СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру 4 класс на тему: История праздника «День семьи, любви и верности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру 4 класс на тему: История праздника «День семьи, любви и верности».»

План-конспект урока по окружающему миру, проводимого в рамках

Дня единого текста



Составитель:



Овсяникова Е.Н. учитель начальных классов средней школы № 29 г. Ярославля



Тема урока: История праздника « День семьи, любви и верности».

Класс / возраст: 4 классы / 10–12 лет

Цель: знакомство учащихся с историей праздника «День семьи, любви и верности», развитие у детей интереса к русской духовной традиции, основам семейных взаимоотношений на ярком примере супружеской жизни Петра и Февронии.

Задачи мероприятия:

образовательные: рассказать о святых Петре и Февронии Муромских, о почитании их на Руси, о святых местах, связанных с их именами, раскрыть значение понятия слова «семья»;

развивающие: развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности;

воспитательные: воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию, уважение к членам семьи и окружающим.

Планируемые результаты: Личностные:

  • доброжелательное отношение к окружающим;

  • эмоционально-положительный настрой, создание ситуации успеха, доверия;

  • осознание ответственности за общее дело;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к ее традициям, культуре и желании участвовать в ее делах.

Метапредметные:

  • Познавательные

  • анализ, синтез, сравнение;

  • формулирование познавательной цели;

  • построение логической цепи рассуждений, доказательство;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

  • извлечение из литературного произведения необходимой информации;

  • умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи;

  • объяснение явлений, процессов, связей и отношений.

Коммуникативные:

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • учёт разных мнений;

Регулятивные действия:

  • обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

  • совместная постановка учебных целей и задач;

  • выделение и осознание учащимися того, что усвоено на занятии, осознание качества и уровня усвоенного материала;

  • адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

  • взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.

Предметные:

  • осознать, что любовь является основной ценностью семейных отношений;

  • познакомиться с духовными традициями христианства, с ценностями человеческой и семейной жизни.



Средства проведения мероприятия: Компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация, дополнительный материал на бумажных носителях для работы в группах.



Ход урока.

Этапы мероприятия

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация познавательной деятельности

Организация учащихся (слайд 1)

- Здравствуйте дети, сегодня мы продолжим разговор о таком празднике, как «День семьи, любви и верности». Этот урок будет для вас познавательным и интересным, т. к. вы узнаете много нового.

Включение в познавательную деятельность.

Актуализация необходимых знаний

Учитель читает гимн семьи: ГЛАВНОЕ- СЕМЬЯ (ГИМН ГОДА СЕМЬИ) - Ирина Дубцова

Соединились сердца воедино

Если мы вместе, мы непобедимы

Держи меня крепче за руку

Мы неразделимы


Крепче стены не найти на планете

Наши родители, дом, наши дети

Дай Бог увидеть правнуков

Дай нам быть счастливыми


Это самое важное на Земле

Это искренние объятия

Это мы, это ты, это я

Главное – Семья


Это первое слово и первый шаг

Материнское сердце, смех малыша

Это мы, это ты, это я

Главное – Семья


Тихий уют семейных традиций

Праздников шум, счастливые лица

Мы во Вселенной маленький

Мир, в котором любят


Каждого спросят и каждый ответит

Крепче стены не найти на планете

А окна домов как маяки

Там ждут родные люди


Это самое важное на Земле

Это искренние объятия

Это мы, это ты, это я

Главное – Семья


Это первое слово и первый шаг

Материнское сердце, смех малыша

Это мы, это ты, это я

Главное – Семья


Это самое важное на Земле

Это искренние объятия

Это мы, это ты, это я

Главное – Семья


Это первое слово и первый шаг

Материнское сердце, смех малыша

Это мы, это ты, это я

Главное – Семья

Учитель задает вопрос: -Ребята, как вы понимаете слово семья?

Дети отвечают

Организация познавательной деятельности

Читает «Повесть о Петре и Февронье» (слайд с 2 по 6)

Ежегодно 8 июля жители России празднуют день семьи, любви и верности. Главный его символ – это цветок ромашки. Сложно найти того, кто не знает, из-за кого у нас стали отмечать этот день. Их зовут Петр и Феврония. Их встреча похожа на сказку о любви – огромной и чистой. Они являются настоящим примером для подражания у всех возлюбленных, так как находились вместе и в беде, и в радости, и ни у кого не получилось их разъединить, даже у смерти.

