СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике "Понятие обыкновенной дроби",5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по данной теме первый в системе уроков по теме «Понятие обыкновенной дроби», раздела «Дробные числа и действия над ними». В 5 классе обучается 27 человек, присутствовало – 25 обучающихся, 2 обучающихся отсутствовало.

         Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, индивидуальными особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по математике.

         Класс средней активности, любознательный.  Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний.

         Все этапы урока были направлены на выполнение целей урока с учетом особенностей класса. Исходя из целей, структура урока состоит из следующих этапов.

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике "Понятие обыкновенной дроби",5 класс»

Открытый урок по математике в 5 классе.

«Понятие обыкновенной дроби»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии: технология критического мышления, использование элементов проблемного обучения, использование элементов исследовательской работы на уроке.

Формы работы: групповая (парная), фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Учебник «Математика. 5 класс» (автор Мерзляк А.Г., раздаточный материал, математические модели, цветные карандаши.

Цель: познакомить обучающихся с обыкновенными дробями.

Задачи: познакомить с понятием обыкновенной дроби; научить читать запись обыкновенной дроби; указывать числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; записывать обыкновенную дробь.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое «доли», где числитель дроби, знаменатель дроби, что показывает числитель, а что знаменатель дроби.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое мнение.

  • Коммуникативные: уметь излагать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

  • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.









Ход урока

«Знание – самое превосходное из владений.

Все стремятся к нему,

само же оно не приходит».

Ал – Бируни.

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок – начинается урок

В этом классе все друзья? Да!

Я, ты, он, она, -  вместе дружная семья? Да!

Посмотри-ка на себя,

На соседа справа, на соседа слева.

В этом классе все друзья? Да!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья! Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.

  1. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Устный счет (повторение табл. умн.).

  3. Учитель читает стихотворение и показывает наглядно:

Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа, эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят, эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра, а для волка – кожура!

Он сердит на нас. Беда!

Разбегайтесь кто куда!

  1. Обсуждение стихотворения, учитель: Какой фрукт делили звери? Из чего он состоит? А какие дольки в апельсине? Значит, что такое доли? (ответы обучающихся).

  1. Постановка темы, цели и задач урока. Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда, если ты не один, приходится поделиться с кем-нибудь.

Ребята, у меня есть один мандарин и мне надо поделиться им с 3 обучающимися нашего класса, как мне это сделать? И сколько получит каждый? (Ответы обучающихся).

Класс делится на 2 группы. У вас на парте лежит шоколадка. Поделите ее поровну между собой. Сколько достанется каждому? (Ответы обучающихся).

Название долей мы знаем. Но мы ведь привыкли в математике все записывать. Натуральные числа вы все умеете записывать. А как же нам записать сколько каждому из вас досталось (мандарин, шоколадка)? (Ответы обучающихся). Для записи долей используется специальная запись. А вот как она называется, вы узнаете, решив уравнения. (Обучающиеся решают уравнения и сопоставляют корни уравнения с буквами).

Х + 12 = 36, Х = 24 (Д)

Y : 24 = 15, Y = 360 (Р)

72 : Z = 12, Z = 6 (O)

15 * A = 225, A = 15 (Б)

372 – С = 81, С = 291 (Ь)

А теперь скажите мне, чем же мы будем сегодня заниматься, изучать на уроке? (Ответ обучающихся «Дроби»). Открываем тетради записываем сегодняшнее число, классная работа и тема нашего урока «Понятие обыкновенной дроби».

Ребята, а как бы вы сформулировали цель урока? И какие мы можем поставить задачи? (Ответы обучающихся)

  1. Изучение нового материала. Для того, чтобы узнать, что такое «обыкновенная дробь» откроем учебник на стр. 171. (Работа с учебным текстом, фронтальная работа с классом).

Как же мне с помощью листа показать дробь одна вторая? (Ответы обучающихся). У вас на партах лежит листок (работа в парах). Разделите его на 2 равные части, свернув пополам. По линии сгиба проведите черту.

На сколько равных частей разделили полоску?(Ответы обучающихся). Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной, а число, записанное под чертой – знаменателем.

Закрасьте одну часть красным цветом. Сколько частей закрасили красным цветом? (Ответы обучающихся).

Запишем число 1 над дробной чертой вот так: . Число, записанное над чертой, называют числителем. Какой вывод мы можем сделать. (Ответы обучающихся).

– такая запись числа называется обыкновенной дробью. Что общего у этих дробей? (Числитель меньше знаменателя, ответ обучающихся). Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.

Организовывает решение типовых заданий (фронтально). При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.). Например, одна пятая; две шестых; восемьдесят три сто пятьдесят вторых.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление нового материала.

  1. Фронтальная работа, № 674, № 675.

