СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру 2 класс "Профессия, открывающая тайны природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -открытия новых знаний. Знакомство с профессией орнитолог, развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру 2 класс "Профессия, открывающая тайны природы"»

Урок по окружающему миру во 2 классе

Учитель: Моисеева Надежда Алексеевна

Место работы: МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1»

Предмет и УМК: Окружающий мир, 2 класс, УМК «Школа России»

Тема учебного занятия: «Профессия, открывающая тайны природы».

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Цель и ожидаемый результат: знакомство с профессией орнитолог, развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Дать представления о профессии орнитолог.

  2. Формировать интерес к профессии.

  3. Представить значимость человека в данной профессии в изучении животного мира Байкала и сохранения его как национального достояния.

  4. Обучение различным методам организации и планирования своей деятельности.

Развивающие:

  1. Развитие у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать и классифицировать изучаемый материал.

  2. На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

  3. Развивать самооценку обучающихся.

Воспитательные:

  1. Развитие качеств: трудолюбие, коллективизм, товарищеская помощь.

  2. Усвоение правил поведения в коллективе и обществе.

  3. Показать, что любовь к Родине, труд на благо Родины и любовь к природе – дело чести каждого гражданина.

Оборудование к уроку: Словарь Ожегова 3 шт., презентация, интерактивная доска, дневник орнитолога, материалы для практической работы( вода, перья), материал по рефлексии(солнышки и тучки).

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Актуализация знаний обучающихся


Вспомнить понятие «профессия»; разнообразие профессий.

Организационный момент

Здравствуйте,ребята! Начинаем урок окружающего мира.

С каким настроением вы пришли на урок? У вас на столах лежат солнышки и тучки. Кто-то грустный, кто-то веселый, покажите, какое у вас настроение: солнечное или мрачное?

Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.

Сегодня мы поговорим о профессии. В мире насчитывается более 30 000 профессий. Все они важны и почетны. Что же такое профессия?

А какие профессии вам известны, где люди посвящают свою жизнь работе с животными?

Какими качествами должны обладать люди, работающие с животными?



Самоконтроль готовности к уроку






Высказывания детей


Профессия - это труд, который выбирают люди.

Кинолог, ветеринар, океанолог, дрессировщик, работники зоопарков и заповедников.

Терпение, внимание, осторожность, наблюдательность, любовь к природе.



Личностные



Коммуникативные




Познавательные (логические)


Познавательные (логические- анализ объектов с целью выделения признаков)





2.Целеполагание


Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий





Сегодня мы познакомимся с одной удивительной профессией, открывающей тайны природы.

Внимание на экран! Перед вами кроссворд:

  1. Эта птица даже с огромной высоты увидит маленькую мышку.(орел)

  2. Эта птица не умеет летать, но бегает со скоростью 60 км.час(страус)

  3. Этот родственник курицы очень гордится своим хвостом(павлин)

  4. Эта птичка не прочь полакомиться салом зимой(синичка)

  5. Кряква - это (утка)

  6. Эта птица является символом мира(голубь)

  7. Эта птица – символ верности и любви, она может подняться на высоту до 8км.(лебедь)

  8. Про эту птицу есть загадка: Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает.(воробей)

  9. Эта птица всегда выходит сухой из воды.(гусь)

Какое ключевое слово получилось? Это профессия, с которой мы сегодня познакомимся.

Какую цель мы поставим перед собой?

На доске: слайд 3

ОРНИТОЛОГ

Кто такой орнитолог?

Что изучает орнитолог?

Какие качества нужны чтобы стать орнитологом?



Сегодня мы будем орнитологами. Отправляемся в исследовательскую экспедицию тремя экипажами.

Работа в экипаже должна быть слаженной и дружной. Выясним, какие правила должен соблюдать экипаж при работе.


  1. Слушай…внимательно и до конца!

  2. Говори так, чтобы тебя… понимали!

  3. Не говори ничего… лишнего!

  4. Если не понял – еще раз …спроси!

  5. Если не согласен… предложи свое!












Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий.



Зачитываем слово ОРНИТОЛОГ.



Высказывания детей:

Орнитолог.


Узнать, кто такой орнитолог?

Что изучает орнитолог?

Какие качества нужны чтобы стать орнитологом?






музыка






Высказывание детей хором.




Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные



Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)


Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)








Регулятивные

3.Открытие новых знаний


Познакомиться с понятием «орнитолог», качествами, необходимыми в профессии.



Какова наша 1 цель?

Откройте толковый словарь, найдите толкование слова и запишите в «дневник орнитолога».

Итак, первый пункт назначения.

Не каждый человек может стать орнитологом. Для этого нужно обладать определенными качествами. Возьмите дневник орнитолога, обсудите в своем экипаже, какими качествами должен обладать орнитолог. Выберите качества, предложенные в дневнике, и подчеркните те, которые считаете нужными.

