Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мирновская школа»
Урок по музыке
в 8 классе
Тема:
" Опера Бородина «Князь Игорь»"
Учитель музыки : Сулейманова Г. Р.
Предмет. Музыка.
Дата.
Класс. 8
№ урока - 11
Тема. Опера Бородина «Князь Игорь»
Планируемый результат
Личностные: Иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять о музыке, анализировать, высказывать, своѐ отношение к прослушанным фрагментам.
Предметные: Научатся: на основе ассоциативного мышления проводить сравнительный анализ музыкальных портретов князя Игоря и хана Кончака; узнавать музыкальные произведения, называть их авторов ( М.И.Глинка); эмоционально откликаться на исполнение музыкальных произведений.
Метапредметные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, самостоятельно определять выразительные музыкальные средства в ариях главных героев оперы, ставить и формулировать учебную задачу в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; осваивать способы решения проблем творческого характера в процессе восприятия и оценки музыкального сочинения. проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход урока:
Учитель: - Добрый день! Я рада вас приветствовать! Мы сегодня вместе с вами проведем необычный урок.
Событие, о котором пойдет речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославичу Новгород-Северскому
Есть такое выдающееся произведение литературы Древней Руси - "Слово о полку Игореве". Чтобы рассказать о нем подробно, не хватит даже нескольких наших уроков. Вы обязательно будете изучать его на уроках литературы в восьмом классе.
В этом году исполняется 825 лет поэме «Слово о полку Игореве». 2012 год объявлен Годом истории России, и мой урок посвящается этим событиям.
1. Изучение нового материала
Учитель: И так, мы с вами продолжаем знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой "Князь Игорь".
Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным!
Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Опера - очень большой музыкальный спектакль, он идет несколько часов, в нем соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров. Конечно, мы можем на уроке познакомиться только с самыми яркими музыкальными фрагментами этого произведения.
Учитель: Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага.
Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря.
Что такое ария?
Ария - главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.
Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену.
Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария. Все вспоминает Игорь… И музыка вспоминает вместе с ним. Она как хорошая память подсказывает ему картины битвы. Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво.
Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах.
Учитель: Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму).
Слушание арии Игоря.
По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.
| А | В | А | кода |
Речитатив «Ни сна, ни отдыха» | 1 раздел «И бранной славы пир веселый» Середина 1 раздела «Погибло всё» | «Ты одна, голубка-лада» | «Уже ли день за днем» | «Ох, тяжко» |
Учитель: "Слово о полку Игореве" подарило нам также один из самых светлых образов русской литературы - образ Ярославны, любящей жены князя Игоря Святославича, которая, оставаясь в родном городе Путивле, чувствует, догадывается и сопереживает бедам своего самонадеянного супруга.
М. Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим. Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них тонкой мелодической орнаментикой. В нём выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами. Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре. Вторая тема плача («Я с кукушкой перелётной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря. Обращение Ярославны к силам природы – ветру, солнцу, к широкому Днепру – придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов. В процессе исполнения плача, Ярославна как будто наполняется новыми силами, голос становится более уверенным, сильным, это даёт чувство надежды и веры в будущую победу!
Учитель: Каким предстает перед нами образ Ярославны?
Учитель:И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" являются частью мировой музыкальной сокровищницы.
(слайд 12)
Слушание: Половецкая пляска с хором (слайд 13).
Учитель: Бородин не идеализирует половцев. Это отражение реально существовавших тогда связей половцев с культурой Закавказья.
Вспомним, что сам Бородин был прямым потомком татарского князя, что восточные черты его внешности отмечали все описания.
Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной.
- Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях? (Да)
-Приведите примеры таких песен и докажите.
(День победы, Священная война, Здесь птицы не поют).
- А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?
(мужественный, сильный и т.д.)
- Совершенно верно!
4.Итог урока
Какова основная идея оперы? (Патриотическая – любовь к Родине.Общее горе при поражении).
Как звали жену князя Игоря Святославича?
Какие действия оперы посвящены показу образов Востока, а какие – описанию русского лагеря? (I – IV и II – III)
В чём состоит драматизм оперы? (в поражении Игоря, в предательстве своих воинов, в разорении Руси)
Учитель: Итак, наш урок заканчивается. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России. Я благодарю вас за работу.
Спасибо за внимание! Урок окончен!
Домашнее задание:
Подготовиться к викторине по опере «Князь Игорь».