СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Берегите воду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Берегите воду"»

МОУ «Ям-Тесовская СОШ»

Технологическая карта урока

Учитель: Шершнева Надежда Васильевна

3 класс

Предмет: окружающий мир

УМК «Школа России»

Тема урока: «Берегите воду»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование представлений о значении воды в жизни человека

План урока:

Этап урока

Время

1.

Организационное этап

1 мин

2.

Мотивация учебной деятельности учащихся

2 минуты

3.

Актуализация знаний

8 мин

4.

Постановка цели и задач урока.

4 мин

5.

Изучение нового материала

10 мин.

6.

Физкультминутка

1 мин

7.

Изучение нового материала (продолжение)+ первичное закрепление


11 мин

8.

Итог урока, домашнее задание

2 мин

9.

Организованный конец урока

1 мин

Планируемые результаты

Предметные

Метапредетные

Личностные

Коммуникативные

  1. узнают, почему чистую воду относят к важнейшим природным богатствам;

  2. научатся рассказывать о причинах загрязнения и охране воды;

  3. смогут объяснять значение воды для растений, животных и человека.

Регулятивные УУД:

1) Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

2) Умение оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные УУД:

- умение чётко структурировать полученные знания.


  1. Осуществлять самоконтроль;

  2. Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

3)Развитие способности к самооценке, коррекции.




1) Слушать и понимать речь других;

2) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

3)Умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре.

Ресурсы урока: учебник математики 3 класс 1 часть авторы: А.А. Плешаков. мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь к учебнику 3 кл.1ч. А.А. Плешаков, материал для самооценки «Необычная радуга», глобус, карточки для обучающихся «Экономное расходование воды».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые умения

Организационный этап

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмѐмся,

И друг другу улыбнѐмся.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех!

Садятся за парты

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: сформировать потребность в изучении нового материала

-Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия предлагаю вам отгадать загадку.

- Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…??

- Почему без нее невозможна жизнь?















- Воды.

- Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям, животным, растениям.


Предметные УУД:

- закрепить знания о воде;

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

- овладение логическими операциями анализа и сопоставления.

Регулятивные УУД:

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала


Актуализация знаний

Цель: закреплений знаний о состояниях воды в природе, а также о круговороте воды в природе.

- На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями

воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.

Будем выполнять тест.

Тест

1) Лед и снег-это вода..

А) в твердом состоянии;

Б) в жидком состоянии;

В) в газообразном состоянии.

2) Что происходит с водой при нагревании?

А) при нагревании вода сжимается;

Б) при нагревании вода расширяется;

В) изменений с водой при нагревании не происходит.

3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

А) вода впиталась в поверхность пола;

Б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

В) вода с поверхности пола испарилась;

4) Пар- это

А) вода в жидком состоянии

Б) вода в газообразном состоянии.

В) вода в твердом состоянии;

5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы ?

А) вода, превращаясь в лед, расширяется;

Б) вода, превращаясь в лед, сжимается;

В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

- Сейчас обменяйтесь работами. Посмотрите внимательно на экран (слайд 1) и проверьте работу. Ставьте "+", «если ответ верный и «-», если нет.

- Работы проверены, а теперь самое время их оценить.

Если ошибок нет– «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», более 2 – «2».

- Давайте рассмотрим вопросы, где было допущено больше всего ошибок.

- Вам дома необходимо было сделать модель «Круговорота воды в природе».

- Расскажите, пользуясь вашей моделью, как в природе происходит круговорот воды в природе?




- Учащиеся выполняют тест на отдельных листах.






































- Учащиеся по эталону на экране выполняют взаимопроверку.



- Дети оглашают результаты проверки.


- Исправление ошибок путем проговаривания.





- Несколько учащихся по своим моделям рассказывают о круговороте воды в природе: Движущая сила перемещений воды – это солнечное тепло. Солнце нагревает воду, и она испаряется с поверхности водоемов, почвы, растений. Теплый водяной пар поднимается вверх, где температура воздуха значительно холоднее 0 градусов, поэтому горные вершины всегда покрыты снегом и льдом. Вверху водяной пар охлаждается, превращаясь в мельчайшие капельки воды и льдинки. Из них образуются облака, которые ветер несет по небу, постепенно влаги становится все больше и больше, облака превращаются в тучи, и вода возвращается на поверхность земли в виде дождя, снега и града. Осадки выпадают далеко от того места, где испарилась эта вода. На этом путешествие воды не заканчивается, она стекает с холмов и возвышенностей, образуя ручьи, которые питают реки, а реки впадают в моря и океаны, восполняя потери при испарении, откуда вода снова испаряется и все повторяется снова и снова.


Предметные УУД:

- закрепить о состояниях воды в природе, круговороте воды в природе.

- закрепить знания о днях недели и месяцах;

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

- овладение логическими операциями анализа и сопоставления.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль, в том числе сверка с эталоном;


Постановка цели и задач урока.

Цель: подготовка к изучению новой темы путем создания проблемной ситуации

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде.

Тему урока вы сможете определить сами, послушав мою сказку.

В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.

Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.

-Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством?

- Итак, тема урока: «Берегите воду!» (слайд 2).

- Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы:

- Почему нужно беречь и охранять воду? Почему вода находится в опасности?

-А какие задачи мы должны решить на этом уроке? Чему должны научиться?

Прочитайте, они записаны на слайде (слайд 3).

1) Узнать причины загрязнения водоемов;

2) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду.

- Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья -Капелька из сказочного Красивого озера.

КАПЕЛЬКА появляется на слайде (слайд 4)

Вопросы:

1.Где на планете встречается вода?

2.Для чего человеку нужна вода?

