СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОБЖ по теме "Классификация ЧС техногенного характера" 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по теме:"Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера" 8 класс, к учебнику Основы безопасности жизнедеятельности  А.Т. Смирнова, Б.О.Хренникова в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОБЖ по теме "Классификация ЧС техногенного характера" 8 класс»

УРОК ОБЖ 8 КЛАСС

Тема 5.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия.


Тема урока 5.1:

«Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера»


Дата: 07.12.2015 г.


«Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть»»


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения;

  • Дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера;

Предметные результаты:

  • Формировать современную культуру безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС техногенного характера;

Метапредметные результаты:

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

  • Выдвигать предположения и доказывать их;

  • Уметь извлекать необходимую информацию при работе с учебным материалом;

  • Осваивать приёмы действий в опасных и ЧС техногенного характера;

  • Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

  • Осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при возникновении ЧС техногенного характера.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование: тетрадь, учебник ОБЖ 8 класс М, 2014. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, рабочая тетрадь к учебнику, презентация, ноутбук, проектор, видео физкультминутки.

Ход урока

1 Организационный момент (приветствие учителя, контроль посещаемости, сообщение темы и целей урока, слайд 1,2)

2. Актуализация знаний учащихся,

Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. Мы знаем, что в оболочках Земли постоянно происходит обмен веществ и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления служили и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.


3. Изложение нового материала (презентация)

План:

  • 1. Основные понятия и определения.

  • 2. Причины и последствия ЧС техногенного характера.

  • 3. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий.

  • 4. Перечень ЧС техногенного характера.

Проблемный вопрос: Чем отличается авария от катастрофы? (слайд 3)


  1. В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", дано следующее определение

чрезвычайной ситуации техногенного характера, как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного характера» также определяет три признака, позволяющие отнести то или иное событие к чрезвычайной ситуацией техногенного характера:

1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий:

  • человеческие жертвы;

  • ущерб здоровью;

  • ущерб окружающей среде;

  • материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др.

3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.

Для установления единого подхода к оценке ЧС техногенного характера и выработке мер адекватного реагирования на них в нашей стране разработана классификация ЧС. Существует определенная классификация производственных аварий ( – происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.) по их тяжести и масштабности. Например, мелкие аварии с незначительным ущербом называют происшествиями, аварии с большим ущербом - крупными авариями, а крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, именуются катастрофами. (Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.)

В свою очередь, аварии и катастрофы могут при неблагоприятных условиях стать источником развития чрезвычайной ситуации. (слайд 3)

  1. Причины и последствия аварий.

На территории России продолжает сохраняться высокий уровень техногенных и природных опасностей. Причинами техногенных аварий и катастроф являются:

  • ослабление механизмов государственного регулирования вопросов безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины на производстве и его устойчивости;

  • прогрессирующий износ основных производственных фондов и снижение темпов их обновления;

  • повышение технологической опасности и сложности производств;

  • рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

  • снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий;

  • недостаточное количество современных систем управления опасными процессами;

  • несовершенство законодательной и нормативной правовой базы;

  • отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ приемлемого риска в управлении безопасностью;

  • снижение требовательности и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций.

Последствия аварий (слайд 4,5,6)

  1. Классификация ЧС техногенного характера.

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам

  • масштабу распространения

  • темпу развития

  • природе происхождения

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают: локальными (объектовыми), местными, территориальными, региональными, федеральными. (слайд 7,8)

КРИТЕРИИ классификации ЧС техногенного характера:

  • количества людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

  • размера материального ущерба;

  • границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

К локальным (объектовым) чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами.

К местным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района).

К территориальным чрезвычайным ситуациям относятся такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования).

К региональным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации.

К федеральным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации.

Существует также понятие - глобальная чрезвычайная ситуация, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.


Физкульт. минутка (видеофильм)



  1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по происхождению. (работа с учебником составить кластер слайд 10, проверка слайд 11)
  1. Транспортные аварии (катастрофы);

  2. Пожары, взрывы, угроза взрывов;

  3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ);

  4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ);

  5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ);

  6. Внезапное обрушение зданий, сооружений;

  7. Аварии на электроэнергетических системах;

  8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;

  9. Аварии на очистных сооружениях (ОС);

  10. Гидродинамические аварии.


Многие аварии и катастрофы влекут за собой другие аварии. Например, авария коммунального газопровода привела к взрыву в жилом доме, что, в свою очередь, вызвало разрушение здания и возникновение пожара.

Авария на магистральном трубопроводе предопределила взрыв газа вблизи железнодорожного полотна. От взрыва часть вагонов сошла с рельсов, возник сильный пожар, были повреждены электросеть, линии связи, железнодорожный путь.

Но не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон - жертв нет. Упал грузовик в реку - водитель спасся.

Таких ситуаций и событий, происходящих ежедневно, немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей.

То же самое можно сказать об утечках газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий.


4. Рефлексия.

Вопросы для закрепления материала.

1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС техногенного характера;

г) стихийным бедствиям.

2. Авария – это ЧС

а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б) связанная с угрозой выброса опасного вещества;

в) повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.


3. Ответ на проблемный вопрос: Чем отличается авария от катастрофы:

а) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;

б) воздействием поражающих факторов на людей;

в) воздействием на природную среду.

4. По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают:

а) локальными (объектовыми);

б) местными;

в) районными;

г) территориальными;

д) региональными;

е) федеральными.

5. Составьте синквейн по теме урока.

(пример:

Происшествие

Техногенное, опасное

Выбрасывает, влияет, классифицируются

Нарушение безопасности приводит к аварии

Катастрофа


5. Домашнее задание

  1. п. 5.1., вопросы стр.101

  2. рабочая тетрадь №1,2,3 стр. 41-43