Министерство образования и науки РД
Урок по математике в шестом классе по теме
«Сложение чисел с помощью координатной прямой»
6 класс
Разработан учителем математики Нижнеказанищенской средней школы №3 Абдулмеджидовой Х.М.
2016 год.
Урок по математике в шестом классе по теме
«Сложение чисел с помощью координатной прямой»
6 класс
Разработан учителем математики
Нижнеказанищенской средней школы №3 Абдулмеджидовой Х.М.
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)
ТЕМА УРОКА:
«Сложение чисел с помощью координатной прямой»
Цели урока:
образовательная – познакомить обучающихся со сложением положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой, закрепить умение при решении упражнений;
развивающая - развивать у учащихся познавательный интерес к
предмету, культуру выражения мыслей в
письменной и устной речи;
воспитательная –воспитывать у учащихся доброжелательное отно-
шение друг к другу, сострадание.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация по теме
«Сложение чисел с помощью координатной прямой», мультимедийный проектор.
Планируемые результаты:
Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, познавательный интерес, необходимость приобретения новых знаний.
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Познавательные:
формировать навыки сложение чисел с помощью координатной прямой.
Коммуникативные:
воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Методы обучения:
Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)
Наглядный
Проблемно-поисковый
Эвристическая беседа
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
I. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Посмотрите всё ль в порядке ручки, книги и тетрадки.
Звонок прозвенел, начинается урок.
-Сегодня девизом нашего урока будут древняя китайская мудрость:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
Я постараюсь заинтересовать вас, и привлечь ваше внимание. Надеюсь, что вы меня поддержите.
Слайд 2
II. Актуализация знаний обучающихся.
-Ребята, сейчас какое время года? /зима/
- Какая сегодня температура? /2 градусов мороза/
- Как можно сказать по-другому? /2 градусов ниже нуля/
- Каким числом можно записать эту температуру? /-2/
Слайд 3
Придумайте задачи на сложение отрицательных чисел, используя данные слова: проигрыш, долг, расход, глубина, изменение температуры.
Столбик термометра установлен на -30.
Какой станет температура, если столбик изменить на +40?
4 + (-7) = -3
Слайд 4
Столбик термометра установлен на 40.
Какой станет температура, если столбик изменить на -70?
4 + (-7) = -3
Слайд 5
Столбик термометра установлен на -10. Какой станет температура, если столбик изменить на -40? -1 + (-4) = -5
Слад 6
-Ребята, давайте вспомним сравнение чисел, попробуем определить какое число больше
-324 и 199
12,1 и 0
-12,1 и 0
85 и -85, а как называются число отличаются только знаком?
Слад 7
Ш. Изучение нового материала
« Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным». Б.Паскаль
Тема урока: Сложение чисел с помощью координатной прямой.
- Итак, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.
Слайд 8
-Цель нашего урока – научиться складывать положительные и отрицательные числа с помощью координатной прямой, применять полученные знания при решении упражнений.
Это первый урок по данной теме.
Слайд 9
-Ребята, давайте вспомним, что такое координатная прямая?
-Что называют координатой точки?
-Как расположены числа на координатной прямой?
-Расположите числа в порядке возрастания и отгадайте имя учёного.
АНДРЕС
Слайд 10
-Самое известное достижение Цельсия – это шкала термометра, которая была поделена на 100 градусов. Интересно, что первоначально Цельсий задал в ней температуру кипения воды при 0°, а таяния при 100°. И лишь потом другой швед – биолог Линней «перевернул» ее и сделал такой, какой мы знаем.
Слайд 11
-Ребята, скажите мне какое событие мы готовимся отметить 9 мая этого года? /70-летие Победы в Великой Отечественной войне/
- Все вы будущие защитники нашей Родины, и мальчики, и девочки. Представив себе, что Ахмед стал разведчиком и выполняет секретное задание. Сейчас он находится на расстоянии 1 км западнее штаба. Обратите внимание на масштаб: 1 ед. отр. = 1 км.
-А что называется масштабом? Компасом?
