Урок обществознания в 8 классе по теме
Долг и совесть.
Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.
Задачи:
Обучающая: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям;
Развивающая: формировать чувство ответственности за свой выбор, свои решения;
Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.
Обязательный минимум: понятия «долг», «совесть».
Оборудование: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая Обществознание – М., 2010 г., карточки с заданиями.
Ход урока.
Орг. Момент (1 минута).
Проверка домашнего задания (15 минут).
Ответы учащихся по вопросам: мораль и нравственность, основные ценности и нормы морали;
Игра «Вопрос - ответ» (учащиеся по цепочке отвечают на заданный ему вопрос и задают вопрос по пройденной теме следующему учащемуся).
Актуализация знаний учащихся (2 минуты).
Проанализируйте следующую ситуацию:
Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдется две минутки, чтобы поболтать со мной?» – деловито спросила Наташа.
«Конечно», – ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Ее все любили. А она любила гулять. И однажды, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на нее наступила чья-то тяжелая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».
Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. На следующий день в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» – спросила она.
Оцените поступок мужчины. Как он поступил? Был ли у него выбор?
Сегодня на уроке речь у нас пойдет о таких категориях этики, как долг и совесть.
Изучение нового материала (20 минут).
Задание группам:
- Запишите слова-ассоциации к слову «долг».
- Что же такое долг? (обязанность, ответственность).
Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.
В долге различают две стороны:
а) долг общественный;
б) долг моральный.
3. Общественный долг – это все объективные (независимые от нашего личного желания) обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.
4. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро (пример на стр. 48).
Задание:
В пьесе советского драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.
Выслушиваются ответы.
Задание:
1. Запишите ассоциации к слову «совесть».
2. Попытайтесь дать определение понятия «совесть».
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
3. Как вы представляете себе совесть?
Организуется работа по тексту параграфа раздела «Совесть».
1) Прочитать сообщение о Януше Корчаке.
2) Ответить на вопросы:
а) Можно ли считать поступок Януша Корчака продиктованным педагогическим долгом?
б) Имеем ли мы право утверждать, что долг обязывал его идти на смерть?
Задание:
I «Совесть предупреждает нас как друг, прежде чем покарать нас как судья». Раскройте смысл слов Станислава Лещинского. Когда совесть дает человеку уверенность и душевное спокойствие?
II Есть философы, которые считают, что человеком движет стремление к счастью, а счастье составляют любовь, красота и чистая совесть. Как вы понимаете, что такое “чистая совесть”? Почему она так высоко оценивается философами?
III Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А каково ваше мнение? Обоснуйте его.
Вывод:
1. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.
2. Руководствуясь совестью, человек судит о добром и злом.
Сравните следующие позиции:
А. Нравственное поведение человека объясняется практической целесообразностью, житейским расчетом: человек поступает высоконравственно тогда, когда понимает, что это ему выгодно.
Б. Житейская расчетливость – это уже не мораль, потому что в ней нет духовной основы, только практический расчет. Нравственные же поступки ценны сами по себе, без всякой выгоды и расчета. Например, честным надо быть не ради личной выгоды, а ради самой честности, человеческой порядочности. Иначе говоря, моральное поведение само по себе есть ценность, добро, благо.
Оцените приведенные позиции. С какой позицией вы согласны? Почему?
Какое суждение верно?
Закрепление изученного материала (4 минуты).
- Что такое долг?
- Как вы понимаете, что такое ответственность?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
– Какие выводы вы сделали для себя?
Домашнее задание (1 минута).
§6 учебника, найди 5 пословиц и поговорок о совести и долге.