- воспитывать любовь к родной природе, эмоционально-ценностное отношение к озеру Байкал
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | -Урок мы проведём сегодня в виде квеста. -Хочу привлечь ваше внимание. Посмотрите на доску (картина). Что вы видите? Кого вы видите? Выслушать ответы детей. -Да, правильно! Вы видите МУДРЕЦА? А кого мы называем мудрецом? ( Мудрец- это человек, обладающий большим умом, высшим знанием, значительным опытом.) Я мудрости прошу у Старика… Ему-то лет и лет — не перечесть… Я прихожу к нему, когда тоска, Когда на сердце тень печали есть… Я мудрости прошу у Старика… Прошу его защиты… прошу силы… Его защита, верю, велика! | Слушают, анализируют Отвечают на вопросы учителя | Личностные: самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | -Я предлагаю посмотреть фильм и ответить на вопрос: - Где был снят фильм? (просмотр видеоролика «Байкал») -Какие у вас впечатления от увиденного? Какие эмоции, мысли, чувства вызвал у вас этот фильм? (Ответы детей) | Смотрят видеоролик воспринимают информацию Отвечают на вопрос учителя | Познавательные: умение осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию |
III. Выявление места и причины затруднений | -Давайте подумаем, а как могут быть связаны между собой образ Старца, Мудреца и озера Байкал? (Ответы детей). - Озеро Байкал – уникальное творение природы. Славное море, священный Байкал — почтительно его величают. С ним связано множество мифов, легенд и преданий, которому люди поклоняются многие века и поэтому озеро Байкал можно изобразить в образе старца, мудреца. (рассказ о Байкале, пословицы) | Высказывают свои предположения | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
IV. Построение выхода из создавшейся ситуации | Сформулируйте тему урока. (выслушать детей) В названии темы урока найдите ключевые слова. (Слайд) Ключевые слова: «водное богатство» (Слайд) Работа со словарём. Богатство - это самое дорогое, важное в жизни. Мы сегодня ответим на вопросы - Когда? - Почему? - Зачем?(Слайд) Отвечать на вопросы вы будете, работая в группах На выполнение работы даю 5 минут. По окончании этого времени каждая группа защищает свой проект. | Самостоятельно формулируют тему и цель урока | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели , формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: .целеполагание |
V. Реализация построенного проекта | Задача каждой группы: проанализировать предложенные материалы и ответить на вопросы, найти ключевое слово. | Работают в группах. Анализируют, делают выводы | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Ребята, пять минут истекли. Работу закончили. - Вы заметили, что на столах лежат байкальские камни. - Внимательно рассмотрите камни, какие они? - А какие камешки вам нравятся больше? - Найдите самый красивый для вас камешек. - А теперь закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, круглый камень. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется? Этот камень называется морской галькой. - Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки потрясти их. Что вы чувствуете? (Как они стучат) - А почему они стучат? (Потому, что мы их трясем) - А что с ними происходит в море? (Они там стучат и бьются) Вывод: вода двигает камни, сталкивает их друг с другом; они трутся о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камни становятся округлыми, гладкими. - Представьте, что эти камни находятся на дне озера. Можно ли их увидеть? С высоты 40 метров в глубину можно разглядеть эти камни. Что можем сказать, какая вода в Байкале? Прозрачная и чистая. | Рассматривают байкальские камни, берут в ладошки Выбирают красивые камни Высказывают свои предположения Высказывают свое мнение. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
| Байкал - глубочайшее озеро планеты Земля, крупнейший резервуар пресной воды. Приглашаем группу географов «Географы»: задачей нашей группы было узнать сведения о Байкале, одном из величайших и красивейших озер мира! В нем содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты. Работая по карте, мы нашли местоположение Байкала. (ключевое слово прикрепляют к доске) «Биологи»: задачей нашей группы было узнать о животном и растительном мире озера Байкал, найти толкование слова «Эндемики» и определить по описанию эндемиков. (Называют ключевое слово и прикрепляют к схеме) «Экологи»: мы составили письмо «Сохраним озеро Байкал» и нарисовали знаки«Правила поведения на Байкале». Пришли к выводу:«Сохранение экосистемы Байкала- наша обязанность перед человечеством». (ключевые слова: «защитим, сохраним» прикрепляют к доске) «Писатели»: мы выбрали стихи о Байкале и составили синквейн. (ключевое слово: «красота» прикрепляют к доске) | Дети защищают свои работы Прикрепляют плакаты с выполненными заданиями Слушают доклад, делятся впечатлениями | |
VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -Давайте посмотрим на плакаты, и сделаем общий вывод. Составим предложение о Байкале. А помогут нам в этом ключевые слова, которые вы нашли: древнее, самое глубокое, чистое и прозрачное, защитим и сохраним, красота | составляют предложение о Байкале из ключевых слов, делают вывод | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено ,осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ; Познавательные: умение структурировать знания |
VIII. Рефлексия учебной деятельности | -А теперь, ребята, я вам предлагаю закончить предложения по сегодняшнему уроку. - Сегодня на уроке я узнал…… - Было интересно…… - Знания ,полученные на уроке, пригодятся мне ….. Благодарим друг друга за работу «Только мы с вами можем сохранить чистоту озера Байкал!» | Анализируют свою деятельность на уроке, осмысливают | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные:установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |