величины, геометрические фигуры, многоугольник, треугольник, четырехугольник |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая подготовка | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия | Наблюдение |
II. Под- готовка к восприятию учебного материа- | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка | Читает отрывок из стихотворения: Эй, девчонки и мальчишки! Жизнь сегодня не проста, Зацифрованная слишком – Важно в ней уметь считать, Ведь без правильных расчетов Не построить школ, домов, | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: соотносят то, что уже известно и усвоено, с тем, что еще неизвестно и предстоит узнать и усвоить. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Уст- ные ответы |
ла. Сообщение целей и задач учебной деятельности | Беседа | Не отправиться в полеты, Не открыть других миров. Чтобы сделать симпатичней И комфортней мир вокруг, Нужно стать математичней, С королевою наук – Математикой сдружиться, Навести суметь мосты, На уроках потрудиться, Чтобы с нею быть на «ты». С математикою прочно Дружит летчик, инженер, Бизнесмен, банкир, станочник, Энергетик, модельер. Капитан считает часто Грузы, футы под килем – Он на судне главный, мастер, В математике – силен. Школяры и школярята, Вам работать, вам дерзать. Так учите же, ребята, Математику – на пять! Е. Конева – А вы можете сказать о том, что дружите с математикой? – Что вам особенно нравится на уроках математики? | | | Коммуникативные: достаточно полно и четко формулируют свои мысли. Личностные: осознают социальную роль обучающегося | |
| | – Что дается с трудом? – Несмотря на то, что вы изучаете математику не так давно, вы уже многое узнали и многому научились, но еще больше вам предстоит узнать. – Надеюсь, сегодня вы продемонстрируете свои знания, выполняя самостоятельную работу, решая задачи и выражения, и, конечно, откроете новое в удивительной и прекрасной стране – Математике | | | | |
IV. Кал- лиграфическая минутка | Правильное написание чисел; названия цифр, необходимых для записи чисел | Прописывает на доске: 4 4 4 4 4 7 7 7 7 7 0 0 0 0 0 – Запишите все двузначные числа, используя цифры 4, 7, 0. (40, 44, 47, 70, 74, 77.) – Назовите отличительные особенности двузначного числа от однозначного | Прописывают цифры, составляют из данных цифр двузначные числа и записывают их; записывают однозначные и двузначные числа; понимают роль каждой цифры в записи двузначного числа | Фронтальная Индивидуальная | Регулятивные: контролируют свою деятельность, оценивают ее, при необходимости вносят поправки. Познавательные: знают отличительные особенности двузначного числа и однозначного. Коммуникативные: умеют слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли | Уст- ные ответы, наблюдение |
V. Решение задач и выражений | Решение составных задач: задание 4 (с. 13 учебника, ч. 1). | – Является ли данный текст задачей? Почему? – Поставьте вопрос так, чтобы получилась составная задача. (Сколько страниц занимают обе сказки?) – Составим краткую запись: – Запишите самостоятельно решение задачи. 1) 40 + 20 = 60 (с.) – в другой сказке. 2) 40 + 60 = 100 (с.) – всего. – Проверим решение. – Сформулируйте и запишите ответ задачи. Ответ: обе сказки занимают 100 страниц. | Слушают учителя, отвечают на вопросы; выделяют условие, вопрос; называют данные и искомое числа; доказывают, что задача является составной; составляют крат- | Фронтальная. Индивидуальная. | Регулятивные: планируют и прогнозируют собственную деятельность; осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений. | Уст- ные ответы, наблюдение. |
| Решение выражений устно с подробным объяснением: задание 5 (с. 13 учебника, ч. 1). Физкультминутка | На одной ноге стоим, Удержаться так хотим. Руки кверху поднимаем И спокойно опускаем. Надоело всем сидеть. Нам охота повертеть Корпусом туда-обратно. И полезно, и приятно! А потом и головой Всласть покрутим мы с тобой. И на место снова сели, Принимаемся за дело | кую запись; обосновывают выбор знаков действия с подробным объяснением; находят значения выражений. | Фронтальная | Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявляют самостоятельность. Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества | Наблюдение |