3.Почему чистой воды становится меньше?

4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?

5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?

6.Что значит «экономно расходовать воду»?
























- Воду нужно беречь, не загрязнять.

 Предметные УУД:

-закрепление знаний о воде.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её осуществления; планирование УД, поиск эффективных способов решения учебной задачи.

Познавательные УУД

:структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Коммуникативные УУД:

- умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.


Изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о значении воды в жизни человека

-Очень-очень давно, много миллионов лет назад, еще до появления

динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.

Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды. Современные ученые пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода- мать всего живого на земле.

- Для того, чтобы ответить на 1 вопрос: «Где на планете встречается вода?», необходимо прочитать 1 абзац, с. 59 учебника.

- Милана, сделай вывод по прочитанному.



Но морская вода соленая, она непригодна для питья, для полива полей, для

нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные ее запасы сосредоточены в полярных льдах. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения.

- Давайте ответим на 2 вопрос: «Для чего человеку нужна вода?»

Читаем 2 абзац.

- Никита делает обобщение:




-А кто еще нуждается в воде?

- Например, слону в сутки необходимо 90 литров воды.

- Какой вывод можем сделать?





















Учащиеся читают текст учебника, выбирают главное, отвечают на вопрос.



- Вода встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды

много в морях и океанах.














- А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо

израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды.

- Животные, растения.



- Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.

Предметные УУД:

- формирование представлений о бережном отношении к воде;

- выяснение причин загрязнения водоемов

- выяснение способов экономии воды



Коммуникативные УУД:

умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре.

Регулятивные УУД:

развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция.

Познавательные УУД:

- умение чётко структурировать полученные знания.)


Физкультминутка

- Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.


- Учащиеся выполняют движения вслед за учителем.


Изучение нового материала+

Первичное усвоение новых знаний.

Цель - формировать навыки использования изученного материала

- Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы (слайд 5).

"Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды." Василий Михайлович Песков.

- Вы согласны с его словами? Объясните.

- Сейчас будем работать в группе

(напоминание правил работы в группах). Капелька предлагает Вам выполнить вот такое задание:




- Итак, следующий вопрос: «Почему чистой воды становится меньше?»

Читаем 3 абзац.

Прохор делает обобщение.


- Вопрос 4: Чем опасна загрязненная вода и для кого она опасна?

Милана делает вывод.



- Можно ли пить воду из реки, озера, пруда?

- Знаете ли вы, что …

- более 5 млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды.

- Капелька благодарит вас за ответы.

- Продолжаем работу по очистки реки

- Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в

водоемах?

- Читаем в учебнике, с.60, 1 абзац.

Никита обобщает








- Как вы думаете, нужны людям такие предприятия?


- Для того, чтобы ответить на вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду», давайте поработаем в паре.

- На партах лежат картинки, пользуясь ими назовите, как необходимо экономить воду в быту.

- На все вопросы ответили?

Капелька благодарит нас.

- А теперь выполним задания в рабочей тетради № 1 и 2 на с.35-36.






- Возможность в любую минуту утолить жажду.





- Учащиеся выполняют задание и ответственный зачитывает ответы. Тише воды, ниже травы.

Под лежачий камень вода не течет.

В марте вода, в апреле трава.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Не зная броду, не суйся в воду (слайд 5).

- Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает

столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

- От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах,

морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.

-Нельзя. В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии.










Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.

Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.





- Конечно, да.






- Всегда проверяйте закрыли ли вы воду, регулируйте силу струи воды, мойте посуду в емкости, при чистке зубов используйте стакан и т.д.

-Да.


-Выполнение заданий с последующим обсуждением (списывание числовых данных с учебника, работа в паре с источниками загрязнения).

Предметные УУД:

- формирование представлений о бережном отношении к воде;

- выяснение причин загрязнения водоемов

- выяснение способов экономии воды



Коммуникативные УУД:

умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре.

Регулятивные УУД:

развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция.

Познавательные УУД:

- умение чётко структурировать полученные знания.)


Итог урока, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

– Наш урок подходит к концу.

-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили? ( слайд 3)

-Проверим, как усвоили новый материал

2.Тест (обучающиеся фронтально отвечают на вопросы теста)

1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

а) крахмал

б) воду

в) соль

2.Какая вода нужна людям?

а) прозрачная

б) бесцветная

в) чистая

3.От чего загрязняется вода в реках и озерах?

а) от использования воды в быту

б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм

в) от использования воды на производстве

4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

а) фильтры

б) пластиковые трубы

в) кислоты

-Почему мы говорим, что вода находится в опасности?

- Чем опасно загрязнение воды?


- Какой сделаем вывод?


- А беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.

- Открываем дневники, записываем домашнее задание. 1) Нарисовать экологический знак «Берегите воду!», а также ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» стр.63 в учебнике и выполнить задания в ТПО по теме урока.




- Обсуждение выполненных задач урока.




- Отвечают на вопросы теста с комментированием.





















-Люди загрязняют воду, ее становится меньше.

От загрязнения воды страдает всѐ живое.

Воду нужно беречь.





Учащиеся записывают домашнее задание.



Рефлексия


- Какое задание вам показалось самым интересным?

- Оцените свою работу на уроке. У вас на парте лежит картинка с изображением радуги, эта радуга необычная. Во-первых, она черно- белая, а во- вторых, у нее только 3 дуги. Предлагаю оживить радугу.

-Я все понял, могу объяснить – зеленая полоска

- Я понял – желтая полоска

- Я не все понял – красная полоска.

Выставление оценок за урок.



-Ответы учащихся.


Самооценка деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- Осуществлять самоконтроль, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!