СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру 4 класс»

Урок окружающего мира



Тема: Жизнь пресного водоема.

Цели: ознакомить учащихся с разнообразием жизни в пресном водоеме; определить значение растительного и животного мира для водоема, а также тесную связь и взаимосвязь обитателей водоема; развивать наблюдательность, умение сопоставлять факты, устанавливать взаимосвязи и делать выводы; расширять кругозор и словарный запас; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к природе, в том числе и к водоемам; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы.

Оборудование:

  1. учебник (Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч. 1. – М);

Просвещение, 2011-2012 гг);

  1. мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер.

  2. презентация по теме «Жизнь пресного водоема»;

4) картинки и слова «цепи питания», карточки - «помогайки».

5) фотографии растений водоёма, атлас-определитель «От земли до неба».



Ход урока

1. Организационный момент.

- Организация класса.

Учитель: Умные глазки смотрят на меня. Сначала садятся девочки, а теперь – мальчики.

- Мотивация.


Учитель:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок!

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.

Чтоб за работу получить

Только лишь отметку «5».

С таким хорошим настроением мы и начинаем наш сегодняшний урок.

2. Проверка знаний и умений. ( за ответы дети получают жетоны)

1. Работа по группам.

- Вспомните, какие природные сообщества вы уже изучили? (Лес, луг)

- Почему лес и луг называют природным сообществом? ( Ответы детей)

Слайд 1

- Перед вами фотографии растений и животных. Объедините их в группы в зависимости от того, к какому сообществу они принадлежат.

Работают в группах.

Должно получиться три сообщества: лес, луг, водоем

- Давайте посмотрим, растения и животных каких сообществ вы смогли узнать. (ответы детей) Слайд 2

- Ребята, а к какому сообществу принадлежат оставшиеся фотографии растений и животных? (предположения ребят)

Давайте вспомним, на какие группы делятся водоемы?

Слайд (схема – виды водоемов) 3

- В каких водоёмах обитают данные растения и животные?

- Значит, какова будет тема нашего урока? (предположения детей)

Слайд 4 – Жизнь пресного водоема.



- А какие пресные водоёмы вы знаете? Слайд 5- 6(пруд, озеро, река,…)

Хором читаем стихотворение «Водоем» Слайд 6

Какой водоем вы видите на фотографиях? (озеро. т.к. водоем окружен лесом, в нем много растений, нет течения) Слайд 7-8

-Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере. Давайте представим, что мы отправились в путешествие к этому озеру для научных исследований. Сейчас мы разделимся на научные группы. Определим кто в какой группе будет работать.

Ребята вытаскивают карточки со словами: биологи, зоологи, экологи.

Работа в группах Слайд 9

Биологи

Страница 194

Зоологи

Страница 195-196

Экологи «Если вмешается человек»

Страница 196-198

4. Работа по теме урока

- Растения водоемов разнообразны по своему строению и положению в воде.

.- На какие группы можно разбить растения водоемов в зависимости от их положения в воде?

  • Растения, свободно плавающие на поверхности;

  • Растения, находящиеся полностью под водой;

  • Растения, у которых погружена в воду только нижняя часть







У ребят на столах таблица

название водоема_________________________________

Растения

Животные













Индивидуальная работа: страница 71 (атлас- определитель)

(на поверхности воды) Слайд 10

Ряска, водокрас, кубышка, кувшинка

(Ряска - очень маленькое растение, часто образует на поверхности светло- зеленый ковер. Листочки похожи на плоские лепешечки овальной формы, размером меньше ногтя. От нижней части лепешечки отходит в воду тонкий маленький корешок. (1 ученик)

Водокрас – листья овальные, собраны в розетку. От каждой розетки отходит в воду пучок коротких корней. Летом у водокраса появляются небольшие белые цветки с тремя лепестками. (2 ученик)

Кубышка желтая, кувшинка белая – растения, которые имеют плавающие листья, но при этом их корневища прикреплены ко дну. Цветки кувшинки вечером закрываются и погружаются в воду, а рано утром всплывают на поверхность и раскрываются. (3 ученик)

(под водой) Слайд 11

Элодея, роголистник, рдест, зеленые водоросли (Кислород, нужный для дыхания, углекислый газ и питательные вещества они получают из воды, а не из почвы.)



(под водой только нижняя часть) . Слайд 12

Камыш, рогоз, стрелолист

-Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?(пища и дом для животных, вырабатывают кислород, необходимый для дыхания животных, обитающих в водоемах)

Физминутка Слайд 13

Зоологи

-Богат и разнообразен животный мир водоема. Животные есть в водоеме везде: на поверхности и на водных растениях.

У ребят на столах таблица

название водоема_________________________________

Растения

Животные











































Загадки: Слайд 14- 15

У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы)

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно (сом)

У кого глаза на рогах, а дом на спине? (улитка)

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)

Ползает наоборот, Задом наперед,

Всё под водой Хватает клешней.(рак)

Индивидуальная работа: страница 161 (атлас- определитель)

Можно ли водоем назвать природным сообществом? Почему?

-Как живут обитатели водоема? (сообща) Слайд 16

В водоемах для жизни хватает места и пищи всем : и растениям и животным, птицам, рыбам, пресмыкающимся, зверям. Все они помогают друг другу выжить. Это как одна цепочка. Порвется звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать и остальные).



- Каких животных, обитающих в водоёмах, мы еще не назвали? (бобр, выдра, водомерка, жук-плавунец, головастики, лягушки) Слайд 17

- Кто такие головастики?

- Познакомиться со всеми обитателями водоема мы сегодня не успеем. Это вы сможете сделать дома или в библиотеке.



Используя карточки, лежащие у вас на столе, составьте цепи питания, характерные для пресного водоема (карточки: ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, водомерки, водоросли) (по времени)

Как живут все обитатели водоема? (сообща)

Какой вывод вы сделаете? ( водоем- природное сообщество) Слайд 18- 19

Экологи

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. И к чему это приводит? ( ответы экологов)

Индивидуальная работа: страница «Великан на поляне».

5. Экологическая проблема

-Много человеку пользы приносит вода, а вот как он к ней относится.

1) Сценка.

Автор: - Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. (Сидят 3 ребёнка с удочками) - Задёргался поплавок у одного, дёрнул он удочку и выловил старый башмак

1 рыбак: Вот так - так!.

- Задёргался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока.

2 рыбак: Вот это – да-а!

- Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку.

3 рыбак: Ух, ты!

- Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом.

Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в озере! Слайд 20

- Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом!

- Что вы можете предложить по охране водоёмов.

- В классе развешаны высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»? ( дети показывают + и -)

1. Мусорить на берегах. -
2. В водоёмы не бросать отходы. +
3. Не мыть машины в водоёмах. +
4. Не сбрасывать промышленные отходы. +
5. Вырубать леса по берегам водоёмов. -
6. Ограничить вылов рыбы. +
7. Не рыбачить сетями и во время нереста. +
8. Разрешить неограниченную рыбалку. -
9.Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес. –

10. Из рабочей тетради.

6. Подведение итогов. Оценки.

Слайд 21

7. Рефлексия

- Дополните предложения:

«Теперь я знаю…» «Теперь я умею…» (предложения записаны на доске)

Заселение водоема ( прикрепить рыбку на ватман)

8. Домашнее задание Слайд 22

Стр. 191 – 200

Ответить на вопросы «Проверь себя»

Выполни задания 2, 4

Подготовить ответ на вопрос: «Надо ли охранять болото?»

- С каким настроением вы уходите с урока? ( смайлики) Слайд 23