План-конспект урока в 7 классе по обществознанию.
Тема: "Что такое дисциплина"
Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, познакомить с ее различными видами, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.
Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом, уметь выделять главное, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, к самовоспитанию и самоконтролю, развитию силы воли, уважению права и законов, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.
Метапредметные: формирование мыслительной операции «обобщение».
Основные понятия и термины: дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, технологическая дисциплина, мораль общественный порядок, санкция самоконтроль, самодисциплина, воля, самовопитание. Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф..– Просвещение, 2012; ХОД УРОКА: | | | | |
Орг. момент.
Актуализация опорных знаний по теме «Защита Отечества»
Подготовка устного развернутого ответа по карточкам: №1, №2.
Работа с классом. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- На кого распространяются долг и обязанность защищать Отечество? (Долг и обязанность защищать Отечество распространяются на любого гражданина России.)
- Как можно избежать больших потерь при защите Отечества? ( К защите Отечества необходимо готовится заранее. Армия должна сохранять свою высокую боеспособность, а граждане быть готовы к выполнению долга и обязанностей.)
- В каком возрасте гражданин России должен встать на воинский учет? (На воинский учет гражданин России должен встать по достижении 17 лет.)
- Какие виды обязанностей выполняют военнослужащие? (Общие обязанности военнослужащих, должностные обязанности, специальные обязанности.)
- Дайте определение понятиям: военкомат, повестка, военная присяга, контракт, регулярная армия. ( Примерный ответ. Военкомат – военный комиссариат, где состоят на воинском учете по месту жительства граждане, которые могут быть призваны на воинскую службу. Повестка – письменное извещение с предложением явиться в военкомат на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения воинской службы. Контракт –добровольное поступление на военную службу на определенный срок и условия прохождения службы. Регулярная армия –войска постоянной армии. Военная присяга – клятва гражданина при вступлении в ряды Вооруженных сил РФ выполнять обязанность защиты Отечества в соответствии с Конституцией РФ.)
Развернутые ответы учащихся по карточкам.
II1. Изучение нового материала:
Слайд 1
Вводная беседа:
Рассказ учителя. «О крупной авиакатастрофе в Египте сообщали ведущие информационные агентства мира. Самолет Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» пропал с экранов радаров в районе Кипра или Синайского полуострова. «Рейс 9268 вылетел в 6.21 по Москве и пропал с экранов радаров через 23 минуты», — сообщает официально Росавиация. По разным данным, на его борту было от 200 до 224 человек, в основном россияне.
Позже в центре Синайского полуострова в Египте были обнаружены обломки российского гражданского самолета. Об этом пишут египетские СМИ на которые ссылается ТВ Центр. На борту находилось 17 детей, 7 членов экипажа и 200 пассажиров.
Причиной авиакатастрофы стала бомба, взорвавшаяся на борту авиалайнера , которую подложили террористы.
Скажите. Ребята, можно ли было избежать этой страшной катастрофы?» (Если бы работники аэропорта соблюдали все правила досмотра багажа, то - есть выполняли бы трудовую дисциплину, теракта бы не произошло.)
- Какие сегодня существуют правила жизни людей в обществе? (ПДД, ПП на уроках, ПП в театре, ПП в транспорте,..)
- Почему важно соблюдать эти правила? (они регулируют отношения между людьми, служат образцом поведения, помогают охранять порядок, ..)
- Какова тема нашего урока сегодня?
Слайд 2
Мы продолжаем изучать правила жизни людей в обществе и сегодня тема нашего урока: «Что такое дисциплина».
Слайд 3
План урока:
1. Что такое дисциплина.
2. Дисциплина общеобязательная и специальная.
3. Внешняя и внутренняя дисциплина.
2. Дискуссия по термину: Слайд 4,5
Работа с классом:
- Давайте обсудим, как вы понимаете понятие «дисциплина»? Что это? Какие ассоциации у вас возникают со словом дисциплина (правила поведения, порядок)
Работа со словарем группы учащихся:
- А теперь давайте прочитаем определение этого термина из словаря
Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - Подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.
