Тема: Сантиметр – единица измерения длины.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме. Нумерация. Числа от 1 до 10.
Цель: сформировать представление о единице длины –сантиметре, как единой принятой мере.
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организацион-ный этап. Эмоциональный настрой | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | фронтальная | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу -Здравствуйте, ребята. Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением. - Я прошу поднять руку тех, кто пришёл сегодня научиться делать что-то новое. А теперь тех, у кого есть желание решать проблемы вместе. - Хлопните в ладоши, если вы готовы принимать активное участие в интересных делах и быть внимательными. Послушаем песню. Музыкальный файл из м/ф «38 попугаев» Песня «Ужасно интересно всё то, что неизвестно…» | Организовывают рабочее место. Слушают отрывок из мультфильма. | Мотивация к познанию нового. | Наблюдения учителя. |
2 | Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Фронтальная | - Из какого мультфильма прозвучала песня ? - Назовите героев этого мультфильма. Сколько их? -Они пришли к нам на урок и приготовили для вас задания. 1. Игра «Молчанка»     10, , 7, 5, 2,1. (слайд 2) - В каком порядке записаны числа? -Какое число следует за числом 6,8? -Как называются эти числа? -Какое число стоит перед числом 3,7? -Как эти числа называются? 2. Задачи в стихах. Принесла слону обезьяна Два банана. Вот обрадовала подарком Вапикана. Был один банан у него, Посмотрите. Теперь сколько стало всего Подскажите! Забежал щенок в курятник, Разогнал всех петухов. Три взлетели на насест, А один в кадушку влез. Два — в раскрытое окно, Сколько было их всего? Семь мартышек, семь соседок Со своих сбежали веток. Все повисли до одной На хвостах вниз головой. Раскричались, раскачались, Меж собою передрались. Больше всех досталось в драке Самой главной забияке. С ветки сбросили ее. Сколько будет без нее? В кормушке сидели Лишь три только птицы. Но к ним прилетели Еще две синицы. Так сколько же птиц Здесь в кормушке у нас? Пусть скажет скорее Каждый из вас (слайды 3-10) Результат покажите при помощи карточки. Назовите состав числа 3,4,5. | Отвечают на вопросы учителя. - «38 попугаев». - Слон, обезьяна, удав и попугай. 4 Учитель показывает на перевернутую карточку, учащиеся показывают ответ на математическом веере. -В порядке убывания. -7,9. -Следующие. -2, 6. -Предыдущие. Показывают карточку с нужным числом. Называют состав чисел | Способствовать развитию интереса к математике | Наблюдения учителя |
3 | Физминутка | | | Музыкальный файл»Мартышки» | Дети повторяют движения | | |
4 | Самоопределение к деятельности | | | -Ребята, герои мультфильма приготовили для вас следующее задание. У вас на столе полоски. Сравните их длины. Как вы будете это делать? - Покажите самую длинную полоску и самую короткую - Почему вы показали две полоски? - Каким способом вы сравнивали полоски? - А теперь возьмите карточку. Посмотрите, что на ней изображено? - Какой отрезок длиннее: зелёный или синий? - Какой отрезок короче: красный или синий? - Как вы это определили? - Какой отрезок длиннее: зелёный или красный? - Можно ли определить на глаз? - Ни один из знакомых способов сравнения длин отрезков не подходит. Что вы можете предложить? - Как вы думаете, чему мы сегодня на уроке должны научиться? - Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки новой меркой. | Отвечают на вопросы учителя - Накладывать полоски друг на друга, совмещая начало полосок. Показывают две полоски. -Они одинаковой длины. -Наложением. - Три отрезка: зеленый, красный и синий. Ответы детей - Это видно на глаз. -Нет. Учащиеся предлагают варианты и приходят к выводу,что отрезки нужно измерить меркой. Ответы детей. Учиться измерять отрезки с помощью новой мерки | уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; отличать новое от уже известного с помощью учителя; | |
5 | Практическая работа | | Работа в парах | – На партах найдите полоски – мерки. А что такое мерка? – Вместе с соседом измерьте длину самой длинной красной полоски, которая у вас лежит на парте. Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз она поместилась в длине полоски. Договоритесь, как будете измерять, и кто будет отвечать. Откуда начнете измерение? – Сколько раз мерка поместилась в полоске у 1 ряда ?– 6 раз.У 2 ряда?– 3 раза. – Получилась разная длина. – Ребята, что же это такое? Разве у нас полоски разные? – Почему же так получилось? – Подумайте, что же надо сделать, чтобы у всех получился одинаковый ответ? | То, чем измеряют. Считают, измеряют. Делают выводы. Измеряли разными мерками. Нужно отрезок измерять с помощью одной и той же мерки. Высказывают мнение, формулируют выводы о необходимости введения единой мерки для измерения длины | | |
6 | Упражнения для снятия усталости глаз | | | слайд 11 | | | |
