СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: "Обществознание", Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.,Голодецкая Н.И. и др.

Тема: §8. Долг и совесть

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию (8 класс)»

Урок обществознания в 8 классе по теме

Долг и совесть.

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Задачи:

Обучающая: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям;

Развивающая: формировать чувство ответственности за свой выбор, свои решения;

Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.

Обязательный минимум: понятия «долг», «совесть».

Оборудование: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая Обществознание – М., 2010 г., карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Орг. Момент (1 минута).

  2. Проверка домашнего задания (15 минут).

  1. Ответы учащихся по вопросам: мораль и нравственность, основные ценности и нормы морали;

  2. Игра «Вопрос - ответ» (учащиеся по цепочке отвечают на заданный ему вопрос и задают вопрос по пройденной теме следующему учащемуся).

  1. Актуализация знаний учащихся (2 минуты).

Проанализируйте следующую ситуацию:

Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдется две минутки, чтобы поболтать со мной?» – деловито спросила Наташа.

«Конечно», – ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Ее все любили. А она любила гулять. И однажды, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на нее наступила чья-то тяжелая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. На следующий день в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» – спросила она.

Оцените поступок мужчины. Как он поступил? Был ли у него выбор?

Сегодня на уроке речь у нас пойдет о таких категориях этики, как долг и совесть.

  1. Изучение нового материала (20 минут).

Задание группам:

- Запишите слова-ассоциации к слову «долг».

- Что же такое долг? (обязанность, ответственность).

Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.

В долге различают две стороны:

а) долг общественный;

б) долг моральный.

3. Общественный долг – это все объективные (независимые от нашего личного желания) обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.

4. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро (пример на стр. 48).

Задание:

В пьесе советского драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

Выслушиваются ответы.

Задание:

1. Запишите ассоциации к слову «совесть».

2. Попытайтесь дать определение понятия «совесть».

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

3. Как вы представляете себе совесть?

Организуется работа по тексту параграфа раздела «Совесть».

1) Прочитать сообщение о Януше Корчаке.

2) Ответить на вопросы:

а) Можно ли считать поступок Януша Корчака продиктованным педагогическим долгом?

б) Имеем ли мы право утверждать, что долг обязывал его идти на смерть?

Задание:

I «Совесть предупреждает нас как друг, прежде чем покарать нас как судья». Раскройте смысл слов Станислава Лещинского. Когда совесть дает человеку уверенность и душевное спокойствие?

II Есть философы, которые считают, что человеком движет стремление к счастью, а счастье составляют любовь, красота и чистая совесть. Как вы понимаете, что такое “чистая совесть”? Почему она так высоко оценивается философами?

III Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А каково ваше мнение? Обоснуйте его.

Вывод:

1. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.

2. Руководствуясь совестью, человек судит о добром и злом.

Сравните следующие позиции:

А. Нравственное поведение человека объясняется практической целесообразностью, житейским расчетом: человек поступает высоконравственно тогда, когда понимает, что это ему выгодно.

Б. Житейская расчетливость – это уже не мораль, потому что в ней нет духовной основы, только практический расчет. Нравственные же поступки ценны сами по себе, без всякой выгоды и расчета. Например, честным надо быть не ради личной выгоды, а ради самой честности, человеческой порядочности. Иначе говоря, моральное поведение само по себе есть ценность, добро, благо.

Оцените приведенные позиции. С какой позицией вы согласны? Почему?

Какое суждение верно?

  1. Закрепление изученного материала (4 минуты).

- Что такое долг?

- Как вы понимаете, что такое ответственность?

– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?

– Какие выводы вы сделали для себя?

  1. Домашнее задание (1 минута).

§6 учебника, найди 5 пословиц и поговорок о совести и долге.