Все действия происходят в 13 веке. В 1203 году отпрыск князя Муромского Юрия по имени Петр пришел на трон. Но перед этим за некоторое количество лет он заболел проказой. Вылечить его от этой страшной болезни, которой по мнению в древности болели только нечистые, не было возможным. И тут Петру снится красивая девушка – дочка бортника, которая добывала мед. Князь приходит к выводу, что спасти его может исключительно она. Тогда в Рязанской области в деревне Ласковой Петр отыскивает девушку, которая ему приснилась. Это была Феврония – обаятельная, добрая и красивая девушка.

Князь дал ей обещание, что, если она сможет избавить его от болезни, он женится на ней. Девушка излечила Петра, и после пара поженилась. Спустя время Петр получил трон от своего брата. Но бояре были против того, что он женат на простой крестьянке. Молодые уселись на лодку и стали плыть по реке Оке. Жили они, как обычные люди.

А в это время в Муроме начался беспорядок. Большинство хотели завладеть престолом – стали происходить разные убийства. И бояре попросили Петра приехать обратно. Пара возвратилась, и Февронии удалось завоевать любовь жителей. Будучи в пожилом возрасте, пара приняла монашество. Они просили Бога умереть в один день и быть похороненными вместе. Как того и желали супруги умерли 8 июля 1228 года вместе.

На сегодняшний день их мощи можно наблюдать в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря.

На сегодняшний день их мощи можно наблюдать в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря.

Дети внимательно слушают, параллельно задают вопросы

Работа с текстом

Учитель: - Именно в этот праздник обращаются к святым с просьбой любви, счастья в семье и благополучия. Обычай праздновать этот праздник жители Мурома решили возобновить в 1990 году. Всероссийским торжеством он стал только в 2008 году.

Дети рассуждают о главных героях, составляют коллективный вывод: семья Петра и Февронии – идеал любви, основанной на родстве душ, взаимоуважении и многолетней привязанности.

Физминутка

"Семейная зарядка"

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.

Работа с текстом

Учитель: -Ребята, давайте мы узнаем в каких городах стоят памятники Петру и Февронии и поближе познакомимся с ними (с городами), (слайд с 8 по 11) а также поговорим о ромашке, как о символе семьи(слайд с 12 по 13):

Муром: Первое упоминание о Муроме встречается в «Повести временных лет» Нестора Летописца и датируется 862 годом. Дата эта знаменательная, считается «началом государства Российского». По одной из версий, свое название город получил от древнего финно-угорского племени, ранее населявшего эти края. В древней скандинавской литературе город описывается под названием Муромар. Через него проходил судоходный путь из степи в Европу, и величественный город пленял своей красотой проезжавших чужеземцев. Муром, расположенный на левобережье Оки, относится к числу самых древних городов страны, который по праву называют ровесником тысячелетней российской государственности.

Владимир: Город Владимир основан около 1108 года Переяславским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Символом города являются Золотые ворота. Они были построены ещё в 1164 году князем Андреем Боголюбским и первоначально были оборонительным сооружением. Это мощное белокаменное здание, увенчанное золотым куполом. Сейчас в надвратной церкви находится музей. Величайшим памятником белокаменного зодчества является и Успенский собор, построенный в середине XII века. Это внушительное сооружение состоит из храма, увенчанного пятью золотыми куполами, и примыкающей к нему колокольни.

Ярославль: Ярославль – главный претендент на звание столицы Золотого кольца России и старейший город, чьи достопримечательности удостоились места в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сам город расположен на слиянии двух рек: Волги – большой и могучей, которая протекает по большей части страны и маленькой Которосль, которая знаменита стеной крепости, возведенной князем Ярославом Мудрым.

Учитель: -Поговорим о ромашке

Ромашка — это цветок, который с древних времён любили на Руси. Её ещё называли солнечником или белоцветом. Этот цветок был особо почитаем за свои целебные свойства. Так же было принято гадать на этом интересном цветочке. Ромашка всегда была символом солнца, тепла и света.

Дети слушают, проходит беседа по тексту

Подведение итогов с помощью игр

Игра №1: работа с картой.

Задание: Найди на карте и обведи города Муром, Владимир и Ярославль.

Игра №2: проверка усвоения материала

Дети выполняют задания

Подведение итогов

Предлагает учащимся подвести итог урока в виде рассуждения (слайд 36)

Что узнали нового, что запомнили на уроке, что понравилось

Дети рассуждают