7 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Обсуждение затруднений | | Видео - Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма. - Что делали зверята? - Как они его измеряли? - Почему получались разные результаты? Слайд 12 - Какой выход можете предложить? -Мерка, с помощью которой измеряют длины отрезков называется единичным отрезком или единицей измерения. Чтобы измерения были правильными, точными, во всех странах мира используют одинаковые единицы измерения - Ребята, а кто из вас знает, какими мерками длины люди пользовались раньше? Историческая справка. (слайд13) Единицы измерения длины. Оказывается, в старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека. Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца. Фут- длина стопы. Дюйм – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца. Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук. Вершок - расстояние указательного пальца. Это всё мерки. С одной универсальной меркой мы познакомимся сегодня. Это - сантиметр. (слайд 14) Слово сантиметр после числа пишут кратко: 1см и точку не ставят, а читают «сантиметр». - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? - Перед вами мерка зеленого цвета, она равна 1 см. Измерьте длину ручки в сантиметрах. Как вы будете это делать? -Сколько сантиметров составляет длина ручки? - Легко ли было измерять? - Неудобно измерять, мерка маленькая, нужно запомнить, где закончилась мерка, чтобы отложить следующую. - Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку. Загадка: Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? - … (слайд 15) - Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и чертить отрезки по заданной длине. | Смотрят отрывок из мультфильма»38попугаев» Измеряли удава Шагами. Отвечают на вопросы учителя Мерка должна быть одинаковой - Единица измерения длины – сантиметр. - Накладывать мерку на ручку и считать сколько раз она уложится в ручке. Отвечают на вопросы учителя. -Неудобно. Линейка | Способствовать развитию интереса к математике,формированию мотивационной основы учебной деятельности | Сформулированы и зафиксированы цели урока. |
8 | Физминутка | | | 38 попугаев | | | |
9 | Первичное усвоение новых знаний | | Фронтальная работа. Работа с учебником. | - А вот Мартышка и Слон измерили длину одинакового отрезка. - Почему одинаковые полоски получились у Мартышки и Слоненка разной длины? -Длина отрезка у Слона 5см, а у Мартышки -4см. слайд17 -Кто из них правильно измерил? Почему? -Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: совместите начало отрезка с отметкой “ 0 “ на линейке. На каком числе заканчивается отрезок – это и есть длина отрезка. Измерьте при помощи линейки длину своего карандаша. Сколько сантиметров составляет длина карандаша? - Откройте учебник на стр. 66. Прочитайте, чему мы должны сегодня научиться. - Определите длину отрезков. -Мартышка приготовила для вас задание – определить длину отрезков. Посмотрите на отрезки, приведенные ниже. Как определить их длину? - Чему равна длина розового отрезка? Чему равна длина зеленого отрезка? | Ответы детей. Не правильно использовали линейку Ответы детей. Определяют длину отрезков. Определяют длину карандаша. Измерять и чертить отрезки. Измерить линейкой -Розовый -4см, зеленый – 3см | находить ответы на вопросы, используя учебник, | Ответы на вопросы |
10 | Первичная проверка понимания | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | Индивидуальная | Напоминает обучающимся, как работать с линейкой. а) Упражнения в построении отрезков. 1вариант-длиной 4см. 2вариант-длиной 6 см. б) Выполнение заданий в рабочей тетради на с.24 по выбору | Самостоятельно выполняют задание. Делают выводы. | Умение самостоятельно выполнять задания, сравнивать по образцу, исправлять ошибки, если они есть | Проверка по образцу. |
11 | Первичное закрепление | Обобщение и систематизация знаний | Фронтальная | - С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? -С помощью какого инструмента? -Как это правильно сделать | Дети отвечают на вопросы. -с помощью сантиметра -с помощью линейки -приложить линейку числом 0 к началу отрезка | уметь оформлять свои мысли в устной форме; осуществлять анализ учебного материала | Ответы на вопросы. |
12 | Рефлексия (подведение итогов) | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и своего класса | Фронтальная | -Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? -Что мы не умели, а теперь научились? - Что больше всего понравилось? Почему? Я прошу улыбнуться тех, кто работал на уроке с хорошим настроением. - Я прошу поднять руку тех, кто научился делать что-то новое. Оцените свою работу на уроке,выберите фрукт. Ананас- я узнал много нового. Желтый банан- мне было интересно. Зеленый банан- я все это знал.(слайд19) | -анализируют, делают выводы; -отвечают на вопросы, выражают свое мнение; самооценка | Умение на основе анализа объектов делать выводы. Умение осуществлять действие контроля и оценки. | Самооценка при помощи знаков. |
.