VI. Под- готовка к вос- | Эмоциональная, психологическая и мотивационная | – Как можно узнать длину карандаша, книги и т. д.? (Измерить.) – Что поможет нам выполнить эту работу? (Линейка.) | Слушают учителя, отвечают на вопросы, обосно- | Фронтальная | Регулятивные: определяют учебную задачу. Познавательные: логически рассуждают; строят осознан- | Уст- ные ответы |
приятию нового материала | подготовка к усвоению изучаемого материала | – Какой единицей длины будете пользоваться? – Нам нужно измерить длину класса. Удобно ли будет пользоваться миллиметром? сантиметром? дециметром? Почему? | вывают свои ответы | | ное речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать, понимать партнеров по диалогу | |
VII. От- крытие новых знаний | Знакомство с новой единицей измерения длины – метром | – Для измерения длин больших предметов существует единица измерения – метр (демонстрирует). 1 метр – это 10 дм или 100 см. Запись на доске: 1 м = 10 дм = 100 см. – С помощью метра измерьте длину и ширину класса, ширину двери, длину доски и т. д. – Сравните 1 метр с 1 дециметром и 1 сантиметром и определите, на сколько 1 метр больше 1 дециметра (сантиметра). 1 м – это 100 см (100 – это 10 десятков). 1 дм – это 10 см (10 – это 1 десяток). 10 дес. – 1 дес. = 9 дес. (9 дес. = 90). Значит, 1 м больше 1 дм на 90 см. 1 м – это 100 см. Числу 100 на числовой прямой предшествует число 99. 100 – 1 = 99, значит, 1 м больше 1 см на 99 см | Слушают учителя; выполняют необходимые действия; рассуждают, измеряют длину заданных объектов; сравнивают изученные ранее единицы измерения длины с метром (в случае затруднения ученики могут пользоваться палочками) | Индивидуальная, групповая (пар- ная), фронтальная | Регулятивные: формулируют учебную задачу; осознают, что уже усвоено и что предстоит узнать и усвоить; контролируют и оценивают свою деятельность. Познавательные: анализируют, сравнивают, логически рассуждают, делают выводы; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, в случае необходимости задавать вопросы уточняющего характера, выполнять совместные действия | Уст- ные ответы, наблюдение |
VIII. Пер- вичное закрепление знаний | Сравнение величин: задание 2 (с. 13 учебника, ч. 1) | 1) 1 м * 99 см. 1 м – это 100 см; 100 см 99 см, значит, 1 м 99 см. 2) 1 дм * 100 мм. 1 дм – это 10 см, в 10 см содержится 100 мм; 100 мм = 100 мм, значит, 1 дм = 100 мм. И т. д. | Сравнивают величины; аргументируют выбор знака действия; выполняют задание с подробным объяснением | Фронтальная | Регулятивные: определяют учебную задачу. Познавательные: создают алгоритм деятельности; анализируют, сравнивают, делают выводы; логически рассуждают. Коммуникативные: четко и полно выражают свои мысли, аргументируют свое мнение | Уст- ные ответы, наблюдение |
IX. Выполнение задания на смекалку | Развитие логического мышления: задание 6 (с. 13 учебника, ч. 1) | Решение: Если четыре года назад Саше было 8 лет, значит, сейчас ей (ему) 12 лет. Соответственно через пять лет Саше будет 17 лет | Решают задачу, логически рассуждая | Фронтальная | Познавательные: выделяют необходимую информацию; логически рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: умеют доказывать свое мнение | Уст- ные ответы |
X. Ре- флексия учебной деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – Какие открытия сделали? – Какие новые знания, умения вы приобрели на уроке? – Оцените свою работу на уроке | Отвечают на вопросы; делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Регулятивные: понимают причины успеха или неуспеха; осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные: осознают важность полученных знаний | |
Д.з. | | | | | | |