СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по музыке (3)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка детям

Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке (3)»

Урок музыки в 3 классе
Тема: Масленица
Цель: Знакомство с обычаями и традициями народного праздника Масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Планируемые результаты
Предметные:
-Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
-Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
Метапредметные:
-Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
-Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
-Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
-Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Тип урока: первичное усвоение новых знаний.
Ход урока

1.Организационный этап
Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Романовна, сегодня урок музыки проведу у вас я.
Вы готовы к уроку? Ну, тогда начнем!
Колокольчик нам поёт,
Всех на “Музыку” зовёт.
Слышишь тонкий голосок,
Нам пора начать урок.
2.Актуализация знаний:
У.-Ребята, послушайте внимательно песню, которая сейчас прозвучит, и скажите, кто сочинил эту музыку композитор или народ?
Звучит русская народная песня « Ах вы сени, мои сени»
О: Народ
У: Песня, автором которой является народ, называется как…?
О: Русская народная песня
У: Где чаще исполняют русские народные песни?
О: На праздниках, посиделках, на гуляньях
3.Самоопределение к деятельности
У: Весной нас ожидает праздник, а вот какой - Отгадайте мою загадку:

Загадка:

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

У. Так какой это праздник?

О: Масленица

У: И тема нашего урока называется «Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла (слайд 1)
У. Как вы думаете, какая цель нашего урока? С чем мы сегодня с вами познакомимся?
О. С праздником «Масленица», с историей и традициями…

У. Цель нашего урока:  познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, её песнями, играми.

4.Открытие нового знания

У: Как вы думаете, почему этот праздник получил такое название?

О: От традиции печь блины

У: Чем хозяйки смазывают блины?

О: Маслом
У: Есть такое выражение в народе - замаслить, как вы думаете что это значит? (слайд- из слова замаслить стрелочка= задобрить)
О: Задобрить.

У: Кого ж надо было задобрить?

О: Зимушку!

У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.

У: А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы. Масленицу?
О. Да

У: Сегодня мы будем говорить об очень древнем празднике, который уходит своими корнями в Древнюю Русь. Во время этого праздника люди прощаются с зимой и встречают весну.
Масленица бывает в конце февраля – начале марта.
Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, (слайд)
Праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней.
У. А как вы думаете, кто их придумывал?

О: Народ.

У: Как эти песни дошли до нашего времени?

О: Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение

У: Масленица продолжается целых семь дней.

У: Все дни масленой недели имеют свои названия:

!!! Название всех дней масленичной недели записать в тетради.

Понедельник — Встреча (слайд)
К этому дню устраивали горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями, катались на тройках - целый день звучало веселье. В первый день наряжали масленицу.

У: А из чего ее делали?


(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…)(слайд)

У: Второй день Масленицы - Заигрыши (слайд)
ЗаИгрыши знаменовались тем, что молодые парни присматривали себе невест, и девушки не оставались в стороне, украдкой заглядываясь на будущих женихов. Начиналось сватовство, а на Красную горку игрались свадьбы.

У: Вот среда подходит «Лакомкой зовется» (слайд)

По средам тещи зазывали в гости зятьев и угощали их блинами, поэтому и имя у этого дня такое вкусное – Лакомка. 

!!! Разобрать с детьми, кто такие зятья и тещи
Зять- это муж дочери, а теща мать жены.

У: Какое главное угощение на празднике?

О: Блины

У: На что блины похожи? (на солнышко)

Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие - блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее.

У: Наступает четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» (слайд)

Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.

У: А вы знаете в какие игры играют на Масленицу? ( слайд)


  1. Бой мешками

  2. Ледяной столб

  3. Снежный тир

  4. Кулачные бои

  5. Перетягивание каната

  6. Жмурки


У: Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева(слайд)

У: Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Скажите, какие приметы праздника вы видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)

У: Внимательно прислушайтесь, какую музыку можно услышать, вглядываясь в эту картину?

О:- Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.

У: А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте?


