7 кл. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Урок на тему: «Что такое дисциплина?»
Тип урока: изучение нового материала
План урока:1. Дисциплина обязательная и специальная
2. Внешняя и внутренняя дисциплина
3. Дисциплина, воля и самовоспитание
Форма урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные
Цель урока:
Формирование представлений о социальном и личностном значении дисциплины, самодисциплины.
Основные понятия и термины: внутренняя и внешняя дисциплина, воля, самовоспитание.
Планируемые образовательные результаты:
- определять, что такое дисциплина, какая она бывает, каковы последствия нарушения дисциплины;
- ориентироваться на понимание причин успеха в учебе;
- формулировать собственную точку зрения;
- осуществлять поиск нужной информации;
- выделять главное.
- самостоятельно выделять и формировать цели;
- уметь делать анализ и формулировать ответ, обмениваться мнениями
Организационная структура урока
I. Мотивация учебной деятельности.
Учитель читает стихотворение И. Дятьковского «О дисциплине»
В понедельник полвторого
Шла на пастбище Корова.
«Муу»,- сказал, набычась, Бык,
- Я к такому не привык.
Попрошу вас потрудиться,
Завтра вовремя явиться.
С петухами встаньте рано.
Раньше уток и барана.
Без «му-му» и лишних слов
На работу в 6 часов.
Беседа по обсуждению темы, цели и плана урока.
Организация диалога с учащимися:
- Почему корове было сделано замечание?
- Какую главную цель вы видите в этом стихотворении?
- Какие существуют правила жизни людей в обществе?
- Почему важно эти правила соблюдать?
- Что такое нормы и санкции?
Учащиеся самостоятельно выделяют, формулируют тему и познавательную цель урока.
II. Актуализация знаний
Беседа о правилах жизни в обществе:
-какие правила существуют в жизни людей в обществе?
- почему важно соблюдать эти правила?
- что такое нормы и санкции?
- всем ли обязательно соблюдать дисциплину?
- что такое внешняя и внутренняя дисциплина?
Учащиеся приводят примеры собственных наблюдений, допускают существование разных точек зрения, формулируют собственную позицию
III. Изучение нового материала
1. Просмотр презентации «Что такое дисциплина?»
Выполнение письменно заданий №3,4 на стр. 18-19 в рабочей тетради.
Работа с новыми терминами: дисциплина, специальная дисциплина, воинская дисциплина, трудовая дисциплина. Рассмотреть картинки на стр. 40 и сравнить 2 вида наказаний, изображенных на них.
Учащиеся самостоятельно используют знаково-символические средства (схема) для решения познавательной задачи.
2. Работа с материалами рубрик «Путешествие в прошлое», «Картинная галерея» (стр. 41-43).
3. Групповая работа: 1-я группа анализирует рубрику «Картинная галерея», 2-я группа – «Путешествие в прошлое». Учащиеся знакомятся с ситуациями о нарушении дисциплины, идет обсуждение в группах по вопросам.
- Что объединяет все перечисленные факты? - Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с чем-то подобным?
Каждая группа рассматривает какие вопросы ставит перед зрителями каждый из плакатов и какие ответы предлагает.
Высказываются разные мнения, допускаются разные точки зрения.
4. Выполняют письменно задание №7, стр.20 в рабочей тетради. Формулируют ответы на вопросы
- Что такое совесть?
- Почему люди иногда поступают не по совести? Приводят примеры и объясняют их - Объясните мысль автора «Совесть – это обида за себя».
IV. Первичное осмысление и закрепление. Учитель предлагает выполнить задания 1,3,4 рубрики «В классе и дома» на стр. 47 учебника.
Поясняет задачи, организует беседу. Учащиеся размышляют, высказывают свои точки зрения, допускают существование других мнений.
V. Итоги урока. Рефлексия.
Беседа по вопросам:
- Что такое дисциплина и зачем она нужна?
- Какая бывает дисциплина?
- Каковы последствия нарушения дисциплины?
- Что такое самоконтроль?
- Как вы его используете? Привести примеры.
Учащиеся отвечая на вопросы, развивают способность к самооценке и саморегулированию своего поведения:
Каждый учащийся в тетради заполняют таблицу по самооценке своего поведения, используя знаки + позитив, - негатив, ? – не могу оценить. Делают выводы о своей способности к саморегулированию, учитывая:
- поведение дома
- поведение в школе
- поведение в общественных местах
- поведение по отношению к младшим и старшим
- бывает ли тебе стыдно за свои поступки?
Приходят к выводу, «что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение». Тот, кто приучен соблюдать правила, умеет чувствовать саму природу запретов и ограничений, не станет нарушителем.
Подводятся итоги урока и выставляются оценки.
VI. Домашнее задание. Учебник параграф 5. Дифференцированное задание: 1. Найти пословицы, поговорки о дисциплине, самодисциплине, самоконтроле. Используя ресурсы интернета, подобрать материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Как связаны между собой дисциплина и ответственность?