Как вы считаете, КАКОЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО?

Второй пункт назначения: ИЗУЧЕНИЕ ПТИЦ.

Эта профессия поможет открыть нам тайны Байкала.

Каждый экипаж получает задание изучить одну из птиц Байкала - чайка-хохотунья, чомга и серая цапля.

Результаты исследований записать по плану в «дневнике орнитолога».

Зачитайте результаты исследований.(демонстрация птиц на экране.)



























Следующий пункт назначения: традиции коренных народов.

(Слайд: танцы коренных народов.)

Коренные народы Бурятии почитают птиц, очень много песен, сказок и легенд о птицах. И, конечно, птицы – одни из главных героев танцев. Встречайте нашу гостью.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Подражательный танец птиц.

Четвертый пункт назначения: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Перед вами фотографии: Среда обитания и птицы.

Прочитайте информацию и поселите птицу в её среду обитания.










Практическая работа орнитолога.

Перед вами лежат перья

  1. осторожно подуйте на них

  2. теперь большое перо опустите в воду.

  3. запишите результаты исследований в дневнике орнитолога по плану.






Последний пункт назначения. Как вы думаете, о чем бьют тревогу орнитологи?

Показ слайдов «Красная книга»

Несколько десятков лет назад насчитывалось 8669

видов птиц. Сейчас их количество сократилось в два

раза. Все реже и реже можно встретить в дикой

природе орлана-белохвоста, черного аиста, лебедя-

кликуна, беркута, скопу. Практически исчезли с лица

земли черный журавль, стерх. И даже сейчас есть

люди, которые продолжают охоту на этих птиц. А

ведь убить журавля – большой грех. Если мы

останемся равнодушными – эти птицы исчезнут

навсегда.

Давайте сформулируем правила орнитолога и

каждого человека, любящего природу, Байкал, а

значит и свою Родину. Возьмите пазлы, соберите предложения и зачитайте правила орнитолога.

И самое главное – ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ!

Кто такой орнитолог?

Работа со словарями, запись: Орнитолог - ………..

(орнитолог – ученый, изучающий птиц)


Дети в карточках подчеркивают качества, которые считают главными из всех перечисленных. Зачитывание в группах ответов.


ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ.




Экипажи получают конверты.(птицы: чайка-хохотунья, чомга и серая цапля)

Изучение птиц по плану:

Серая цапля.

1.Серая цапля может стоять в воде…..(часами)

2.Гнезда цапли строят на …..(деревьях)

3.От солнца и дождя цапля защищает птенцов с

помощью …..(крыльев)

4.Птенцы цапли начинают летать через

…..дней(55)

5. Питается цапля в основном….(рыбой и

лягушками)

Чайка-хохотунья.

1.Название чайка получила за то, что ее крик

напоминает…..(смех)

2.Чайка-хохотунья считается ….. (символом)

Байкала.

3. Чайка – всеядная птица, поэтому ее

считают….берегов Байкала(санитаром)

4.Чайка плавает в воде, но никогда не……(ныряет)

5. Чайки живут большими ….(колониями)

Чомга.

1.Чомгу называют еще….(большая поганка)

2.Чомга перевозит своих птенцов на…..(спине)

3.Чомга может проплыть 60 метров за

…..секунд(30)

4.Весной у чомги на голове вырастают ….(два

пучка перьев)

5. Питается чомга в основном….(рыбой)

Зачитывание каждой группой найденной информации.








Хореограф в национальном костюме предлагает детям потанцевать.(музыка)




Работа в группах. На столах три типа среды обитания( болото, залив, каменистый берег). Каждая группа свою птицу поселяет в среду, обосновывают свой выбор.( Цапля живет на болоте, длинные ноги, может часами стоять в ожидании добычи, длинным клювом ловит добычу – лягушек. Чомга предпочитает заливы, тихие укромные места, но не такие заболоченные. Чайки любят селиться на каменистых берегах с открытым водоемом.)

На интерактивной доске дети передвигают изображение птицы на её среду обитания.





План:

  1. Тело птицы покрыто ….(перьями)

  2. Перья очень …..(легкие)

  3. В воде большие перья не ….(промокают)

  4. Большие перья нужны птице для….(полета)

  5. Мелкие перья и пух нужны для…(согревания)

Высказывания детей.



музыка










Дети собирают из пазлов правила:

1. Не разоряйте птичьи гнезда.

2. Всегда подкармливайте птиц.

3. Берегите и любите птиц.

Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникативные (планирование сотрудничества)













Коммуникативные















Познавательные (поиск информации)

Коммуникативные

Познавательные (представление информации)




Коммуникативные

Познавательные (извлечение информации)









Коммуникативные





Познавательные




































5.Рефлексия




Контрольно – оценочный этап


Формировать умение оценивать себя

А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале

урока, и, посовещавшись в группах, выясним,

достигли мы их? Нам поможет дневник орнитолога.






