СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по МДК 02.01 Розничная торговля продовольственными товарами. Тема урока: "Характеристика, ассортимент, требования к качеству растительных масел"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка  предназначена для проведения  урока по МДК 02.01 Розничная торговля продовольственными товарами профессии Продавец, контролер-кассир

Просмотр содержимого документа
«Урок по МДК 02.01 Розничная торговля продовольственными товарами. Тема урока: "Характеристика, ассортимент, требования к качеству растительных масел"»


Автор-разработчик

Манджиева П.Г.

_-__ квалификационная категория

Профессия

Продавец, контролер-кассир

Учебный цикл

Профессиональный цикл

Учебная дисциплина/МДК

МДК 01.02 Розничная торговля продовольственными товарами

Междисциплинарные связи

Предшествующие учебные дисциплины/МДК

Последующие учебные дисциплины/МДК

ОП 03 Организация и технология розничной торговли

ОП 02 Санитария и гигиена


Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1






ОК. 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней интерес

ПК 2.1

Осуществлять подготовку товаров к продаже. размещению и выкладке

ОК3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности ,нести ответственность за результаты своей работы

ПК 2.2

Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров


ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ПК 2.4

Соблюдать условия хранения, сроки годности ,и сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов

Требования к результатам освоения дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1

идентифицировать различные группы, подгруппы, виды продовольственных товаров

З1

классификацию групп, подгрупп, видов продовольственных товаров; особенности пищевой ценности пищевых продуктов

У2

устанавливать градации качества пищевых продуктов

З2

ассортимент и товароведные характеристики основных групп продовольственных товаров;




З3

показатели качества различных групп продовольственных товаров;

Раздел

Раздел № 1

Продажа продовольственных товаров

184 часа

Тема

Тема № 36

Пищевые жиры

4 часа

Уровень освоения

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, руководством)

Тема учебного занятия

Характеристика, ассортимент, требования к качеству растительных масел

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности

Формы и методы обучения

Фронтальная форма обучения

словесный метод (демонстрация), наглядный, практический

Образовательные технологии


Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Ознакомить обучающихся с ассортиментом растительных масел и требованиям к их качеству.

совершенствовать свойства речи: выразительность, тембр. Развивать деловые качества, коммуникабельность

Содействовать воспитанию деловых качеств, развитию положительных черт личности, умению работать в коллективе

Требования к результатам освоения темы учебного занятия

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1

идентифицировать различные группы, подгруппы, виды продовольственных товаров

З1

особенности пищевой ценности пищевых продуктов;


У2

устанавливать градации качества пищевых продуктов

З2

ассортимент и товароведные характеристики основных групп продовольственных товаров


У3

оценивать качество по органолептическим показателям


показатели качества различных групп продовольственных товаров

Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия

Демонстрирует способности работать с учебной литературой, осуществлять логическую и образную систематизацию изученного материала. Выполняет индивидуально, группами разные устные и письменные задачи обобщающего и систематизирующего характера.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия

Текущий контроль за деятельностью обучающихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся, с делением группы на 2 группы и каждой группе дается проверочное задание с использованием листов контроля знаний. Метод контроля – устные и письменные задания с применением тестов перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов и многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Формы работы на занятии



Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронные информационные и образовательные ресурсы


Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета; мультимедиапроектор, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

Натуральные образцы растительных масел, упаковки с маркировками

Розничная торговля продовольственными товарами .Товароведение и технология» Академия 2011г

Сборник Защита прав потребителей

2. Сборник Правила торговли 2009г


фронтальная

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

идентифицировать различные виды растительных масел; устанавливает градации качества растит. масел и

особенности пищевой ценности.


демонстрирует умение работать в команде, активно проявляет желание учиться и совершенствоваться дальше




























ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Технология проведения (дидактическая структура учебного занятия: этапы – цель и продолжительность)

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности студентов

Задания для студентов, выполнение которых приведет к достиже-нию планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1 этап. Мотивация деятельности

Цели:

Формирование и закрепление у учащихся положительных мотивов к учебной деятельности

10мин

Сообщение темы урока с использование мультимедиа. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего не хватает, чтобы решить задачу

Прослушав, проанализировав обучающиеся намечают для себя шаги поиска нужного способа решения задачи: группа делится на 2 команды; знакомятся с предложенными этапами соревнования; 1этап - вопросы по товароведению; 2 этап- выполнение практического задания (работа с образцами растительных масел); 3 этап – решение проверочного теста по новой теме

Подготовка каждого учащегося листов самооценки индивидуальных достижений


Организация дружеских взаимоотношений (обмен мнениями, взаимопомощь, взаимопроверка)

2 этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели:

Раскрытие практической значимости полученных знаний в профессиональной деятельности

30 мин

1)деятельность, рассчитанная на запоминание и последующее воспроизведение – сообщение учебного материала по теме; видеоролик о производстве растительного масла; видео ролик «Мнение диетолога», «Самые полезные популярные растительные масла». 2)смоделировать условия для организации и развития намеченной программы действий – выдать командам задания.

учащиеся должны запомнить поданный материал. А затем самостоятельно, а также в команде искать ответы на поставленные вопросы по заданиям, воспроизводя по памяти и с помощью учебного пособия.

Конкурс «знаток товароведения»- работа с рабочими тетрадями и учебным пособием.

2 конкурс –«Смотри» -практическое задание, где нужно определить образец по внешнему виду

3 конкурс – решение проверочного теста по новой теме

идентифицируют различные виды растительных масел; устанавливают градации качества растит. масел и

особенности их пищевой ценности.

