Обобщающий УРОК ПО ТЕМЕ: «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ » В 10 КЛАССЕ
Цели урока:
Учебные:
Обобщить теоретические знания по теме: «Производная. Геометрический и физический смысл производной.»;
Показать межпредметную связь на примере математического моделирования. Показать применение производной при решении жизненно важных задач.
Воспитательные:
Обучение навыкам: работы в оптимальном темпе, подведение итогов. Развитие умения оценивать свои способности, контактировать с товарищами.
План урока
I. Организационный этап.
Показатели выполнения психологической задачи этапа:
Доброжелательный настрой учителя и учащихся; Быстрое включение класса в деловой ритм;
Организация внимания всех учащихся; Кратковременность организационного момента;
Полная готовность класса и оборудования к работе.
Урок по теме : «Применение производной»
Урок проводится после изучения физического и геометрического смысла производной, производных элементарных функций . При актуализации знаний предлагаются задания из ЕГЭ.
II. Вступительное слово учителя
Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Мы приветствуем гостей. Я надеюсь, что вы сможете показать, как знаете теоретический материал, посвященный данной теме, понимаете геометрический, механический смысл производной. Я уверена, что вы продемонстрируете умение применять полученные знания при решении задач разного уровня сложности, а также навыки самоконтроля и самооценки.
На этом уроке вы можете добавить баллы к своему рейтингу за различные виды работ (у каждого учащегося на парте оценочный лист):
Фронтальный опрос,
письменный тест,
ответы на теоретические вопросы,
подготовку докладов и исторических сообщений,
ответы и выполнение практических заданий на рабочих местах.
Я желаю вам на уроке удачи, точных расчетов и вычислений.
Итак начнем. Какой раздел математики изучаем? (дифференциальное исчисление)
Какие вопросы уже рассмотрели?
Как вы думаете что еще нам необходимо рассмотреть? (применение производной).
На одном из первых уроков изучения производной, я вам задала вопрос: «Мы изучаем производную. А так ли это важно в жизни? » Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.
С 1. Откройте тетради. Запишите число, классная работа, тему урока. Тема нашего урока «Применение производной».
С 2. Эпиграфом к нашему уроку хочу взять слова Лобаческого:
«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира… ».
Как и многие разделы математики, дифференциальное исчисление возникло из необходимости решения практических задач. В основном источником дифференциального исчисления явились задачи двух видов: нахождение наибольших и наименьших значений величин, на вычисление скоростей.
Давайте попробуем поставить цели урока, что нам необходимо сегодня сделать?
С. 3
В ходе изучения данной темы у вас формировались умения нахождения производной. Ответьте на вопросы
Что называется приращением аргумента.
Что называется приращением функции.
Дайте определение производной функции f(x) в точке x0.
Основные формулы дифференцирования
Правила вычисления производных
Геометрический смысл производной С 4,5
Физический смысл производной С 6,7.
Зафиксируйте результат своей работы в оценочном листе.
Немного истории.
Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в XV11 веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики, но в первую очередь следующих двух: определение скорости прямолинейного движения и построения касательной к прямой. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали аппарат, которым мы и пользуемся в настоящее время.
И.Ньютон в основном опирался на физическое представление о мгновенной скорости движения, считая его очевидным и сводя к нему другие случаи производной, а Г.Лейбниц использовал понятие бесконечно малой.
Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем, получило название дифференциального исчисления. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии. В частности, используя методы дифференциального исчисления, ученые предсказали возвращение кометы Галлея, что было большим триумфом науки XV111 в. С помощью тех же методов математики изучали в XV11 и XV111 вв. различные кривые, нашли кривую, по которой быстрее всего падает материальная точка, научились находить кривизну линий. Большую роль в развитии дифференциального исчисления сыграл Л.Эйлер, написавший учебник «Дифференциальное исчисление».
Основные понятия дифференциального исчисления долгое время не были должным образом обоснованы. Однако в начале X1X в. французский математик О.Коши дал строгое построение дифференциального исчисления на основе понятия предела.
Применяемая сейчас система обозначения для производной восходит к Лейбницу и Лагранжу.
В настоящее время понятия производной находит большое применение в различных областях науки и техники.
Посмотрим как вы умеете применять теоретический материал к решению задач
Тест С 8. (на выполнение теста 5 минут)
Найти производную функции: f(x)=3x4-7x3+x+5 Решение: f’(x)=12x3-21x2+1
f(x)= Решение: f’(x)= = = =
f(x)=(3-2x)3 Решение: f’(x)= 3(-2)(3-2x)2=-6(3-2x)2
f(x)= f’(x)= = -3*5(5x+1)-4=
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)= t3 -2t2-4t+ 3(где x-расстояние от точки отсчета в метрах, t- время в секундах, измененное с начала движения) В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 38 м/с ? Решение : Найдем закон изменения скорости : V(t)=x’(t)= t2- 4t-4 Чтобы найти, в какой момент времени t скорость была равна 38м/с Решим уравнение:
t2-4t-4=38 -8t-84=0 = 14 =-6- не подходит т.к. t0 Ответ: 14 с
Ответы С 9.
f’(x)=12x3-21x2+1
6(3-2x)2
Оцените свою работу (заполните лист самооценки).
Теперь покажем важность роли производной в исследовании процессов окружающего мира и еще покажем практическую необходимость темы «Производная».
Каждый из вас получил домашнее задание, выяснить применение производный в той науке, который вы интересуетесь. Посмотрим как вы справились.
С 10. Производная в химии.
