Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать ваша любознательность.
Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. С таким прекрасным настроением мы и начнем наш урок.
Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке и получить новые знания, которые помогут вам быть здоровыми.
II Актуализация знаний и постановка учебной задачи .
От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека, от того, будет ли он выполнять определенные правила, от его образа жизни.
- Ребята, разгадав ребус, вы узнаете тему урока.
Ответ: ГИГИЕНА
-Знаем ли мы что такое гигиена?
Перед каждым из вас лежит лист самооценки, заполните его первую часть.
Лист самооценки
| Начало урока | Конец урока |
Знаю, что такое «гигиена» | | |
Знаю «правила гигиены» | | |
Могу рассказать о правилах гигиены другим людям | | |
-Ребята, а где мы можем узнать что такое гигиена?
-Предлагаю вам поработать в группах.
Напомним правила работы в группах
У вас на столах лежат толковые словари Ожегова, Ушакова и Даля. Найдите в них значение слова гигиена.
1группа. Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья. (Ожегов)
2 группа. (от греч. hygiaino - я здоров) (книжн.). Учение о здоровом образе жизни, о здоровых условиях жизни.(Ушаков)
3 группа. Искусство или знание сохранять здоровье, оберегать его от вреда. (Даль)
Люди всегда уделяли большое внимание вопросам гигиены. Об этом нам говорят пословицы. У вас на столах деформированные пословицы, их нужно востановить.
1. Гигиена не мука, гигиена не скука, а важная наука.
2. Чистота - залог здоровья.
3. Чистота - лучшая красота.
4. Кто аккуратен, тот людям приятен.
5. Чисто жить - здоровым быть.
7. Где больше грязи - там раздолье заразе.
III Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с правилами гигиены, научимся правильному уходу за зубами; узнаем, как правильно питаться и следить за осанкой. Очень сложно сразу рассказать обо всём, поэтому чтобы выбрать о чём будет рассказывать ваша группа, возьмите конверт, который лежит у вас на столе, откройте, достаньте из него картинку - это и есть ваше задание.
1 группа -
2 группа -
3 группа -
На
Достаньте из конвертов инструкции, внимательно ознакомтись с ними и приступайте к заданию.
1. Как вырасти стройным?
-Скажите, что такое позвоночник? (опора всего скелета).
- Из-за чего возникают искривление позвоночника и сутулость? (Причина - неравномерная нагрузка на скелет).
- Что нужно делать, чтобы не было искривления? (Следить за осанкой).
Учёные определяют: «Осанка привычное положение тела в покое и движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека».
Правильная осанка важна и с медицинской, и с эстетической точки зрения.
Приглашается 1 гуппа. Дети проведут опыты, которые покажут вам значение правильной осанки.
Опыт 1.
- Сидя, положите ладошки на рёбра, выпрямите спину, ноги поставьте под прямым углом. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Они поднялись вверх, значит, в лёгкие попало много воздуха).
- Наклонитесь низко к столу, ноги согните. Положите ладошки на рёбра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись – лёгкие наполнились плохо.)
- Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию.)
Опыт 2.
- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок. Теперь согните спину. Что произошло с вашей ладошкой? (Она сжалась).
- Точно также сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении?( Нет. Он не может работать всей поверхностью).
- Сделайте вывод. (При неправильной осанке страдают внутренние органы).
- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? (Держать правильную осанку).
В романе А.И. Куприна «Юнкера»(юнкер – в дореволюционной России воспитанник военного училища) рассказывается, что юношам, которые постоянно сутулились, к спине привязывали доску. Доска мышцы не укрепляла, но психологический эффект был велик. Уже после часа ношения этой доски внимание на осанке фиксировалось достаточно хорошо.
Чтобы при чтении ученик не наклонялся низко над учебником, в дореволюционной школе применяли такой метод: привязывали его тесьмой или лентой к спинке стула.
- Какие правила правильной осанки вы знаете с 1 класса? (Сидеть на всём стуле, спиной чувствовать спинку стула; ноги ставить на пол под прямым углом, чтобы не смещался центр тяжести; расстояние от груди до стола должно быть равно ширине ладони; расстояние от поверхности стола до глаз проверить так: руки, поставленные локтем на стол, должны кончиками пальцев касаться виска).
2. Как ухаживать за зубами?
- Что происходит с пищей во рту?( Пища перемалывается, смачивается слюной, распознаётся на вкус.)
У детей 24 зуба, а взрослых - 32. Зубы – самая твёрдая часть организма. Слой белой эмали, которой они покрыты, не уступает по твёрдости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударов. Раз в жизни человек меняет свои зубы на новые.(молочные).
Но как бы ни тверды были зубы , они боятся микробов. После каждого приёма пищи в узеньких щёлочках между зубами остаются крошки. Оказавшись вместе с крошками в уютных щёлочках между зубами, микробы чувствуют себя очень комфортно и быстро размножаются.
