Интегрированный урок
на тему:
«А.В.Суворов и математика»
Доброе имя должно быть у каждого честного человека: лично я видел это доброе имя во славе своего Отечества
А.В.Суворов.
Цели урока:
Образовательные - познакомить учащихся с жизнью и деятельностью великого русского полководца А.В.Суворова; обобщить знания, умения и навыки по материалу математики 6 класса за I полугодие.
Развивающие: развивать элементы ораторского искусства, навыки самостоятельной работы, умения анализировать, сопоставлять известные факты; логически мыслить.
Воспитательные: способствовать формированию правильных нравственных ориентиров, продолжать воспитывать чувство патриотизма, чувства любви к Родине, к ближнему.
Наглядные пособия: портрет Суворова; выставка книг о Суворове, портреты отца, жены, дочери и сына полководца; репродукция к картине «Альпийский поход Суворова», плакат с наградами Суворова, плакат с эпиграфом, дифференцированные карточки по математике.
План урока:
1.Постановка цели и задач урока- 5 мин.
2 Личность Суворова- 10 мин.
3.Юность Суворова- 15 мин.
4.Сообщения детей:
а) Екатерина II и Суворов.- 10 мин.
б) Суворов и нищий.- 5 мин.
в) Отставка Суворова-5 мин.
5.Швейцарский поход Суворова – 20 мин.
6. Еще немного о Суворове.- 10 мин.
7. Смерть Суворова- 5 мин.
8. Итог урока- 5 мин.
На урок отводятся (2ч), его проводят два учителя: истории и математики.
Ход урока.
1.Постановка цели и задач урока.
Наш урок « А.В. Суворов и математика» посвящается 60- летию Победы. Ребята, вы знаете, что вся наша страна, вся прогрессивное человечество в этом году отмечает 60 – летие Победы над фашисткой Германии. Наша страна одержала эту победу благодаря мужеству советских воинов, стойкости советского народа. Но это мужество и стойкость воспитывались и на примерах жизни и деятельности конкретных личностей. В частности, на примере жизни и деятельности великого русского полководца А. В. Суворова. Образ А.В. Суворова является олицетворением мужества, стойкости и любви к Родине.
2. Личность Суворова.
Учитель истории: Вряд ли будет преувеличением сказать, что никто из выдающихся деятелей в конце18 века не вызывал такого жгучего интереса в Европе, как великий русский полководец А.В.Суворов. Знаменитый английский поэт Байрон отразил этот интерес в своем « Дон - Жуане»:
Молясь, остря, весь преданный причудам,
То ловкий шут, то демон, то герой,
Суворов был необъяснимым чудом.
Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат. Лицо его отличалось ч резвычайной выразительностью. Лоб - высокий, глаза большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. Рот небольшой, приятных очертаний; по обе стороны рта шли глубокие вертикальные складки. Редкие седые волосы, по обычаям того времени, заплетались на затылке в маленькую косичку, а на лбу взвивались хохолком. Вся фигура, взгляд, слова, движения- все отличалось живостью и проворством; не было той солидности и важности, которые его современники привыкли считать обязательным признаком крупного деятеля.
Учитель математики: Выполнив математический диктант, мы узнаем некоторые даты жизни и деятельности А.В. Суворова.
К числу 173 допишите такую цифру, чтобы оно делилось на 10.(1730)
Уменьшаемое 1750 , вычитаемое 3 ,.найдите разность. (1747).
Найдите сумму чисел 1770 и 3 . (1774).
Между какими целыми числами расположено число 1798. (1797 и 1799).
Чему равен корень уравнения х + х =221. (221).
Найдите наибольший общий делитель чисел 12 и 18. (6).
Целое число, идущее за числом 1798 . (1799).
Запишите наименьший общий знаменатель дробей и . (55).
Какое из следующих чисел делится на 3:241; 1520; 1800. (1800).
Работа в парах (проверка диктанта).
Дети меняются тетрадями, учитель открывает плакат с ответами.
1.1730 г.(13 ноября)- рождение.
2. 1747 г.- запись в Семеновский полк.
3. 1774 г. (16 января) - женитьба.
4.1797 г. (февраль) - 1799(январь) – отставка и ссылка.
5.221- год исполнился в 2020 г переходу Суворова через Альпы.
6. 6- столько ран получил на военных сражениях.
7. 1799 г. (19 октября)- получение высшего военного звания.
8. 55- столько лет служил и побеждал Суворов вместе с русской армией.
9. 1800- смерть Суворова.
