СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру , 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся понятие " Арктика"; учить находить и показывать её на  карте; ознакомить учащихся с особенностями природы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру , 4 класс»



Составитель:

Хадырова Г. И.

Урок по окружающему миру , 4 класс

Тема: Зона арктических пустынь

Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать её на карте; ознакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.

Формируемые УУД:

Познавательные: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование; презентация, электронное приложение к учебнику, справочный материал для групп, тесты и тексты, карточки для работы в парах и группах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из нас.

Чтоб отвечать, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.



  1. Актуализация опорных знаний

Тест. Работа в парах

1. Природные зоны России расположены так:

А) тундра, арктическая зона, зона лесов

Б) арктическая зона, зона лесов, тундра

В) арктическая зона, тундра, зона лесов

2. Как сменяются природные зоны?

А) с запада на восток

Б) с востока на запад

В) с севера на юг

3. В чем причина смены природных зон?

А) Земля вращается вокруг своей оси

Б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

В) Земля вращается вокруг Солнца

4. Какие существуют промежуточные природные зоны? Зачеркни
лишнее

А) Лесотундра

Б) Лесопустыня

В) Лесостепь

(Проверка на слайде №2)



  1. Мозговой штурм.

- На прошлом уроке мы начали путешествие по территории России. Мы продолжим путешествие.

Каждый путешественник должен уметь ориентироваться с помощью карты. Покажем наши знания карты.

  • Вспомним, моря каких океанов омывают берега нашей страны? (Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый)

  • - Какие моря относятся к Тихому океану? Покажите на карте.

(Японское море, Берингово море, Охотское море)

  • Что вы можете сказать о морях Тихого океана? (Моря Тихого океана довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.)

  • Какие моря относятся к Атлантическому океану?( Балтийское море, Черное море, Аральское море)

  • Что вы можете сказать о морях Атлантического океана? ( Они особенно глубоко вдаются в сушу. Черное море теплое. Большая его часть никогда не замерзает. Это место отдыха. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются).

  • Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.

( Белое море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Баренцево море, Восточно-Сибирское море)

  • Что вы можете сказать о морях Северного Ледовитого океана? (Очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом).

  • Сколько же морей омывают российские берега? (12 морей)

(Показ на карте)

  1. Самоопределение к деятельности (слайд)

- Мы начинаем подробно изучать природные зоны России. С какой природной зоны начнем, догадайтесь.

Послушайте описание чертогов одной сказочной героини. Чертог-дворец.

Чертог – (устаревшее слово) великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.

«Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро».

- Кто узнал героиню произведения (Снежная королева из сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»)

(слайд)





- В какой природной зоне жила снежная королева? (В арктической пустыне).

- Назовите тему урока. (Зона арктических пустынь).

- Какова цель урока? ( Изучить зону по плану)

- Что мы будем делать для достижения цели? (Найдем на карте, изучим условия неживой и живой природы, взаимосвязи, использование человеком и вопросы охраны природы).

Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда.

  1. Открытие нового знания

 Определение проблемы и вопросов разрешения.

Чтобы успеть за урок изучить арктическую зону по всем пунктам плана, предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в группах. У каждой группы будет своё задание. Вам надо будет решить ряд проблем и вопросов:

  1. Географы будут работать с картой и найдут месторасположение зоны и синоптики будут изучать климат;

  2. Зоологи расскажут нам о животных Крайнего Севера и ботаники будут искать информацию о растительном мире.

6. Работа в группах.

Мы знаем, что отправляемся в царство холода и льда. (слайд )



- Какую одежду мы выберем для экспедиции? (Дети выбирают из предложенных картинок: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки, шерстяные маски)

- Итак, в путь. На парте у вас всё самое необходимое для работы.

Географы.

-Пользуясь картой и учебником, ответьте на вопросы и выполните задания на карточке:

1. Где на карте расположена зона арктических пустынь?

2. Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?

3. К северу или к югу нашего края расположена Арктика?

Арктика –это район Земли, примыкающий к … (Северному полюсу). Это огромное пространство…(Северного Ледовитого ) океана с морями и … (островами). На карте Арктика обозначена… цветом. Острова, которые относятся к этой зоне:…, ( Земля Франца- Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). Арктика расположена к …(северу) от нашего края.

Синоптики

Пользуясь картой и учебником, ответьте на вопросы и выполните задания на карточке:

1.Почему здесь царство снега и льда?

2. Погодные условия зимой.

3. Погодные условия летом.

4. Почему здесь такие суровые условия?

Солнце направляет на это пространство ... (косые) лучи.

Оно ... (светит), но не ...(греет). Зимой в Арктике ...(полярная ночь).

Темноту освещают: луна, звезды и ... (Северное сияние).

Дуют ...(ветры), бушует ...(пурга). Температура опускается до ...(минус

шестидесяти) градусов.

Летом в Арктике ...(полярный день), но ...(тепла) тоже нет.

Это зависит от географического ... (положения) арктической зоны.

Температура лишь на ...(несколько градусов) выше ...(нуля).


Ботаники

-Пользуясь картинками и учебником, ответьте на вопросы и выполните задания на карточке:

1. Какие растения прижились в Арктике?

2. Почему живут только эти растения?

3. Как они приспособились к таким условиям?

4. Каково значение растений данной зоны?

(мхи, лишайник, полярный мак, планктонные растения (водоросли)

На островах прямо на голых ...(камнях) встречаются ...(лишайники),

они очень ...(малы). Также приспособились к жизни на камнях ...(мхи) и

...(полярные маки). В толще воды, не покрытой ...(льдом),

большое количество (планктоны растений водорослей).

Зоологи

- Пользуясь картинками и учебником, ответьте на вопросы и выполните задания на карточке:

  1. Какие животные обитают в арктической зоне?

  2. Чем они питаются?

  3. Как приспособлены к таким суровым условиям?

  4. Что такое птичьи базары?

(чайки, кайры, гагарки, тупики, поморник, белый медведь, тюлень, морж)

Животных арктической зоны кормит ...(море).

Морскими водорослями питаются ...(рачки), а ими - ...(рыбы).

Основная пища птиц и животных - это ...(рыба).

На скалистых берегах собираются ...(чайки), …(кайры) и ...(гагарки),

здесь они выводят ...(потомство). Птиц с необычными

клювами называют ...(тупики). Все звери – прекрасные…(пловцы).

От холода их защищает ...(слой жира). Это ...(моржи) и... (тюлени)

На тюленей охотятся ...(белые медведи).

У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ...(широкие) лапы,

чтобы удобнее было ...(передвигаться по льду и снегу).

Физминутка.

    1. Первичное закрепление.

Дополнение учителя (электронное приложение к учебнику)

Включение нового знания в систему знаний.

- В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут жи­вотные и птицы и даже выращивают своих детенышей.



    1. Работа по учебнику С.81-82

- Чем занимаются люди в Арктике?

- Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселенной зоне и какие?

- Проверим свои предположения, прочитав текст учебника. ( Читают).

- Что вас удивило?

Дополняю ответы детей. (Показ слайдов)

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции, проложен Северный морской путь, так идут караваны судов.

Люди занимаются рыболовством, охотой (показ слайда). Но не всегда это делают разумно.

В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб.

Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж,

они внесены в Красную книгу России.

Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

    1. Подведение итога урока. Выставление оценок.

 С какой природной зоной познакомились на уроке?

— Что хотели узнать о данной природной зоне? Добыли интересующую вас информацию?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

10. Рефлексия


— Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

— Что помогло?

— Что помешало?

— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?


11. Домашнее задание.

1. Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

2. Подбери материал о труде людей Арктики. Подумай, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!