С 11. Задача по химии:
Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью:
р(t) = t2/2 + 3t –3 (моль)
Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
С 12. Решение:
Понятие на языке химии | Обозначение | Понятие на языке математики |
Количество в-ва в момент времени t0 | p = p(t 0) | Функция |
Интервал времени | ∆t = t– t0 | Приращение аргумента |
Изменение количества в-ва | ∆p= p(t0+ ∆ t ) – p(t0) | Приращение функции |
Средняя скорость химической реакции | ∆p/∆t | Отношение приращёния функции к приращёнию аргумента |
С 13. Производная в биологии.
С 14. Биологическая задача.
По известной зависимости численности популяции x(t). Определить относительный прирост в момент времени.
С 15 Что такое популяция?
Популяция – это совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций, а также является элементарной единицей эволюции.
С 16. Решение
Понятие на языке биологии | Обозначение | Понятие на языке математики |
Численность в момент времени t1 | x = x(t) | Функция |
Интервал времени | ∆t = t2 – t1 | Приращение аргумента |
Изменение численности популяции | ∆x = x(t2) – x(t1) | Приращение функции |
Скорость изменения численности популяции | | Отношение приращения функции к приращению аргумента |
Относительный прирост в данный момент | | Производная |
Прирост популяции равен производной численности в момент времени t P=x’(t).
С 17. Производная в географии
С 18. Задача :
С 19. Решение:
Пусть у=у(t)- численность населения. Рассмотрим прирост населения за Dt=t-t0
Dy=k y Dt, где к=кр – кс –коэффициент прироста (кр – коэффициент рождаемости,
кс – коэффициент смертности) Dy/ Dt=k y
При Dt®0 получим lim Dy/ Dt=у’
у’=к у
С 20. Производная в физике
С помощью производной можно определить оптимальную скорость расхода горючего.
С 21. Задача.
Экспериментально установлено что расход горючего автомобилем зависит от скорости его движения и определяется формулой
f(x)=18-0.3x+0.003x2 30≤x≤100,
Где х км/ч – скорость, f (х) - расход горючего на 100 км пути,
Определить скорость сгорания топлива при скоростях 75;100 и 40км/ч
Решение
Найдем производную функцию f (x) fI (x)=-0.3+0.006x
Отсюдаf I(75) = 0.15; f I (100)=0.3; f I (40) = -0.06
Знак «-» указывает на то, что скорость расхода горючего уменьшается.
Проверим это:
f (40) = 18-12+4.8=10.8л
f (41) = 18-12.3+5.04=10.74л
Т.е. расход уменьшается на 0.06л.
Таким образом изменение скорости х по- разному влияет на расход горючего.
Если движение автомобиля ускоряется при малых скоростях, расход горючего уменьшается, а при больших – увеличивается. Очевидно, что для каждого автомобиля существует такая скорость, при которой расход горючего постоянен. Эту скорость назовем «критической».
Для определения критической скорости прировняем f(x) к нулю:
-0.3+0.006х=0
Х=50км/ч
Следователь при скорости движения до 50км/ч расход горючего уменьшается, а затем увеличивается.
Математическая притча «Скорость жизни»
Существует формула: время, умноженное на скорость, равно расстоянию. Будучи распространена на жизненный путь человека, эта формула означает: чем с большей скоростью «идет» человек по жизни, тем длиннее его жизненный путь. Можно прожить короткую жизнь, но за отведенное время пройти в своем развитии громадное расстояние. Пушкин прожил всего 37лет, но сделал за свою жизнь столько, сколько другой человек не сделал бы и за несколько жизней. Конечно, много зависит от врожденных способностей, но немало зависит и от самого человека. Так давайте двигаться по жизни с оптимальной скоростью.
ФИЗМИНУТКА С 21
- Знаете ли вы, что такое «царственная осанка»?
- Попробуем принять царственную позу: спина прямая, мышцы головы без напряжения, выражение лица очень значительное: ведь вы знаете такое количество табличных производных, правила дифференцирования, которое не по силам даже царственным особам. Очень быстро активизируем свой мозг. Для этого интенсивно промассажируем межбровную точку: указательным пальцем правой руки делаем 5 круговых движений в одну сторону и в другую. Повторим это 3 раза
С 22 . Теперь посмотрим как данная тема представлена на ЕГЭ
С.24
С 25.
С 26
С 27
С 28
С 29. И, наконец, после “всяких умных вещей” немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер.
Имеют ли они отношение к теме нашего урока?
Можно ли по этим графикам судить о скорости приращения наших знаний в ходе урока? Если - да, то как? Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока
С 30. Рефлексия Синквейн.
С 31. Итоги урока:
Каким вопросам был посвящен урок? Что нового узнали на уроке? Какие теоретические факты обобщались на уроке? Какие рассмотренные задания ЕГЭ оказались наиболее сложными? Почему?
С 32. Домашнее задание
Подобрать нерассмотренные задания ЕГЭ, создать презентацию интересных заданий.
Самооценки и оценки на основании листа.
В заключении урока, я хочу вам прочитать стихотворение:
« Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаза,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей»
так сказал американский математик Морис Клайн.
Спасибо за урок!
Оценочный лист. |
Задания для всего класса | Основные виды работ | Максимал. к-во баллов | Само- оценка | Итог |
Фронтальный опрос | | | |
тест | 1-5 бал. | | |
|
Дополнительн. виды работ | Теория, доклады | 1-5 бал. | | |
Дополнительные задачи | | | |
Сумма баллов | |
Оценка | |
Оценка
Критерии
8-10 баллов –оценка 3
11-13 баллов – оценка 4
14-и выше – оценка 5