Урок по математике
в 4 классе на тему: «Единицы времени»
Класс: 4 класс
Тема урока: «Единицы времени»
Цель урока: создать условие для систематизации знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год, век, эра
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год, век, эра:
Развивающие:
- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать задачи;
- развивать логическое мышление, память;
- развивать самостоятельную деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике, показать практическую применяемость научных знаний в мире профессий (расширить информационное поле профессиональной деятельности человека);
- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;
- формирование умения работать в группах;
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- сформированы систематические знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год, век, эра:
- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.
Личностные УУД:
- сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;
- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- сформировано умение определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательность действий, контроль знаний.
Коммуникативные УУД:
- сформировано умение работать в группах;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану
Оборудование: Презентация, видеофрагмент, раздаточный материал (карточки с заданиями), цветная бумага
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
Организационный момент. (2 мин)
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной внешней обстановки на уроке)
-Какой сейчас урок?
-Что мы развиваем на уроке математики?
Всесторонняя проверка знаний. Устный счет. (5 мин)
- Перед вами конверты. В них шифр и чистый листок, фломастер. Вам необходимо решить каждому свое выражение и по шифру определить букву. Затем из букв своей группы составить и записать слово.
Работа в микрогруппах.
1 группа:
62*100 111*4 2600:10 240:3 36+17
260 | 53 | 444 | 80 | 6200 |
т | и | у | к | с |
(сутки)
2 группа:
200-80:5 91:7 80:5 8*19 240:(80:2) 56:14
13 | 16 | 6 | 184 | 4 | 152 |
е | д | л | н | я | е |
(неделя)
3 группа:
30:6*5 92:4 50:25*9 (44+33):7 78:13
(месяц)
4 группа:
95:19*18:6 82:41*39 75:15*12:20
(век)
5 группа:
82:41*39 24:2*3:18 75:15*12:20
(год)
6 группа:
95:19*18:6 75:15*12:20 82:41*39
(эра)
- Карточки со словами на доску.
- Сформулируйте тему урока (Единицы времени)
СЛАЙД №1
III. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. (2 мин).
- Как вы думаете, для чего нам необходимо изучать время?
- Людям, каких профессий необходимо точное время? (учитель, врач, хирург; людям управляющим транспортом: летчики, машинисты, космонавты, моряки, диспетчеры; историки, археологи, астрономы, часовых дел мастера, оперативный дежурный персонал и т.д.)
- Обоснуйте свои ответы.
- Какая самая маленькая единица измерения времени? (секунда)
- А за ней следует? (мин)
- Кто знает, когда люди начали измерять время?
IV. Усвоение новых знаний. (5 мин)
Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звёздами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времён года. Они ещё не умели объяснить эти явления, но стали с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки и год.
Продолжительность года определялась вначале очень неточно. Например, древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого. (Слайд№2)
Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом звезды Сириус («Палящий»). (Слайд №3).
Год стал определяться точнее, т.к. между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей.
Египтяне изобрели один из самых удачных календарей. Сначала они разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Но скоро обнаружили, что год получился слишком коротким: Сириус опаздывал появляться над горизонтом на целых 5 дней. Пришлось добавить 5 праздничных дней в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут. Но и год в 365 суток на четверть короче правильного. Сириус стал опаздывать меньше, но все же за 4 года набегали целые сутки!
В 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь ввел такой календарь в Древнем Риме. (Слайд №4).
По юлианскому календарю (по «старому» стилю) год содержит 365 суток, но каждый четвертый год – високосный, он содержит 366 суток. Этим календарем пользовались до XVI века (за каждые 128 лет накапливались сутки). Затем папа римский Григорий XIII – провел в 1582 году реформу. О ней вы узнаете на уроках истории в 5 классе.
На доске: работают дети.
- Составим ленту времени, расставим единицы времени («продукт» учащихся на устном счете), соотношение величин.
- Попробуйте посчитать, сколько в году дней, может быть ученые ошиблись?
31+29(28)+31+30+31+30+31+31+30+31+30+31=
- Каким способом считали? Покажите. (31*7+30*4+29(28))= 30*11+1*7+28(29)
366-29(28)-30*4-31*7=)
V. Проверка понимания учащимися нового материала. (7 мин)
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление и устранение обнаруженных пробелов.
Работа с учебником с. 51, №251
- Прочитайте текст задачи.
- О ком говорится в задаче? Что говорится?
- Какой главный вопрос в задаче? Что для этого надо знать?
- В какой форме можно записать краткое условие задачи? (чертеж, краткая запись)
- Какой удобней? Построим чертеж по условию задачи.
(один ученик у доски)
- Решите самостоятельно. (проверка)
30+31+12+12+7=92(дн) 12*2+31+30+7 Проверка: (31*2+30)-12*2-31+30=
ФИЗМИНУТКА (2мин)
Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть, который час,
Раз, два, три, четыре
Мыши дернули за гири.
Раздался страшный звон,
Разбежались мыши вон.
VI. Закрепление нового материала. (15 мин)
Цель: закрепить у учащихся знания величин времени и умения применять их в измененной ситуации.
- Я приготовила для вас задание.
- Посмотрите, что вам нужно знать, чтобы его выполнить? (знание единиц времени, умение переводить большие величины в меньшие и наоборот, умение быстро считать).
- Работаем самостоятельно, к доске вызываю ученика.
-На выполнение даю 3 минуты
Самостоятельная работа
СЛАЙД № 5 (ученик на закрытой доске)
(Взаимопроверка)
- Сравнение с образцом выполнения ученика и учителя.
- Поставьте отметку на полях.
СЛАЙД № 6 (работа в парах)
- Следующее задание вы выполняете в парах, помогайте друг другу.
- Если пара готова, поднимите руку.
- Задание дается на 3-4 мин.
Рефлексия
СЛАЙД № 7
- Сейчас будете выполнять задание самостоятельно. Какие знания вам понадобятся? (умение находить доли от числа и знания отношения величин, навык быстрого счета).
Прогнозирование результата.
- Кто сможет решить, поставьте себе в тетради «+», если сомневаетесь, то «-«
- Кто правильно выполнил задание поставьте «+», у кого ошибки, то «-«
- Поднимите руки у кого «++» - Молодцы! У кого «-+«, нужно верить в себя. И т.д.
VII. Домашнее задание. (3 мин)
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
С. 57 № 8, 9
Выберите задание, с которым вы сможете справиться: составить задачу или подготовить пословицы, поговорки по теме «Единицы времени». Оформить красиво.
VIII. Рефлексия (2 мин)
Прием рефлексии «Одним словом»
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие.
Удовлетворение
Вдохновение
Скука.
Тревога.
Покой.
Уверенность
Неуверенность.
Наслаждение.
Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
IX. Итог урока: (2 мин)
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- Кто из вас, во время выполнения заданий, не допустил ни одной ошибки и может поставить себе «5»?
- Кто допустил 1-2 ошибки? Ставлю отметку «4»
- Кому ещё нужно поработать и над чем?
- Какие задания вам показались интересными? Кто из ребят вам понравился на уроке?
2600:10 240:3 62*100
36+17 111*4
260 | 53 | 444 | 80 | 6200 |
т | и | у | к | с |
91:7 80:5 240:(80:2)
200-80:5 8*19 56:14
13 | 16 | 6 | 184 | 4 | 152 |
е | д | л | н | я | е |
78:13 (44+33):7 50:25*9
30:6*5 92:4
82:41*39 95:19*18:6 75:15*12:20
24:2*3:18 82:41*39 75:15*12:20
82:41*39 95:19*18:6 75:15*12:20