II. Актуализация знаний | Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение. Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение. Постановка цели урока выбор способа решения учебной проблемы. | - Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо. - Я вам зачитаю текст, а вы должны определить о какой природной зоне идет речь. (На доске появляется по ходу ответов схема.) «Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники»; Тундра «Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» Лесная зона «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники» Арктические пустыни «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья» Степи Игра «Кто где живёт?» – Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая пара получит по 2 карточки с изображением животных. На доске 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи). Вы в паре обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают. (В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь, но на доске карточки с названием этой зоны не подписана. (Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия). – Посмотрите, что у нас получилось. Проверим, правильно ли мы расселили животных. – Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему? – Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой? -Какова цель нашего урока? -Мы будем исследовать природную зону пустынь, растительный, животный мир, труд и быт людей. -Прочитаем план нашего урока (на доске) | вводная беседа, повторение пройденного материала, целеполагание, составление плана изучения темы Карточки животных разных зон (которые изучили) …. |
III. Реализация плана. Открытие нового знания | Учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. | - Давайте послушаем Васю, он приготовил нам рассказ о пустыне. - Что мы узнали? - Предлагаю вам посмотреть на доску, какой первый пункт нашего плана? -Верно, мы с вами сейчас узнаем о географическом положении пустыни. - Пустыня на карте обозначена желто – оранжевым цветом. В России пустыни занимают небольшую площадь - по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев Волги. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. (Показ на карте + вызвать несколько учеников для показа) - Давайте обратимся к плану урока, что теперь нам нужно изучить? - Верно, климат пустыни. - И так, лето пустыне очень жаркое (до +58° С), длинное, сухое, с большой суточной температурной амплитудой- ночью после жаркого дня возможны иногда, даже заморозки. Мало осадков, порой за всё лето не бывает ни капли дождя! Зима (2-3 месяца) очень суровая, морозы могут достигать -50°С. Мало осадков, часты метели с пыльными бурями. - Давайте снова обратимся к плану урока, что теперь нам нужно изучить? - Верно, это почва и поверхность пустыни. - Я предлагаю вам, посмотреть видео ролик. - К дополнению полученной информации с видео, я бы хотела добавь, что поверхность пустыни - россыпи камней, известняк, гипс, соляные корки, валы из песка- барханы, образующиеся при движении песков под действием ветра. Почвы содержат мало перегноя и много минеральных солей, часто засолены. -Давайте обратимся к плану урока, что теперь нам нужно изучить? - Верно, это растительность. - Прочитайте текст «Жизнь в пустыни» на стр. 122 – 123 учебника и определить, как растения приспособились к природным условиям пустыни. Ученики. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растений в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое. Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают его от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья. - Молодцы! Но в пустыне встречаются и деревья. Это саксаул. Его самые крупные экземпляры достигают 5 метров, но обычно они в высоту не больше 2 м. Эти деревья растут один от другого на расстоянии 4–7 м, а то и дальше. Как вы думаете, почему? Ученики. Из-за недостатка влаги. Учитель демонстрирует гербарий и фотографии растений пустыни. - Посмотрим на план урока, что нам нужно изучить? -Верно, животный мир пустыни. - Используя иллюстрацию на с. 122 – 123 учебника, определить, как животные приспособились к условиям пустыни. Ученики. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый ёж имеют большие уши, чтобы лучше слышать, так как они ведут ночной образ жизни. В пустыне много грызунов: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, а тушканчики быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, жуки-скарабеи. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о верблюдах и сайгаках. Физкультминутка Учащиеся выполняют упражнения за учителем. На мне люди ездят И возят поклажу. В пустыне безводной Могу идти даже. Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.) - Давайте обратимся к последнему пункту нашего плана. Учащиеся читают статью «Пустыни и человек» на с. 123 - 124 учебника. - Назовите причины возникновения экологических проблем в пустыне. Ученики. Из-за деятельности человека мелеют реки (неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море. Его спасение – дело огромной важности! Неумеренное орошение приводит к другой беде: в почвах накапливается много соли. Страдают культурные растения! Больше стало подвижных песков, они засыпают дороги, поля, постройки. Причина известна: скот подолгу пасут на одном пастбище, растения полностью съедаются и пески не закрепляются. Другой проблемой является браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, так как созданные человеком оросительные каналы стали для сайгаков непреодолимыми. - Для сохранения природы в 1990 г. в республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли». Здесь есть участки пустынь, где встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди. Осваивая пустыни, люди должны очень заботливо относиться к их удивительной природе. | рассказ подготовленного ученика, обсуждение услышанного работа по атласу и карте рассказ учителя просмотр видеоролика, обсуждение услышанного https://youtu.be/GzpKauys_oA (0:38 – 1:12) работа с гербарием, обсуждение чтение статьи учебника, выполнение задания, дополнение схемы Работа с учебником |
IV. Первичное закрепление нового знания | Первично закрепить новые знания. Самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их взаимопроверку. | - Я предлагаю решить филворд. Необходимо отгадать загадки и найти слова-отгадки. (Слова в филворде надо читать вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не по диагонали.) - Поменяйтесь карточками и проверьте своего соседа по парте. Ответы я продиктую. (взаимопроверка) | Вопросы к филворду: 1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. 2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. 3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы. 4. Вьется веревка, на конце – головка. 5. Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги. 6. Я – песчаный холм, и зовут меня … О т в е т ы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан. |