-Спустя некоторое время Анатолий стал двигаться в противоположном направлении, на восток и прошёл 5 км.
-Где по отношению к штабу окажется Ахмед?
Слайд 12
-Таким образом, может ли термометр служить моделью координатной прямой?
- Как термометр нужно расположить?
- С какой стороны от нуля на координатной прямой будет «минус и мороз», а с какой – «плюс и тепло»?
Слад 13
-Давайте поучимся складывать числа с помощью координатной прямой.
-Изобразите в тетради координатную прямую.
-Найдём сумму чисел -5+7. При перемещении точки А(-5) на 7 единичных отрезка, т. е. на 7 единичных отрезка вправо, она переходит в точку В(2). Значит -5+7=2
Слад 14
-Найдём сумму чисел 3+(-6). При перемещении точки А(3) на 6 единичных отрезка, т. е. на 6 единичных отрезка влево, она переходит в точку В(-3). Значит 3+(-6)=-3
Слад 15
-Постарайтесь по ситуации построить пример
(6+(-4)=2 6+4=10)
-Сравним результат и первоначальное значение. В первом случае результат увеличился, во втором уменьшился. Вывод: от прибавлении положительного числа результат увеличивается, а от прибавлении отрицательного числа уменьшается.
Слайд 16
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Пример 1. Найдем сумму -7 и 4
При перемещении точки А(-7) на 4 единицы, т.е. на 4 единицы вправо, она переходит в точку B(-3).
Слайд 17
-Пример 2. Найдем сумму чисел -2 и -4.
При перемещении точки А(-2) на -4 единицы, т.е. на 4 единицы влево, она переходит в точку B(-6).
Слайд 18
-Пример 3. Найдем сумму чисел 4 и -4.
При перемещении точки А(4) на 4 единицы влево она переходит в начало координат О(0). Сумма двух противоположных чисел равна нулю: а +(-а)=0
Слайд 19
-Пример 4. Найдем сумму чисел -5 и 0.
Прибавить к числу -5 число 0 – значит изменить число -5 на 0. Другими словами, оставить число -5 без изменения. Поэтому (-5)+0=-5.
От прибавления нуля число не изменяется. а+0=а
Слайд 20
-Ребята, мы устали, устали и наши глаза, сейчас давайте немножко отдохнём и проведём физминутку для глаз. Поможет нам добрый кот Леопольд.
Слайд 21
IV. Закрепление нового материала.
- Главный помощник в учебе — учебник. Он молчаливый и добрый хранитель знаний, ты сбереги его, чтобы чистым и опрятным в следующем году он пришёл к другим ребятам.
Работа с учебником (выполняем устно)
Решите задания с помощью координатной прямой:
№ 1020. № 1021.
-1+2 = 4+0=
3+(-4)= 0+(-3)=
-3+6 = -5+0=
1+(-5) = -3+3=
-5+6 = 7+(-7)=
-3+(-2)=
Слайд 22
-Проверь товарища !
-6+(-9)=
-1,5+(-5)=
-2+(-3,7)=
-3,1+(-1,5)=
-32+(-32)=
-Поменяйтесь с тетрадями и проверьте и оцените работу соседа по парте
(1 пример-1бал)
Слайд 23
-Каждый из нас, должен уметь проверять не только работу товарища, но и собственный труд и при этом быть предельно честным и объективным!
Давайте выполним работу под названием «Проверь себя»
(1 пример-1бал)
Слайд 24
VII. Информация о домашнем задании.
Инструктаж его выполнению.
Слайд 25
VIII.Рефлексия. Подведение итогов.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились со сложением положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой.
-Узнали, что прибавить к числу а число в – значит изменить число а на в единиц. Любое число от прибавления положительного числа увеличивается, а от прибавления отрицательного уменьшается.
- Сегодня за урок вы получили следующие оценки…
- Выберите один из трех вариантов, оценивающий
вашу работу на уроке и нарисуйте соответствующий смайлик
-приложил максимум усилий и у меня всё получилось
-что-то не получилось, но я старался
-очень часто возникали затруднения в процессе участия в работе
Слайд 26