Учитель математики. Выполнив математический диктант с помощью сигнальных карточек, мы узнаем это высшее военное звание. Ответы математического диктанта « да» или «нет». Номеру вопроса с ответом «да» соответствует определенная буква. Под портретом Суворова расположены числа от 1 до 20. Учитель истории, по просьбе учителя математики, переворачивает карточки с ответом «да» и выбрасывает карточки с ответом «нет» В результате под портретом получаем слово «ГЕНЕРАЛИССИМУС»
1.Числитель правильной дроби меньше знаменателя? «да»- Г.
2. Половиной числа 8 является число 4? «да»- Е.
3. Число является смешанным числом? «нет»-
4. Разность 1 и равна ? «да»- Н.
5. Процент- это сотая часть числа «да»- Е.
6. Простое число, не делится ни на какие числа? «нет»
7. Равенство х + х=12 является уравнением? «да»- Р.
8. от 10 равно 6? «да»- А.
9. Если в правильной дроби числитель и знаменатель поменять местами, то дробь увеличится? «да»- Л.
10. Все четные числа являются простыми? «нет»
11. 50 % числа - это половина? «да»- И.
12. Дробь меньше дроби ? - «да» - С.
13. Правильная дробь расположена всегда на координатном луче левее? «да» - С.
14. Все четные числа являются составными? «нет»
15. Существует число, которое не является ни простым, ни составным? «да»- И.
16. Дробь обратно числу 1,25. - «да»- М.
17. Число больше 2? «нет»
18. 15 минут составляют часа? - «да» - У.
19. Произведение любого числа на 0,1 равно частному от деления этого числа на 10? «да» -
С
20. Число 235 делится на 2? «нет»
Учитель подводит итог, называет имена тех учащихся, которые лучше справились с диктантом.
Учитель истории. Павел I выразил свое мнение о величии Суворова так: «Я произвел его в генералиссимусы, это много для другого, а ему мало: ему быть ангелом!»
Справка. В России удостоены звания генералиссимуса 2 человека: Суворов А.В. и Сталин И.В.
- Прикажи, матушка, отдать за квартиру моему хозяину: покою не дает.- А разве много? – недоуменно спросила императрица. – Много, матушка: три рубля с полтиной – серьезно заявил Суворов.
Екатерина II ничего не ответила на эту выходку: деньги были уплачены.
Впрочем, уезжая из Киева, государыня пожаловала злоязычному полководцу драгоценную табакерку, усыпанную бриллиантами. «А я за гулянье получил табакерку с несколькими тысячами рублей» - иронически говорил Суворов об этом.
Учитель математики. Вопрос. Сколько задолжал Суворов за квартиру хозяину?
Задание. Решив уравнение, вы узнаете, сколько денег вложила Екатерина в табакерку с бриллиантами. Ответ:7000 рублей.
Учитель математики. Задача 1.Имея всего 20 – тысячное войско, Суворов начал поход через Альпы. Предстояла борьба с 84 – тысячной армией генерала Массены. Найдите отношение числа войск Суворова к числу войск Массены. Выразите его в процентах. Что оно показывает?
Задача 2. Из 20 тысяч солдат, вступивших в Швейцарский поход через Альпы:
1/10 солдат погибло, отбивая атаки французов;
1/20 часть умерло от голода, холода и тяжелых ран;
восстанавливая под огнем неприятеля разрушенный пролет «Чертова моста», погибло около 500 солдат;
5% солдат погибло при спуске из вершины труднодоступного хребта Паникс;
срываемые бурей камни, с грохотом неслись в бездну, при этом увлекли за собой 2,5% солдат. Сколько солдат вернулось из Швейцарского похода? Ответ: 15 тыс. Учитель истории. Вот, что рассказывает один из участников похода.
«Так взобрались на вершину Паникса.
Ни одна тропинка, не вела вниз – только крутые, обледенелые обрывы. Передние, попробовавшие спуститься, почти все погибли. Не было ничего, за что можно было бы удержаться при падении – ни деревца, ни кустика, ни даже выступающего утеса.
Стояла такая стужа, что руки, и ноги не повиновались; много солдат замерзло.
Тогда кому–то пришла в голову мысль, сесть на край пропасти и покатиться в мрачную бездну. Тысячи людей последовали этому примеру. Прижимая к телу ружья, солдаты и офицеры неслись в пропасть. Уцелевших лошадей таким же манером сталкивали вниз. Сие обстоятельство действительно зависело от случая: иные оставались, безвредны, но многие ломали себе шеи и ноги и оставались тут без внимания со всем багажом своим».
В донесении Павлу I Суворов писал о швейцарском походе:
«Я был отрезан и окружен, ночь, и день мы били противника с фронта и тыла, захватывали у него его оружия, которые приходилось сбрасывать в пропасть за недостатком перевозных средств, и он понес потери в четыре раза больше, чем мы. Мы прорвались повсюду, как победители».
Вопрос. Какие потери понесли французы? Ответ: 20 тысяч.