Приглашается 2 гуппа.
Есть зубы у акулы,
Есть у крокодила,
И нас с тобой природа
Ими наградила,
Чтобы могли мы ловко
Морковку есть и грушу
И чтоб орешек вкусный
Сейчас же был раскушен.
А без зубов обед твой
И ужин был бы страшен –
Не ел бы ничего ты,
Кроме манной каши.
Поэтому, конечно,
Беречь ты зубки должен,
Тем более что чистить
Их совсем несложно.
Практическая работа
А сейчас мы послушаем будующих врачей стоматологов, который расскажут и покажут приёмы ухода за зубами. На макете челюсти показывают, как правильно чистить зубы.
Зубная нить (флос) помогает эффективно очистить межзубные пространства от остатков пищи и зубного налёта. Ополаскиватели и эликсиры освежают дыхание и укрепляют зубы. Укрепляет зубы и еда, а именно продукты содержащие витамин D, - птица, телятина, яйца, сливочное масло, морская рыба; содержащие кальций – молочные и кисломолочные продукты, сыры, лук – порей, брокколи; содержащие фтор – чёрный чай, хлеб из муки грубого помола, морская рыба, минеральная вода.
- А что разрушает зубы?(Сладкие продукты. Нельзя колоть орехи зубами, грызть твёрдые предметы, ковырять в зубах твёрдыми предметами.
Что же делать, если вы не уберегли свои зубы?( идти к стоматологу).
Если у вас появилась в зубе дырочка , а вы не торопитесь пойти к врачу, вы сами гостеприимно предоставляете удобную квартиру микробам. А устроившись там, они быстро примутся разрушать ваш зуб.
3. Как правильно питаться?
- Познакомимся с третьим правилом. Оно относится к питанию.
Как вы думаете, для чего мы едим?
-Мы едим для того, чтобы жить. Пища - это необходимый для организма источник жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов, микроэлементов. Словом, всё то, что позволяет нашему организму выполнять свойственные функции.
- Послушаем стихотворение (рассказывает ученик)
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться,
Организм свой пожалеть.
Я думаю, вы без сомнения знаете,
Что пользу приносит не все, что съедаете.
Запомним и всем объясним очень ясно:
Желудок нельзя обижать понапрасну.
Говоря о сладком, можно сообщить, что сахар является основным питанием для клеток головного мозга, поэтому без сладкого нельзя обходиться людям, которые занимаются умственным трудом. Но излишек сахара вызывает полноту. Шоколад вызывает чувство удовольствия, повышает настроение и работоспособность. Поэтому лётчикам и полярникам, работающим в суровых условиях, выдают шоколад.
Практическая работа в группах.
Из имеющихся продуктов выбрать те, которые полезно есть часто. (Среди предложенных продуктов необходимо положить молочные продукты с длительным сроком хранения. В последствии поясняется, почему эти продукты не очень полезны)
- Вы положили в корзину молочные продукты. Почему они полезны?
- Действительно, эти продукты содержат кальций, который необходим для укрепления костей, но при покупке продуктов необходимо обращать внимание еще и на состав, который пишут на упаковке.
Дополнительная информация
Сегодня в продукты питания добавляют натуральные или искусственные (химические) вещества. Их называют пищевыми добавками. Пищевые добавки - это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.
Это обычный и дешевый метод придать продукту симпатичный вид и цвет, усилить вкус и аромат, также продлить срок его хранения, что необходимо для транспортировки.
На товарах пищевые добавки маркируются буквой « Е» и обозначаются трехзначным числом. Например, запись « Е 100 - Е 182» обозначает, что в пищу добавлены красители. Практически все пищевые добавки наносят непоправимый вред твоему здоровью!
Некоторые добавки могут вызвать кожные высыпания, расстройство желудка, некоторые очень опасны и их употребление может привести к серьезным заболеваниям. Есть добавки, которые являются очень токсичными, их использование в пищевых продуктах запрещено.
Сами по себе творожки и йогурты полезны, но часто в них добавляют загустители и консерванты для длительного хранения, поэтому есть такие продукты часто нежелательно.
Очень вредными для здоровья считаются газированные напитки «Сoca-Cola», «Pepci-Cola», жевательные резинки, чипсы, сухарики.
IV. Домашнее задание
- Рабочая тетрадь с. 37 (составление меню из правильных продуктов).
- Изучить состав (на упаковке) 3-4 продуктов. Содержат ли они «Е» добавки, в каком количестве?
V. Рефлексия учебной деятельности.
- Давайте вернемся к «Листу самооценки». Заполните графу «конец урока»
Давайте сигнальными карточками покажем как мы поняли тему:
Зеленый - понял
Желтый- не совсем
Красный- ничего не понял
А закончить наш урок хочется стихотворением:
Здоровье.
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.
Будьте здоровы!
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.