Тема урока: Деление с остатком.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | Контрольная готовность к уроку. Представление учителя. - Здравствуйте, меня зовут Надежда Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок математики. - Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. | Достать необходимое оборудование. Приветствие учителя. | Начало презентации. |
Актуализация знаний | -Ребята на каждом уроке вы стараетесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить ваши математические знания, а для этого я предлагаю вам начать с повторения. - Скажите мне, как называется одиннадцатый месяц в год? - Назовите день недели после седьмого? -Сколько гласных звуков в русском языке? - Сколько арифметических действий вы знаете? - Назовите их? - О каком действии идет речь: найти произведение чисел? - Молодцы! - Давайте с вами разгадаем зашифрованное слово! Но, что бы его расшифровать нужно решить примеры. Каждая цифра соответствует букве. Будьте внимательны! Д | Е | Л | Е | Н | И | Е | 14 | 5 | 50 | 6 | 9 | 72 | 7 | 1. Делимое 54, делитель 6.Чему равно частное? 2. 5 умножить на самое маленькое двухзначное число? 3.Уменьшите 18 в 3 раза? 4. Найдите делимое, если делитель равен 8, а частное равно 9? 5. Разделите 42 на 6? 6. Умножить цифру 2 на количество дней в недели? 7. Найти частное чисел 45 и 9? Теперь разгадаем зашифрованное слово? (деление) - Молодцы! Вы легко справились с этой загадкой! | -Ноябрь -понедельник - шесть - четыре - сложение, вычитание, умножение, деление. - умножение Расшифровать слово. 9 50 6 72 7 14 5 Слово: ДЕЛЕНИЕ. | Все вопросы и ответы будут на презентации. |
Усвоение новых знаний | -Сегодня мы продолжим изучение темы, деление с остатком! - А кто выйдет к доске и решит следующий пример? 19:3 = …(один ребенок решает у доски, тем способом, какой им давала учитель) 19 : 3= 6 (ост.1) – Что в этой записи означает 19 ? что означает 3, что 6, а что означает 1? Правильно ! Кто выйдет решать следующий пример? (выходит ученик) 34:9= … (- ребенок решает пример, тем способом который он знает, он садится на место , я комментирую пример.) - Если вам трудно вспомнить самое большое число до 34, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти способом подбора. попробуем в частном 2. Проверим: 9*2=18. Найдем остаток и сравним его с делителем: 34-18=16, 169, у нас есть правило, что остаток не может быть больше делителя (говорим хором с детьми), значит 2 мало. Пробуем в частном 3. Проверим: 9*3=27; 34-27=7, 79, значит, частное 3, а остаток 7. - Давайте по пробуем решить следующий пример вместе. Кто пойдет к доске? 55:6=… (Решает ребенок у доски. И мы вместе пробуем подобрать частное.) Попробуем в частном 8. Проверим: 6*8=48, 55-48=7, 76, значит 8 мало. Попробуем в частном 9. 6*9=54, 55-54=1, 1, значат, частное 9, а остаток 1. | 1 задание. 19:3=6 (ост.1) 19 – делимое, 3 – делитель, 6 – частное, 1 – остаток. 2 задание. 34:9=3 (ост.7). 3 задание. 55:6=9 (ост.1) | |
Закрепление | - Откройте свои тетради, запишите число и классная работа. - Откройте учебник на странице 29, упражнение 1. Мы сделаем его в тетрадях, кто хочет сделать его у доски? (выходит один ученик к доске).53:8=… 78:9=… 25:10=… (разбираем вместе, если есть затруднения помогаю) (выходит другой ученик к доске) 38:11=… 50:20=… -Прочитаем задачу №2 в учебники (читает один ребенок). - На аэродроме 20 самолётов. Сколько всего троек самолетов может подняться в воздух? Сколько при этом самолетов останется на земле? - Итак на аэродроме 20 самолетов? (на экране картинка)Вопрос звучит так, сколько троек самолетов может подняться в воздух (на экране 3 самолета)? Как вы понимаете словосочетание «тройка самолетов» (отвечают). Правильно.В России цифра три очень символична! На параде, посвященному любому государственному празднику, либо военному, активно участвуют эскадрилья, состоящая из 3 самолетов. Которые, либо окрашены в цвета Российского флага, либо распыляют краску , окрашивая небо в бело, синий, красный цвет! А какие у вас ассоциации с цифрой 3? - Итак, продолжаем, записываем в тетради слово задача! Кто хочет пойти к доске? ( решают задачу, 20:3=…) -Молодцы! - Мы проделали большую работу! Предлагаю немного отдохнуть! | Упр.1 53:8=6 (ост.6). 78:9=8 (ост.6). 25:10=2 (ост.5). 38:11=3 (ост.5). 50:20=2 (ост.10). Задача 2. 20:3=6 (ост.2). Ответ: 6 троек самолетов взлетели, 2 самолета остались в аэродроме. 3 – Три поросенка, 3 месяца во всех временах года, 3 девицы по окном…итд. | |
