- Перед вами река времени (с.26-27). Вы уже догадались, сейчас мы совершим небольшое путешествие по реке времени. Необходимо восстановить порядок. Расположите карточки с рисунками, которые символизируют о событиях, которые произошли в истории нашей страны, но которых не достает на реке времени. Есть дата, но нет события. В этом месте «река времени» делает крутой поворот. Какие у вас будут гипотезы (предположения) по проблеме урока? (Река времени разбивается о камень, на котором написано «Распад СССР. 1991 г». Река делает крутой поворот, времена «СССР» заканчиваются, начинаются времена «Современной России». Можно предположить, что государство СССР распалось, а новое государство стало называться Российская Федерация. Возможно, будут и другие предположения) И зменение в государстве (СССР - РФ) Посмотрите на карту на с. 95 учебника и на с. 111 и скажите СССР – это одно государство или много? (Одно). - Из каких крупных частей состояло это государство? (Из республик) - Какая республика была самой большой? (Российская Федеративная Социалистическая Республика) Итак, до 90-х годов ваши родители являлись гражданами какого государства? Итак, до 90-х годов ХХ века наши родственники являлись гражданами СССР и жили на территории одной из его республик. Посмотрите на карту на с.111. Что изменилось? Найдите в тексте после карты, как расшифровывается СНГ. А какое государство называется независимым? (Независимое государство самостоятельно решает свою судьбу. Для этого у него есть самостоятельное правительство, свои деньги, своя армия, милиция, законы.) Что произошло с бывшими республиками? (Бывшие республики СССР стали отдельными государствами, в том числе и РСФСР) Не все бывшие республики вошли в состав СНГ (только 12 из 15) Жителями какого государства мы теперь являемся? (жителями России) А раз Россия стала государством, то назовите признаки государства. Обратите внимание, что теперь у каждого из государств есть свои границы, своё правительство, армия, законы. О чём вам говорит слово «содружество»? (Ученики отвечают) Как вы думаете, с какой целью государства объединились в содружество? (Ученики высказывают предположения) В тексте на с. 110 учебника найдите, когда произошли эти изменения в жизни нашего государства. Используя слова сделайте вывод. государство, одно, много, родственники, СНГ, РСФСР. Так почему река времени в этом месте делает крутой поворот? Обратимся к основному вопросу урока. Государственные символы современной России. - У каждого независимого государства должны быть свои отличительные символы. Давайте поразмышляем, какие это символы? -Я предлагаю вам небольшую текстовую информацию, изучив ее, вы должны среди трех предложенных гербов найти герб Современной России. И доказать, используя ключевые слова, фразы текста. Итак, какое из предложенных изображений соответствует современному гербу России? Как вы его узнали? Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь дракона. Ребята, все детали, которые изображены на государственных символах, они о чем-то символизируют. Просто так здесь ничего не изображают. Что это символизирует? Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации в лапах скипетр и держава - олицетворяют государственную власть и единое на груди изображен всадник, поражающий копьем дракона - это один из древних символов борьбы добра со злом, защиты Отечества. Все три герба принадлежали России в разное время. За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся. При Михаиле Федоровиче (1613-1645) первом царе из династии Романовых над головами орла, увенчанными коронами, появилась третья корона. При сыне царя Михаила, Алексее Михайловиче, русский орел получил в свои когти символы царской власти – скипетр и державу. Сегодняшний герб России - это новый герб, который олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Где вы видели герб РФ? Для чего государству нужен герб? (Его используют для печатей, подтверждающих подлинность важных документов, паспортах, на документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, денежных знаках. Государственный герб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации). Посмотрите еще раз на паспорт… Слайд 5 Иллюстрации с изображением флага России, Канады, Белоруссии. Исключите лишний (Третий лишний) Где вы видели государственный флаг РФ? (Линейка 1сентября, в школе на 1 этаже, Хаб.края и РФ)… Какие цвета на нашем флаге? Почему именно такие цвета? Подумайте. Официального толкования значения цветов флага России не существует. Неофициально чаще всего встречаются три трактовки цветов белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. 1) красный цвет - державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый – цвет свободы и независимости; 2) еще одна "державная" трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточнославянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии. У кого возникло желание узнать и где можно узнать? А почему? 22 августа – день Государственного флага РФ Все ли символы государства были сейчас продемонстрированы? (Нет, только флаг и герб) Где вы слышали исполнение гимна РФ? Когда исполняют государственный гимн? Каждый новый день в нашей стране начинается с гимна России (В случае победы наших спортсменов на международных олимпиадах) Гимн – это торжественная песнь о красоте и величии Родины (в переводе с греческого). (При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов). А так как, это торжественная песнь, то и исполняют гимн в торжественных случаях. О серьезности отношения к государственному гимну самого Николая1 свидетельствует следующий факт из жизни его семьи. Как-то в сумерки император, проходя по дворцу, услышал, как три его дочери, великие княжны, совсем еще девочки, поют «Боже, царя храни». Стоя у открытой двери, он дослушал пение до конца, вошел в комнату, похвалил дочерей за хорошее пение, но ласково и строго сказал, что гимн можно петь только по очень серьезному поводу, а не когда вздумается. | Познавательные УУД: 1. Развивает умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов. 2. Выявляет сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делает выводы. 4. Ориентируется на развороте учебника. 5. Находит ответы на вопросы в иллюстрации. Личностные УУД: 1. Развивает умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Формирует мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: 1. Развивает умение слушать и понимать других. 2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформляет свои мысли в устной форме. |