№ | Этап урока | Время |
1. | Организационное этап | 1 мин |
2. | Мотивация учебной деятельности учащихся | 2 минуты |
3. | Актуализация знаний | 8 мин |
4. | Постановка цели и задач урока. | 4 мин |
5. | Изучение нового материала | 10 мин. |
6. | Физкультминутка | 1 мин |
7. | Изучение нового материала (продолжение)+ первичное закрепление | 11 мин |
8. | Итог урока, домашнее задание | 2 мин |
9. | Организованный конец урока | 1 мин |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредетные | Личностные | Коммуникативные |
узнают, почему чистую воду относят к важнейшим природным богатствам; научатся рассказывать о причинах загрязнения и охране воды; смогут объяснять значение воды для растений, животных и человека. | Регулятивные УУД: 1) Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; 2) Умение оценивать свои достижения на уроке. Познавательные УУД: - умение чётко структурировать полученные знания. | Осуществлять самоконтроль; Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; 3)Развитие способности к самооценке, коррекции. | 1) Слушать и понимать речь других; 2) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 3)Умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре. |
Ресурсы урока: учебник математики 3 класс 1 часть авторы: А.А. Плешаков. мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь к учебнику 3 кл.1ч. А.А. Плешаков, материал для самооценки «Необычная радуга», глобус, карточки для обучающихся «Экономное расходование воды». |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые умения |
Организационный этап |
Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмѐмся, И друг другу улыбнѐмся. Пусть сегодня для нас всех, На урок придет успех! | Садятся за парты | Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: сформировать потребность в изучении нового материала |
-Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия предлагаю вам отгадать загадку. - Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда наш первый друг? Снимет грязь с лица и рук? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без…?? - Почему без нее невозможна жизнь? | - Воды. - Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям, животным, растениям. | Предметные УУД: - закрепить знания о воде; Метапредметные: Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: - овладение логическими операциями анализа и сопоставления. Регулятивные УУД: - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала |
Актуализация знаний Цель: закреплений знаний о состояниях воды в природе, а также о круговороте воды в природе. |
- На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде. Будем выполнять тест. Тест 1) Лед и снег-это вода.. А) в твердом состоянии; Б) в жидком состоянии; В) в газообразном состоянии. 2) Что происходит с водой при нагревании? А) при нагревании вода сжимается; Б) при нагревании вода расширяется; В) изменений с водой при нагревании не происходит. 3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим? А) вода впиталась в поверхность пола; Б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу. В) вода с поверхности пола испарилась; 4) Пар- это А) вода в жидком состоянии Б) вода в газообразном состоянии. В) вода в твердом состоянии; 5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы ? А) вода, превращаясь в лед, расширяется; Б) вода, превращаясь в лед, сжимается; В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано. - Сейчас обменяйтесь работами. Посмотрите внимательно на экран (слайд 1) и проверьте работу. Ставьте "+", «если ответ верный и «-», если нет. - Работы проверены, а теперь самое время их оценить. Если ошибок нет– «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», более 2 – «2». - Давайте рассмотрим вопросы, где было допущено больше всего ошибок. - Вам дома необходимо было сделать модель «Круговорота воды в природе». - Расскажите, пользуясь вашей моделью, как в природе происходит круговорот воды в природе? | - Учащиеся выполняют тест на отдельных листах. - Учащиеся по эталону на экране выполняют взаимопроверку. - Дети оглашают результаты проверки. - Исправление ошибок путем проговаривания. - Несколько учащихся по своим моделям рассказывают о круговороте воды в природе: Движущая сила перемещений воды – это солнечное тепло. Солнце нагревает воду, и она испаряется с поверхности водоемов, почвы, растений. Теплый водяной пар поднимается вверх, где температура воздуха значительно холоднее 0 градусов, поэтому горные вершины всегда покрыты снегом и льдом. Вверху водяной пар охлаждается, превращаясь в мельчайшие капельки воды и льдинки. Из них образуются облака, которые ветер несет по небу, постепенно влаги становится все больше и больше, облака превращаются в тучи, и вода возвращается на поверхность земли в виде дождя, снега и града. Осадки выпадают далеко от того места, где испарилась эта вода. На этом путешествие воды не заканчивается, она стекает с холмов и возвышенностей, образуя ручьи, которые питают реки, а реки впадают в моря и океаны, восполняя потери при испарении, откуда вода снова испаряется и все повторяется снова и снова. | Предметные УУД: - закрепить о состояниях воды в природе, круговороте воды в природе. - закрепить знания о днях недели и месяцах; Метапредметные: Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: - овладение логическими операциями анализа и сопоставления. Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль, в том числе сверка с эталоном; |
Постановка цели и задач урока. Цель: подготовка к изучению новой темы путем создания проблемной ситуации |
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами, послушав мою сказку. В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы. Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии. -Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством? - Итак, тема урока: «Берегите воду!» (слайд 2). - Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы: - Почему нужно беречь и охранять воду? Почему вода находится в опасности? -А какие задачи мы должны решить на этом уроке? Чему должны научиться? Прочитайте, они записаны на слайде (слайд 3). 1) Узнать причины загрязнения водоемов; 2) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду. - Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья -Капелька из сказочного Красивого озера. КАПЕЛЬКА появляется на слайде (слайд 4) Вопросы: 1.Где на планете встречается вода? 2.Для чего человеку нужна вода? 3.Почему чистой воды становится меньше? 4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна? 5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах? 6.Что значит «экономно расходовать воду»? | - Воду нужно беречь, не загрязнять. | Предметные УУД: -закрепление знаний о воде. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её осуществления; планирование УД, поиск эффективных способов решения учебной задачи. Познавательные УУД :структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Коммуникативные УУД: - умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли. |
