Тема: Звуки и буквы
Цель: формирование представления о звуке как наименьшей единице слова; развитие фонематического слуха, звукового анализа слова
Планируемые результаты: умение различать звуки в слове, понимать смыслоразличительную функцию звука в слове; развитие аналитического мышления, умения делать звуковой разбор слов, сравнивать слова по звуковому составу; воспитание аналитического мышления, умения делать звуковой разбор слов, сравнивать слова по звуковому составу.
Ход урока
1.Психологический настрой.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо!
-Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке.
2. Введение в тему урока
Сегодня у нас в гостях маленькие звуковички – невидимки.
Слушание сказки: «Жили – были звуки. Жили они очень громко: и пели, и скрипели, и шумели … Но их никто не видел, хотя всякий слышал. Вот однажды прилетели звуки на поляну. Сели на цветок- зажужжали: ж-ж-ж… Полетели над полянкой: з-з-з … Слетели с дерева: кар-кар! И вдруг , соединившись друг с другом, заговорили: «Как хорошо в лесу! Столько здесь цветов!» «Вот это порядок! – обрадовались дети, котрые пришли в лес.- Вы заговорили, потому что мы вас построили в определенном порядке. И сразу стало все понятно, кому что нужно, кто что чувствует, кто что хочет!» С тех пор звуки всегда живут рядом с человеком, помогают ему говорить.
Звуковая разминка
Жили ерши, шуршали камыши.
- Какой звук повторяется? Почему? Какие звуковички живут в словах чистоговорки?
3. Сообщение темы и цели урока
Научимся слушать слова, слышать и выделять звуки в слове. Узнаем о роли звука в слове.
- Из чего состоит слово? Какую роль играют звуки в слове?
4. Минутка чистописания
Если сноп, как пояском, подпоясать колоском, -
Сноп пшеницы на меже превратится в букву Ж.
У ежа ежата.
5. Словарно – орфографическая работа
Жайляу. Береза.
Запишите словарные слова: …брикос, ан…нас, …рбуз, …пельсин, б…нан, л…мон, …блоко, яг…да.
6. Работа по теме урока
1. Работа по картинкам стр.19, № 37
- Назовите нарисованные предметы. Напишите слова. Произнесите звуки, из которых состоят слова.
-Сделайте их звуковой анализ: определите последовательность и количество звуков в словах.
- В каких словах 3 звука? Почему?
Вывод: слова состоят из звуков. Звуки мы слышим и произносим.
- Так что же такое звуки речи? (Звуки речи – это наименьшие единицы слова, которые мы …., но не … ).
2. Работа в парах
Чтение диалога по учебнику (стр.19)
3. Устная работа № 38, 40, 43.
7. Физминутка
8. Закрепление
4. Письменная работа № 44, 45, 41 (выборочно)
9. Д/з стр.20, № 39
10 .Итог урока
Слова состоят из …. . Звуки мы …., но не …. . Буквы ….. , … . Звук мы обозначаем так ….. .
11. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- С чем справились удачно?
- Что не поняли?