2. Отрасль научных знаний.
Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам.
2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.
Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.
2. Отрасль научного знания, учебный предмет.
Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. Воинская дисциплина. Трудовая дисциплина. Партийная дисциплина. Железная дисциплина. Профсоюзная дисциплина. Палочная дисциплина. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.). Дисциплина ума.
- Найдите общее во всех определениях.
- Давайте сформулируем определение.
Слайд 6
Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.
- Что такое нормы морали? Чем они отличаются от норм права?
- Приведите примеры правовых и моральных норм.
- Как вы понимаете фразу: «…также требованиям той или иной организации»? Приведите примеры. (школьная форма, прическа, спортивная форма..)
Запись определения в тетрадь.
Слайд 7
Дисциплина очень нужна, так как - дисциплина – это направленные на развитие поведения внутренние ограничения.
Дисциплина должна включать в себя:
обучение
предупреждение
наставление.
Она помогает человеку систематизировать его жизнь, вырасти ответственным гражданином, который способен отличить плохое от хорошего.
3. Дисциплина общеобязательная и специальная.
Дисциплина – необходимое условие существования общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль за своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделить свои поступки от правонарушений, тем самым , соблюдать общественный порядок.
В случае соблюдения общественного порядка человек исполняет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных органов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при которой все должны соблюдать правила, установленные государством, считается общеобязательным. Существует два основных вида дисциплины. Работая с учебником на стр. 97 мы начнем заполнять схему. Читаем текст, выделяем общеобязательную и специальную дисциплину.
Дисциплина
Общеобязательная Специальная
- Что такое общеобязательная дисциплина? Приведите примеры.
- Что такое специальная дисциплина?
- Работая с учебником, определим виды специальной дисциплины.
Слайды 8-13
(вспомним фрагмент из фильма «Офицеры», пример о школьной дисциплине, работа с плакатом на стр. 105, путешествие в прошлое на стр.99,..)
- Давайте проверим.
- К каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины?
- Можно ли выделить общие черты для всех видов дисциплины, которые мы рассмотрели?
4. Внешняя и внутренняя дисциплина.
Слайды 14-16
- Что побуждает людей быть дисциплинированными?
- Сейчас на доске вы увидите список правил. Их необходимо будет распределить в две группы. Подумайте как, и распределите.
А) делать утром зарядку.
Б) соблюдать учебную дисциплину
В) чистить зубы каждый день
Г) соблюдать трудовую дисциплину
Д) помогать старшим
Е) соблюдать технику безопасности
- Проверим, какие группы у вас получились.
- Почему эти правила вы разделили именно так?
Работа с учебником. Стр. 100.
- Что такое внешняя дисциплина? Приведите примеры.
Компоненты дисциплины:
1. Наличие правил.
2. Наличие санкций. Наказания и взыскания.
3. Доведение правил и санкций до всех.
4. Личное согласие каждого члена коллектива с правилами и санкциями.
5. Наличие системы контроля за выполнением правил и применением санкций. Справедливость, неотвратимость и преемственность.
6. Периодический инструктаж – напоминание, так как, исполнение должно быть точным.
- Что такое внутренняя дисциплина? Приведите примеры.
- Что помогает человеку соблюдать внутреннюю дисциплину?
- Давайте подпишем столбики правил:
Внешняя Внутренняя
Дисциплина
III. Подведение итогов.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Для закрепления изученного давайте выполним небольшой тест:
1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:
а. Право. б. Дисциплина. в. Мораль.
2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.
а. Трудовая. б. Специальная. в. Общеобязательная.
3. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:
а. Внешняя. б. Внутренняя.
4. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:
а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.
5. Внутренняя дисциплина основывается:
а. На моральных нормах. б. На самоконтроле. в. Специальных правилах.
- Проверим.
- К чему может привести несоблюдение дисциплины?
IV. Д/З.
§9, вопросы на стр. 107–108.
Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.). По желанию.
Подведение итогов, выставление оценок.