6.Еще немного о Суворове.
Учащиеся получают дифференцированные двухсторонние карточки. С одной стороны математическое тестовое задание, с другой стороны высказывание Суворова или о Суворове. Выполнив задания, учащиеся читают высказывания.
Карточка 1.
Найдите значение выражения.
3,6+4,8 (8 - 7 ).
1) 6. 2) 5,7. 3) 8. 4) 26.
2. Суворов писал четкими, тонкими очень мелкими буквами: «Он писал мелко, но дела его были крупные».
Карточка 2.
Найдите значение выражения.
2,4+5,6 (13 - 12 ).
1) 3,7 2) 7 3) 71 4) 5,4
2. «Я проливал кровь потоками, - сказал он однажды, - и прихожу в ужас от этого. Но я люблю моего ближнего; я никого не сделал несчастным».
Карточка3.
1. Найдите значение выражения.
13 – 11,2: 9 .
1) 0. 2) 1,5. 3) 12,2 4) 2,8.
2. «Заранее учись прощать ошибки других и не прощай никогда собственных » - часто повторял Суворов.
Карточка 4.
1. Найдите значение выражения.
22,2:5 – 2 .
1) 4,2 2) 1,6 3) 3,2 4) 5,2
2. «Мое правило: в мире готовится к войне, а в войне – к миру » - писал Суворов, подчеркивая роль военного обучения.
Карточка 5.
Найдите значение выражения.
14,4:2 +2 (3,75 – 1,25).
1) 11 2) 12 3) 13 4) 14
2.Суворов писал: «Вот моя тактика: храбрость, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, мера, правило, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение…».
Карточка 6.
1.Найдите значение выражения.
30 – ((8 -6 ): +11 )
1) 2) 3) 4)
2.Суворов выдвигает на первый план взаимную поддержку в бою: «Сам погибай, а товарища выручай».
Карточка 7.
Найдите значение выражения.
+
1) 5 2) 6 3) 7 4) 8
2. «Воюют не числом, а умением» - повторял Суворов. «Только трусы жестоко сердечны» - говорил он.
Карточка 8.
1.Найдите значение выражения.
8 – 2
1) 0. 2) 1 3)2 4) 9.
2. Через все полководческое искусство Суворова красной нитью проходит его национальная сущность «Горжусь, что я – россиянин» - часто говорил он.- «Мы – русские! Мы все одолеем» - «Российское оружие – оружие Зевса». В этих словах заключались и гордость и вера в русскую армию.
Карточка 9.
1. Найдите значение выражения.
( 1 - ) 4.
1) 4,5. 2)4,6. 3) 4,7. 4)18.
2.В Суворове – полководце сочетались обширный просвещенный ум, военный гений, могучая воля, уменье воспитывать массы солдат, влиять на них и увлекать за собой.
Карточка 10.
1. Найдите значение выражения.
1)4. 2) 3. 3) 2. 4)1.
2.Будучи простым и приветливым в обращении с солдатами, Суворов проявлял в то же время большую требовательность и сурово взыскивал за нарушение дисциплины «Дружба – дружбой, а служба – службой» - таково было его правило. «Дружба и служба суть две параллельные линии, никогда не пересекающиеся».
7.Смерть Суворова.
В Альпах А.В. Суворов простудился и после возвращения из этого похода скончался в Петербурге. Павел I приказал похоронить тело Суворова в Александро-Невской лавре.
Не стало Суворова….Окончились «поэзия событий, подвигов, побед и славы». Отзвук громовых побед великого русского полководца был слышен в России в течение всего 19 века. Он слышен и в наше время.
В Ленинграде во время блокады, зимою 1941/1942 года, воинские части, выступая на передовую линию обороны и проходя мимо Александро-Невской лавры, часто возлагали венки на могилу Суворова и клялись стойко сражаться за Родину. Именем Суворова назывались партизанские отряды. Танкисты давали это имя своим боевым машинам.
В 1942 году Президиум Верховного Совета СССР постановил учредить орден Суворова трех степеней.
Слава тем, кто заслужил воинскую почесть – носить на груди изображение бессмертного предводителя русских армий!
8.Итог урока
Литература.
Виленкин Н.Я., Жохов В. И. и др. Математика 6. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ.
Осипов К., Александр Васильевич Суворов, Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР, Москва – 1954.
Журнал «Колокольчик» №18, 2003 г.
Отец Суворова Жена Суворова.
Василий Иванович Суворов Варвара Ивановна Суворова.
Дочь Суворова Сын Суворова
Наталья Суворова Аркадий Суворов
Памятник сподвижникам Суворова в
Швейцарии, у Чертова моста.
Открыт 14 сентября 1898 года.
Переход Суворова через Альпы.