Вы молодцы! Вы прекрасно работали! Спасибо! А как

вы себя оцените?

В начале урока мы с вами говорили о настроении: о

солнышках и тучках. Возьмите в руки то, что

соответствует вашему настроению. Тучки

повеселели, нарисуйте им веселые рожицы. Теперь у

них тоже веселое настроение и они превратились в

облака.

Спасибо за урок.


Работа в группах.

Заполнение дневника орнитолога:

1. мы узнали о профессии…….(орнитолога)

2. орнитологи изучают………(птиц)

3. чтобы стать орнитологом надо…..(любить

природу, быть наблюдательным и

внимательным)


Высказывание детей .



Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Регулятивные















Приложение

ДНЕВНИК ОРНИТОЛОГА №1.

1.Орнитолог- ………………………………………………………………………………………………………………

2.Орнитолог должен быть:

Внимательным, ленивым, аккуратным, безответственным, уметь рисовать, наблюдательным, жестоким, любить животных, уметь вести дневник, терпеливым, злым, не допускать ошибок.

3.Изучение птицы: СЕРАЯ ЦАПЛЯ.

1.Серая цапля может стоять в воде………………………………………………..

2.Гнезда цапли строят на ………………………………………………………….

3.От солнца и дождя цапля защищает птенцов с помощью …………………

4.Птенцы цапли начинают летать через……………………………….…..дней

5. Питается цапля в основном……………………………………………………

4.Практическая работа.

План:

  1. Тело птицы покрыто ………………………………………………………..

  2. Перья очень ………………………………………………………………….

  3. В воде большие перья не …………………………………………………...

  4. Большие перья нужны птице для…………………………………………...

  5. Мелкие перья и пух нужны для…………………………………………….

5.Итог работы.Закончите высказывания устно:

1. Мы узнали о профессии……………………………………………………...

2. Орнитологи изучают………………………………………………………….

3. Чтобы стать орнитологом надо……………………………………………....

4. Мы узнали о серой цапле, что она…………………………………………




ДНЕВНИК ОРНИТОЛОГА №2.

1.Орнитолог- ……………………………………………………………………………………………………………………………… 2.Орнитолог должен быть:

Внимательным, ленивым, аккуратным, безответственным, уметь рисовать, наблюдательным, жестоким, любить животных, уметь вести дневник, терпеливым, злым, не допускать ошибок.

3.Изучение птицы: ЧОМГА.

1.Чомгу называют еще…………………………………………………………….

2.Чомга перевозит своих птенцов на……………………………………………

3.Чомга может проплыть 60 метров за……………………………..…..секунд

4.Весной у чомги на голове вырастают………………………………………….

5. Питается чомга в основном……………………………………………………

4.Практическая работа. План:

  1. Тело птицы покрыто ………………………………………………………..

  2. Перья очень ………………………………………………………………….

  3. В воде большие перья не …………………………………………………...

  4. Большие перья нужны птице для…………………………………………...

  5. Мелкие перья и пух нужны для…………………………………………….

5.Итог работы. Закончите высказывания устно:

1. Мы узнали о профессии……………………………………………………...

2. Орнитологи изучают………………………………………………………….

3. Чтобы стать орнитологом надо……………………………………………....

4. Мы узнали о чомге, что она…………………………………………………





ДНЕВНИК ОРНИТОЛОГА №3.

1.Орнитолог- ……………………………………………………………………………………………………………

2.Орнитолог должен быть:

Внимательным, ленивым, аккуратным, безответственным, уметь рисовать, наблюдательным, жестоким, любить животных, уметь вести дневник, терпеливым, злым, не допускать ошибок.

3.Изучение птицы: ЧАЙКА-ХОХОТУНЬЯ.

1.Название чайка получила за то, что ее крик напоминает…………………...

2.Чайка-хохотунья считается ………………………………………….Байкала.

3. Чайка – всеядная птица, поэтому ее считают……………..берегов Байкала

4.Чайка плавает в воде, но никогда не…………………………………………..

5. Чайки живут большими ……………………………………………………….

4.Практическая работа. План:

  1. Тело птицы покрыто ………………………………………………………..

  2. Перья очень ………………………………………………………………….

  3. В воде большие перья не …………………………………………………...

  4. Большие перья нужны птице для…………………………………………...

  5. Мелкие перья и пух нужны для…………………………………………….

5.Итог работы. Закончите высказывания устно:

1. Мы узнали о профессии……………………………………………………...

2. Орнитологи изучают………………………………………………………….

3. Чтобы стать орнитологом надо……………………………………………....

4. Мы узнали о чайке-хохотунье, что она……………………………………