В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь,

Звонкая нарядная,

Русская двухрядная

(гармонь)


У: Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть, подскажите мне…

О: частушка.

У: Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).

Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок.

Кто сочиняет частушки?

О. – народ

У. - исполняются они в оживленном темпе, характер частушки - озорной, насмешливый, шутливый

Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?

О: Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.

У: Я предлагаю вам прослушать, а после пропеть несколько частушек:

(Запись частушек до 43с.)На каждом слайде частушки отдельно.
1. Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот
! ( поют девочки)

2.
Как на масленой неделе 
На столы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
  (поют мальчики)

3.Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай!
Подходите, разбирайте,
Похвалить не забывайте! ( поем все вместе)

У. Какие вы молодцы!

У: Как мы с вами выразили четверг?
Частушкой звонкой

У. Ребята, мы с вами пропели частушки, многое узнали, устали. Так давайте отдохнем, физминутку проведем.
Физкультминутка:

Масленица к нам идет широкая (руки в стороны).

Солнышко стоит высокое (руки вверх).

К солнышку тянемся, потянемся (тянем руки вверх).

До земли Масленице кланяемся (наклон вперед).

!!!Повторяем физминутку - 2р.

Пятница – Тещины вечёрки

По пятницам тещи гостили у зятьев, которые угощали их блинами и сладостями.

Суббота – Золовкины посиделки

По пятницам тещи гостили у зятьев, которые угощали их блинами и сладостями. А суббота предназначалась для угощения родни мужа: молодая невестка приглашала их к себе в гости, а золовок (это сестры мужа) даже одаривала подарками.

У: Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. И назвался этот день - Проводы

А кто знает, как называют в народе этот день?

О: Прощеное воскресенье (слайд)

У: А почему его так называли?

О: ответы детей

У: В последний день праздника люди просили друг у друга прощения.

У: А что люди отвечают, когда у них просят прощение в прощеное воскресение?

О: Бог простит, и я прощаю! – 3р.

У.Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?

О: сжигали чучело в костре.

(слайд )

У: Для чего сжигали?

О: Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.

У: Ребята, а вы с родителями ходили в воскресенье на площадь на праздник «Масленицы» в нашем городе?

О: ответы детей


5. Вокально – хоровая работа
У: Сегодня на уроке мы разучим с вами русскую народную песню по теме нашего урока. Давайте ее послушаем, а потом вы мне скажите, какому празднику она посвящена, и о каком символе праздника в ней поется?

О. – Масленица, о блинах.

У: А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.

Учитель читает 1 куплет, дети хором повторяют.

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

  1. четкое произношение текста;

  2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой)

  1. Мы давно блинов не ели,
    Мы блиночков захотели.
    Ой блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои!


  1. Моя старшая сестрица
    Печь блины-то мастерица.
    Ой блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои!

ПРОИГРЫШ

  1. Напекла она поесть.
    Штук пятьсот, наверно, есть.
    Ой блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои!


  2. На поднос она кладёт
    И к столу сама несёт.
    Ой блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои!

ПРОИГРЫШ

Гости, будьте же здоровы!
Вот блины мои готовы!
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

У: Вы большие молодцы.

Рефлексия:

У. А сейчас проверим, какие вы были внимательные на уроке:
Давайте вспомним, как же назывались дни масленичной недели.
(на доске соединяем дни)
Понедельник - Встреча
Вторник – Заигрыши
Среда – Лакомка
Четверг – Разгуляй
Пятница – Тёщины вечерки
Суббота – Золовкины посиделки
Воскресенье – Проводы.

Вы сегодня прекрасно поработали, а сейчас если вам сегодня очень понравилось на уроке наклейте желтый цвет на лучи Солнца;

Если понравилось – оранжевый цвет;

А если понравилось не всё – голубой цвет.

Посмотрите, какое яркое Солнце у нас получилось, готовое встречать весну!
Домашняя работа: сочинить частушку на тему Масленицы
Спасибо за урок, до свидания!!!







Скачать

© 2022 142 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!