Демонстрирует умение работать в команде, целеустремленность в работе, желание учиться и совершенствоваться дальше

3 этап. интеллектуально-преобразовательная деятельность)

Цели:

умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий; . умение выполнять учебное действие в соответствии с планом и в команде.

развивать аналитические и оценочные суждения обучающихся углубить знания об ассортименте знакомых и незнакомых видах растительного масла, о содержание в нем холестерина и фальсификация растительных масел. Развивать речь учащегося

Активно сотрудничают в команде по поиску информации, систематизируют, анализируют её и дают определения

конкурсы

идентифицируют различные виды растительных масел; устанавливают градации качества растит. масел и

особенности их пищевой ценности

Проявление творческих возможностей у слабых студентов.

Не останавливаются в своем развитии более способные, проявляют целеустремленность при решении сложных заданий.

4 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

Научить обучающихся соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности. Контроль и оценка результатов

5 мин

выявляет уровень осознания обучающимися содержание изученного материала.

Контроль и оценка результатов


Подводят итоги совместной деятельности - обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Оценка и самооценка результатов работы с помощью листов индивидуальных достижений по следующим критериям:

уровень сотрудничества в группе; активность участников группы; эффективность работы (умение излагать информацию, развернуто обосновывать, давать определения и приводить доказательства)

Задания выполняют с интересом и могут идентифицировать различные виды растительных масел

каждый обучающийся соединяет и обобщает свои впечатления, знания, действия.






Конспект урока

Растительные масла различают по видам растений, из семян которых оно выделено. Сырьем для получения масел являются семена масличных культур (подсолнечное, кукуруза, соя, лен, хлопчатник, горчица, рапс и др.) и также плоды (оливки), орехи(арахис, кедр и др.) В России основным сырьем для получения растительных масел служат семена подсолнечника, содержащие от 39 до 60% жира (в перерасчете на сухое вещество). Пищевая ценность растительных масел обусловлена большим содержанием в них жира, высокой степенью их усвоения, а также содержанием в них биологически ценных для человека веществ- непредельных жирных кислот, фосфатидов, жирорастворимых витаминов и др.

Извлечение растительных масел из сырья осуществляют разными способами: прессованием, экстрагированием или тем и другим последовательно. Предварительно семена масличных культур очищают от механических и семенных примесей. Очищенные семена размалывают на вальцах и получают измельченную масличную массу (мятку)

Прессование может быть холодным и горячим. При холодном прессовании очищенные и измельченные семена нагревают до 60-70С, и под высоким давлением из них выделяют жир. Масло, получаемое этим способом, имеет светлую окраску, слабо выраженный вкус и аромат. Жмых содержит много оставшегося масла.

При горячем прессовании процесс выпрессовывания масла идет при температуре 90-120С. Получаемое этим способом масло имеет интенсивную окраску, ярко выраженный вкус и аромат.

Получение масла способом экстрагирования основано на том, что некоторые вещества (бензин и др.) способны растворять жиры, извлекая их из продуктов. Данный способ более совершенный и экономичный, при котором масло из мятки извлекают жирорастворителем. Это дает возможность выделить из семян почти все масло.

При высокой масличности семян для более полного извлечения масла применяют комбинированную схему. Сначала извлекают масло прессованием (горячим или холодным), а затем частично обезжиренное сырье обрабатывают экстрагированием.

Полученные любым из указанных способов масло содержит различные механические примеси, сопутствующие слизистые и другие вещества, поэтому его подвергают очистке. Очистка растительных в зависимости от вида примесей бывает:

Механическую очистку проводят для удаления из масла взвешенных примесей путем отстаивания, фильтрования или центрифугирования. Масла , прошедшие только механическую очистку называют нерафинированными. Масло темное по цвету, обычно с осадком, с выраженным характерным вкусом и запахом исходного сырья.

Рафинированное дезодорированное – прошедшее полную многоступенчатую очистку (фильтрование, гидратацию, нейтрализацию, отбелку, дезодорацию (удаление ароматических веществ)). Масло светлое, прозрачное, без вкуса и запаха.

Наиболее распространенные виды масел по сырью являются подсолнечное, кукурузное, соевое, оливковое. Реже выпускают масло рапсовое, кунжутное и др. отдельные виды масел подразделяются на марки и сорта. Так, подсолнечное рафинированное дезодорированное масло выпускается трех сортов: премиум, высший сорт и 1-й сорт.

Растительные масла поступают в продажу весовыми (бочках, флягах) или фасованными (в бутылках стеклянных, из полимерных материалов, в металлических банках, в пакетах Тетра Пак)

Требования к качеству и упаковке

Масло должно быть прозрачным , без мути, осадка, посторонних включений. Осадок допускается только в нерафинированном масле. Цвет, запах и вкус масла должны быть свойственны данному виду масла (в зависимости от исходного сырья и степени очистки)

Не допускается в продажу масло с дефектами упаковки, с помутнением, с осадком, с обесцветившееся, с затхлым, прогорклым и другим посторонним запахом и цветом.

Хранят в темноте при температуре не выше 18С. На упаковке отечественного масла указывают гарантийный срок хранения (4 мес.) и срок годности (4-15 мес.) на упаковке импортного масла срок годности- от 1-2 лет

Масло в бочках и флягах хранится 1,5 мес.

Проверочные вопросы

  1. Почему растительные масла хорошо сохраняются длительное время?

  2. Способы излечения растительных масел из маслосодержащего сырья?

  3. Способы очистки растительных масел и их цель?

  4. Как делятся растительные масла в зависимости от степени очистки?

  5. С какими дефектами не допускаются к реализации растительные масла?