Изучение нового материала. Цель: формирование представлений о значении воды в жизни человека |
-Очень-очень давно, много миллионов лет назад, еще до появления динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой. Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды. Современные ученые пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода- мать всего живого на земле. - Для того, чтобы ответить на 1 вопрос: «Где на планете встречается вода?», необходимо прочитать 1 абзац, с. 59 учебника. - Милана, сделай вывод по прочитанному. Но морская вода соленая, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные ее запасы сосредоточены в полярных льдах. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения. - Давайте ответим на 2 вопрос: «Для чего человеку нужна вода?» Читаем 2 абзац. - Никита делает обобщение: -А кто еще нуждается в воде? - Например, слону в сутки необходимо 90 литров воды. - Какой вывод можем сделать? | Учащиеся читают текст учебника, выбирают главное, отвечают на вопрос. - Вода встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды много в морях и океанах. - А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. - Животные, растения. - Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни. | Предметные УУД: - формирование представлений о бережном отношении к воде; - выяснение причин загрязнения водоемов - выяснение способов экономии воды Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре. Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция. Познавательные УУД: - умение чётко структурировать полученные знания.) |
Физкультминутка |
- Очень всем нужна вода, делай раз и делай два. Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились. Вместе на носочки встали, тучку лапками достали, Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора. | - Учащиеся выполняют движения вслед за учителем. | |
Изучение нового материала+ Первичное усвоение новых знаний. Цель - формировать навыки использования изученного материала |
- Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы (слайд 5). "Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды." Василий Михайлович Песков. - Вы согласны с его словами? Объясните. - Сейчас будем работать в группе (напоминание правил работы в группах). Капелька предлагает Вам выполнить вот такое задание: - Итак, следующий вопрос: «Почему чистой воды становится меньше?» Читаем 3 абзац. Прохор делает обобщение. - Вопрос 4: Чем опасна загрязненная вода и для кого она опасна? Милана делает вывод. - Можно ли пить воду из реки, озера, пруда? - Знаете ли вы, что … - более 5 млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды. - Капелька благодарит вас за ответы. - Продолжаем работу по очистки реки - Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах? - Читаем в учебнике, с.60, 1 абзац. Никита обобщает - Как вы думаете, нужны людям такие предприятия? - Для того, чтобы ответить на вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду», давайте поработаем в паре. - На партах лежат картинки, пользуясь ими назовите, как необходимо экономить воду в быту. - На все вопросы ответили? Капелька благодарит нас. - А теперь выполним задания в рабочей тетради № 1 и 2 на с.35-36. | - Возможность в любую минуту утолить жажду. - Учащиеся выполняют задание и ответственный зачитывает ответы. Тише воды, ниже травы. Под лежачий камень вода не течет. В марте вода, в апреле трава. Хлеб да вода — молодецкая еда. Не зная броду, не суйся в воду (слайд 5). - Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. - От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах, морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек. -Нельзя. В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии. Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. - Конечно, да. - Всегда проверяйте закрыли ли вы воду, регулируйте силу струи воды, мойте посуду в емкости, при чистке зубов используйте стакан и т.д. -Да. -Выполнение заданий с последующим обсуждением (списывание числовых данных с учебника, работа в паре с источниками загрязнения). | Предметные УУД: - формирование представлений о бережном отношении к воде; - выяснение причин загрязнения водоемов - выяснение способов экономии воды Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре. Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция. Познавательные УУД: - умение чётко структурировать полученные знания.) |
Итог урока, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
– Наш урок подходит к концу. -Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили? ( слайд 3) -Проверим, как усвоили новый материал 2.Тест (обучающиеся фронтально отвечают на вопросы теста) 1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего? а) крахмал б) воду в) соль 2.Какая вода нужна людям? а) прозрачная б) бесцветная в) чистая 3.От чего загрязняется вода в реках и озерах? а) от использования воды в быту б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм в) от использования воды на производстве 4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды? а) фильтры б) пластиковые трубы в) кислоты -Почему мы говорим, что вода находится в опасности? - Чем опасно загрязнение воды? - Какой сделаем вывод? - А беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы. - Открываем дневники, записываем домашнее задание. 1) Нарисовать экологический знак «Берегите воду!», а также ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» стр.63 в учебнике и выполнить задания в ТПО по теме урока. | - Обсуждение выполненных задач урока. - Отвечают на вопросы теста с комментированием. -Люди загрязняют воду, ее становится меньше. От загрязнения воды страдает всѐ живое. Воду нужно беречь. Учащиеся записывают домашнее задание. | |
Рефлексия |
- Какое задание вам показалось самым интересным? - Оцените свою работу на уроке. У вас на парте лежит картинка с изображением радуги, эта радуга необычная. Во-первых, она черно- белая, а во- вторых, у нее только 3 дуги. Предлагаю оживить радугу. -Я все понял, могу объяснить – зеленая полоска - Я понял – желтая полоска - Я не все понял – красная полоска. Выставление оценок за урок. | -Ответы учащихся. Самооценка деятельности. | Метапредметные УУД: Регулятивные: - Осуществлять самоконтроль, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |