Урок окружающего мира
Тема: Жизнь пресного водоема.
Цели: ознакомить учащихся с разнообразием жизни в пресном водоеме; определить значение растительного и животного мира для водоема, а также тесную связь и взаимосвязь обитателей водоема; развивать наблюдательность, умение сопоставлять факты, устанавливать взаимосвязи и делать выводы; расширять кругозор и словарный запас; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к природе, в том числе и к водоемам; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы.
Оборудование:
учебник (Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч. 1. – М);
Просвещение, 2011-2012 гг);
мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер.
презентация по теме «Жизнь пресного водоема»;
4) картинки и слова «цепи питания», карточки - «помогайки».
5) фотографии растений водоёма, атлас-определитель «От земли до неба».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Организация класса.
Учитель: Умные глазки смотрят на меня. Сначала садятся девочки, а теперь – мальчики.
- Мотивация.
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок!
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получить
Только лишь отметку «5».
С таким хорошим настроением мы и начинаем наш сегодняшний урок.
2. Проверка знаний и умений. ( за ответы дети получают жетоны)
1. Работа по группам.
- Вспомните, какие природные сообщества вы уже изучили? (Лес, луг)
- Почему лес и луг называют природным сообществом? ( Ответы детей)
Слайд 1
- Перед вами фотографии растений и животных. Объедините их в группы в зависимости от того, к какому сообществу они принадлежат.
Работают в группах.
Должно получиться три сообщества: лес, луг, водоем
- Давайте посмотрим, растения и животных каких сообществ вы смогли узнать. (ответы детей) Слайд 2
- Ребята, а к какому сообществу принадлежат оставшиеся фотографии растений и животных? (предположения ребят)
Давайте вспомним, на какие группы делятся водоемы?
Слайд (схема – виды водоемов) 3
- В каких водоёмах обитают данные растения и животные?
- Значит, какова будет тема нашего урока? (предположения детей)
Слайд 4 – Жизнь пресного водоема.
- А какие пресные водоёмы вы знаете? Слайд 5- 6(пруд, озеро, река,…)
Хором читаем стихотворение «Водоем» Слайд 6
Какой водоем вы видите на фотографиях? (озеро. т.к. водоем окружен лесом, в нем много растений, нет течения) Слайд 7-8
-Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере. Давайте представим, что мы отправились в путешествие к этому озеру для научных исследований. Сейчас мы разделимся на научные группы. Определим кто в какой группе будет работать.
Ребята вытаскивают карточки со словами: биологи, зоологи, экологи.
Работа в группах Слайд 9
Биологи | Страница 194 |
Зоологи | Страница 195-196 |
Экологи «Если вмешается человек» | Страница 196-198 |
4. Работа по теме урока
- Растения водоемов разнообразны по своему строению и положению в воде.
.- На какие группы можно разбить растения водоемов в зависимости от их положения в воде?
Растения, свободно плавающие на поверхности;
Растения, находящиеся полностью под водой;
Растения, у которых погружена в воду только нижняя часть
У ребят на столах таблица
название водоема_________________________________
Индивидуальная работа: страница 71 (атлас- определитель)
(на поверхности воды) Слайд 10
Ряска, водокрас, кубышка, кувшинка
(Ряска - очень маленькое растение, часто образует на поверхности светло- зеленый ковер. Листочки похожи на плоские лепешечки овальной формы, размером меньше ногтя. От нижней части лепешечки отходит в воду тонкий маленький корешок. (1 ученик)
Водокрас – листья овальные, собраны в розетку. От каждой розетки отходит в воду пучок коротких корней. Летом у водокраса появляются небольшие белые цветки с тремя лепестками. (2 ученик)
Кубышка желтая, кувшинка белая – растения, которые имеют плавающие листья, но при этом их корневища прикреплены ко дну. Цветки кувшинки вечером закрываются и погружаются в воду, а рано утром всплывают на поверхность и раскрываются. (3 ученик)
(под водой) Слайд 11
Элодея, роголистник, рдест, зеленые водоросли (Кислород, нужный для дыхания, углекислый газ и питательные вещества они получают из воды, а не из почвы.)
(под водой только нижняя часть) . Слайд 12
Камыш, рогоз, стрелолист
-Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?(пища и дом для животных, вырабатывают кислород, необходимый для дыхания животных, обитающих в водоемах)
Физминутка Слайд 13
Зоологи
-Богат и разнообразен животный мир водоема. Животные есть в водоеме везде: на поверхности и на водных растениях.
У ребят на столах таблица
название водоема_________________________________
Загадки: Слайд 14- 15
У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы)
На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно (сом)
У кого глаза на рогах, а дом на спине? (улитка)
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
Ползает наоборот, Задом наперед,
Всё под водой Хватает клешней.(рак)
Индивидуальная работа: страница 161 (атлас- определитель)
Можно ли водоем назвать природным сообществом? Почему?
-Как живут обитатели водоема? (сообща) Слайд 16
В водоемах для жизни хватает места и пищи всем : и растениям и животным, птицам, рыбам, пресмыкающимся, зверям. Все они помогают друг другу выжить. Это как одна цепочка. Порвется звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать и остальные).
- Каких животных, обитающих в водоёмах, мы еще не назвали? (бобр, выдра, водомерка, жук-плавунец, головастики, лягушки) Слайд 17
- Кто такие головастики?
- Познакомиться со всеми обитателями водоема мы сегодня не успеем. Это вы сможете сделать дома или в библиотеке.
Используя карточки, лежащие у вас на столе, составьте цепи питания, характерные для пресного водоема (карточки: ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, водомерки, водоросли) (по времени)
Как живут все обитатели водоема? (сообща)
Какой вывод вы сделаете? ( водоем- природное сообщество) Слайд 18- 19
Экологи
Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. И к чему это приводит? ( ответы экологов)
Индивидуальная работа: страница «Великан на поляне».
5. Экологическая проблема
-Много человеку пользы приносит вода, а вот как он к ней относится.
1) Сценка.
Автор: - Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. (Сидят 3 ребёнка с удочками) - Задёргался поплавок у одного, дёрнул он удочку и выловил старый башмак
1 рыбак: Вот так - так!.
- Задёргался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока.
2 рыбак: Вот это – да-а!
- Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку.
3 рыбак: Ух, ты!
- Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом.
Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в озере! Слайд 20
- Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом!
- Что вы можете предложить по охране водоёмов.
- В классе развешаны высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»? ( дети показывают + и -)
1. Мусорить на берегах. -
2. В водоёмы не бросать отходы. +
3. Не мыть машины в водоёмах. +
4. Не сбрасывать промышленные отходы. +
5. Вырубать леса по берегам водоёмов. -
6. Ограничить вылов рыбы. +
7. Не рыбачить сетями и во время нереста. +
8. Разрешить неограниченную рыбалку. -
9.Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес. –
10. Из рабочей тетради.
6. Подведение итогов. Оценки.
Слайд 21
7. Рефлексия
- Дополните предложения:
«Теперь я знаю…» «Теперь я умею…» (предложения записаны на доске)
Заселение водоема ( прикрепить рыбку на ватман)
8. Домашнее задание Слайд 22
Стр. 191 – 200
Ответить на вопросы «Проверь себя»
Выполни задания 2, 4
Подготовить ответ на вопрос: «Надо ли охранять болото?»
- С каким настроением вы уходите с урока? ( смайлики) Слайд 23