Физкультминутка | |
Обобщение и систематизация знаний | - Вы немного отдохнули, а теперь продолжим! Упражнение 4 на странице 29 в учебники. Читаем. Уменьши на 18 числа: 30, 48, 70, 98. Уменьши в 9 раз числа 27, 90, 72,54. Записываем упр.4 в тетради. Кто хочет к доске? (Около доски работает один ученик, затем второй, остальные у себя в тетради). - Записываем в тетрадях слово задача. Давайте прочитаем задачу под номером 3 в учебнике. Читаем до знака вопроса. « В пекарне за 3 дня израсходовали 48 мешков муки. (Ежедневный расход муки один и тот же.) На сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход муки не изменится?» Кто пойдет к доске? Остальные решают в тетради! –Скажите мне, что нужно узнать в задаче? – Что такое 48 мешков, и 80 мешков? Записываем условие задачи. (решают задачу.) | Упражнение 4. Уменьши на 18 числа: 30,48, 70, 98. Уменьши в 9 раз числа: 27, 90, 72, 54. 30-18=12, 48-18=30, 70-18=52, 98-18=80 27:9=3, 90:9=10, 72:9=8, 54:9=6. Задача 3. 80:(48:3)=5 (д) Ответ: на 5 дней. | Если останется время, то можно решить упражнение 5 на странице 29. 38:19+42:3=16 16*6:3-30=2 28:2*3+8=50 (47+8):11=5 (86-72)*5=70 90-9:9=89 3*(72-60)=36 4*(91-80)=44 82-25:5=77. Если останется время, то можно решить вторую часть задачи на стр.29 упр.3 Составь задачу, обратную данной, и реши ее. В пекарне за 3 дня израсходовали 48 мешков муки. Сколько было мешков муки, если их израсходовали за 5 дней. 48:3=16 5*16=80 Ответ: 80 мешков. |
Контроль и самоконтроль | - Сейчас я раздам вам карточки с самостоятельной работай. Внимательно прочитайте задания и приступайте к её решению. Самостоятельная работа. 1 задание. Закрасьте карандашом, те выражения, которые делятся с остатком. 24:5 | 64:8 | 54:9 | 12:2 | 25:5 | 7:2 | 16:9 | 22:6 | 23:3 | 27:7 | 8:4 | 18:9 | 2 задание. Решите выражение: 83:9= | 49:8= | 22:3= | 36:7= | 64:7= | 75:10= | Все решили самостоятельную работу? (ждем всех) Теперь поменяйтесь тетрадями, будем проверять ответы все вместе (на экране поочередно появляются правильные ответы). (Разбираем правильные ответы, если возникают вопросы, объясняю.) - Молодцы! Вы отлично поработали сегодня на уроке. | Самостоятельная работа. 1 задание. 24:5 | 64:8 | 54:9 | 12:2 | 25:5 | 7:2 | 16:9 | 22:6 | 23:3 | 27:7 | 8:4 | 18:9 | Задание 2 83:9=9 (ост.2) | 49:8=6 (ост.1) | 22:3=7 (ост1) | 36:7=5 (ост.1) | 64:7=9 (ост.1) | 75:10=7(ост.5) | | Ответы на презентации. |
Рефлексия. Подведение итогов. | -Наш урок подходит к концу, вы все сегодня отлично поработали. А сейчас пусть каждый посчитает сколько у него фишек ( на протяжении всего урока, за правильные ответы и решённые задания они получали фишки). Поднимите руку те, у кого 5 и более фишек, за урок вы получаете 5. У кого 4 или 3 фишки, получают за урок 4. Остальные тоже старались, просто нужно будет поработать еще. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что вызвало затруднение? - Что понравилось на уроке? -Огромное трудолюбие к новым знаниям помогли нам сделать новые открытия на этом уроке. - Я хочу чтоб вы оценили сегодняшней урок. Прошу по одному, начиная с последней парты правого ряда, выйти к доске! На первой парте лежат наклейки смайлики, если вам понравился урок приклеите веселого смайлика на лист (заранее подготовленный). Если урок вам не очень понравился , то грустный смайлик! - Домашнее задание вам будет (показываю) вот такая математическая раскраска, нужно решить примеры и правильно ее раскрасить. - Спасибо за урок, вы замечательный класс. | Я узнал….. Вызвало затруднение…. Понравилось…… | |