  2. Все обучающиеся выходят к доске и записывают дроби, проговаривая их, называя числитель и знаменатель.

  3. Ребята, у вас на столах лежат шаблоны для № 676, выполните задание, используя эти шаблоны (парная работа с фронтальной проверкой).

  4. Работа в группах с фронтальной проверкой. Класс делится на 3 группы. У вас на столах шаблоны для № 677, выполните задания, используя эти шаблоны.

  1. Рефлексия. Дорогие ребята, давайте подведем итог нашего урока. Учитель читает стихотворение, делая паузу, чтобы обучающиеся вставили нужное слово:

Каждый должен за версту видеть дробную ______(черту).

Над чертой - ________(числитель) знайте,

Под чертою - __________(знаменатель).

Дробь такую, непременно,

Надо звать - _______(обыкновенной).

Ответы на вопросы стр. 172 учебника.

Ребята, у каждого из вас на столе есть 3 листочка разного цвета (красный, зеленый, желтый). Выберите сейчас цвет и прикрепите его на доску с помощью магнитов в зависимости от того, понравился вам урок сегодняшний или нет. Красный – ничего не понял (не понравился), зеленый – урок прошел полезно, все понятно, желтый – не совсем понятно.

  1. Информация о домашнем задании.











Самоанализ урока математики в 5 классе

(Учитель математики первой квалификационной категории

Соловьева Наталья Вячеславовна)

Формы работы: групповая (парная), фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Учебник «Математика. 5 класс» (автор Мерзляк А.Г., раздаточный материал, математические модели, цветные карандаши.

Цель: познакомить обучающихся с обыкновенными дробями.

Задачи: познакомить с понятием обыкновенной дроби; научить читать запись обыкновенной дроби; указывать числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; записывать обыкновенную дробь.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое «доли», где числитель дроби, знаменатель дроби, что показывает числитель, а что знаменатель дроби.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое мнение.

  • Коммуникативные: уметь излагать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

  • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Урок по данной теме первый в системе уроков по теме «Понятие обыкновенной дроби», раздела «Дробные числа и действия над ними». В 5 классе обучается 27 человек, присутствовало – 25 обучающихся, 2 обучающихся отсутствовало.

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, индивидуальными особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по математике.

Класс средней активности, любознательный. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний.

Все этапы урока были направлены на выполнение целей урока с учетом особенностей класса. Исходя из целей, структура урока состоит из следующих этапов.

  1. Организационный момент включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Подготовка класса и каждого ученика была проверена мною визуально.

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Устный счет (повторение таблицы умножения). Воспроизведение опорных знаний, полученных в начальной школе, установление осознанности их понимания, полноты и правильности их применения. На этом этапе мне удалось вовлечь обучающихся в процесс активного взаимодействия по реконструкции ранее изученного материала.

  3. Постановка темы, цели и задач урока. С помощью проблемной ситуации, через беседу с обучающимися подвела их к формировки темы урока. Цель урока согласовали с обучающими. Тема урока была выведена, цель урока поставлена, задачи определены.

  4. Изучение нового материала. Цель – организация обучающихся по исследованию проблемной ситуации. Работа по алгоритму, обсуждение ответов в группе и запись единого ответа. Вывешивание листов и обсуждение правильности выполненного задания. Корректировка полученных знаний.

  5. Физкультминутка. Физкультурные минутки и паузы во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. 

  6. Закрепление нового материала. Цель - установить осознанность нового материала через решения задач; организация деятельности по применению новых знаний. Учащиеся решают типовое задания с проговариванием алгоритма вслух, учатся записывать обыкновенные дроби.

В ходе выполнения группой, парной работы, обучающие применили полученные знания. Цель достигнута. Оформление было показано на доске.

  1. Рефлексия. Обучающиеся осуществили самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Мною были созданы условия, требующие от учащихся пробы своих возможностей самоопределения, самоутверждения, самооценки рефлексивных качеств.

  1. Информация о домашнем задании. Задание было задано для закрепления полученных знаний на уроке.

Выбранный тип урока соответствует его цели. Структура урока соответствовала его типу и дидактическим целям. Между этапами урока существовали взаимные связи, каждый последующий этап являлся продолжением предыдущего этапа.

Стиль отношений с обучающимися активно – положительный. Ребята на уроке работали все, были более активные и менее в своей работе, пассивно

созерцающих не было.

На уроке я использовала современные образовательные технологии: проблемное обучение – на этапе мотивации учащихся, наглядное, групповая (взаимопомощь, взаимопроверка), здоровьесберегающая технология – физкультминутка (гимнастика для глаз).

На уроке удалось: решить поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие.

Удалось полностью реализовать все поставленные задачи; выполнили все планируемые задания; пройдены все этапы урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!