СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира направлен на изучение озера Байкал. Байкал - озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды и самое большое по площади пресноводное озеро Евразии. Впадающие реки - Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Вытекающая река - Ангара. Тип минерализации - пресное. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру для 4 класса»

Предмет: окружающий мир

УМК: «Школа России»

Класс:4

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Ф.И.О. учителя: Панаева НБ

Тема урока: «Байкал - водное богатство нашего края»

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о Байкале, как о водном богатстве родного края

Задачи урока:

-организовать деятельность обучающихся по изучению озера Байкал;

-оказать помощь в поиске информации для выполнения учебных заданий, с использованием дополнительной литературы, карты, словаря; - содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся;

- помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности, устанавливать связь с жизненным опытом ребенка,

- воспитывать любовь к родной природе, эмоционально-ценностное отношение к озеру Байкал

Планируемые результаты:

Предметные: овладение умением работать с картой, находить на карте изучаемый водный объект; работать с дополнительными источниками информации, находить нужную информацию.

Метапредметные

Личностные: формирование интереса к урокам окружающего мира; готовности преодолевать школьные затруднения;

Регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность; развивать умения осуществлять контроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

Познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательства высказанной мысли;

Коммуникативные: формирование умения высказывать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; развитие навыков партнёрского общения в малой группе.


Форма организации учебной работы: нестандартный урок (квест) в курсе окружающего мира. Групповая работа.

Межпредметные связи:

-литературное чтение (использование стихотворений, рассказов, пословиц, загадок)

-изо (картины художников, изображающих красоту природы)

Оборудование: ученические нетбуки, презентация к уроку, плакаты, картины природы Байкала, фотографии, видеофильм, физическая карта России и Республики Бурятия


Технологическая карта урока



Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности


-Урок мы проведём сегодня в виде квеста.

-Хочу привлечь ваше внимание. Посмотрите на доску (картина). Что вы видите? Кого вы видите? Выслушать ответы детей.

-Да, правильно! Вы видите МУДРЕЦА? А кого мы называем мудрецом? ( Мудрец- это человек, обладающий большим умом, высшим знанием, значительным опытом.)

Я мудрости прошу у Старика…

Ему-то лет и лет — не перечесть…

Я прихожу к нему, когда тоска,

Когда на сердце тень печали есть…

Я мудрости прошу у Старика…

Прошу его защиты… прошу силы…

Его защита, верю, велика!

Слушают, анализируют





Отвечают на вопросы учителя









Личностные: самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии




-Я предлагаю посмотреть фильм и ответить на вопрос: - Где был снят фильм? (просмотр видеоролика «Байкал»)

-Какие у вас впечатления от увиденного? Какие эмоции, мысли, чувства вызвал у вас этот фильм? (Ответы детей)

Смотрят видеоролик


воспринимают информацию



Отвечают на вопрос учителя

Познавательные: умение осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию

III. Выявление места и причины затруднений




-Давайте подумаем, а как могут быть связаны между собой образ Старца, Мудреца и озера Байкал? (Ответы детей).

- Озеро Байкал – уникальное творение природы. Славное море, священный Байкал — почтительно его величают. С ним связано множество мифов, легенд и преданий, которому люди поклоняются многие века и поэтому озеро Байкал можно изобразить в образе старца, мудреца.

(рассказ о Байкале, пословицы)

Высказывают свои предположения




Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

IV. Построение выхода из создавшейся ситуации










Сформулируйте тему урока. (выслушать детей)

В названии темы урока найдите ключевые слова. (Слайд)

Ключевые слова: «водное богатство» (Слайд)

Работа со словарём.

Богатство - это самое дорогое, важное в жизни.

Мы сегодня ответим на вопросы

- Когда?

- Почему?

- Зачем?(Слайд)

Отвечать на вопросы вы будете, работая в группах

На выполнение работы даю 5 минут. По окончании этого времени каждая группа защищает свой проект.

Самостоятельно

формулируют тему и цель урока




Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели , формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание


V. Реализация построенного проекта




Задача каждой группы: проанализировать предложенные материалы и ответить на вопросы, найти ключевое слово.


Работают в группах.

Анализируют, делают выводы



Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи





-Ребята, пять минут истекли. Работу закончили.

- Вы заметили, что на столах лежат байкальские камни.

- Внимательно рассмотрите камни, какие они? 

- А какие камешки вам нравятся больше?

- Найдите самый красивый для вас камешек.

- А теперь закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, круглый камень. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется? Этот камень называется морской галькой.

- Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? 

Предлагаю взять несколько камешков в ладошки потрясти их. Что вы чувствуете? (Как они стучат)

- А почему они стучат? (Потому, что мы их трясем)

- А что с ними происходит в море? (Они там стучат и бьются)

Вывод: вода двигает камни, сталкивает их друг с другом; они трутся о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камни становятся округлыми, гладкими.

- Представьте, что эти камни находятся на дне озера. Можно ли их увидеть? С высоты 40 метров в глубину можно разглядеть эти камни. Что можем сказать, какая вода в Байкале? Прозрачная и чистая.


Рассматривают байкальские камни, берут в ладошки


Выбирают красивые камни







Высказывают свои предположения






Высказывают свое мнение.





Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.










Байкал - глубочайшее озеро планеты Земля, крупнейший резервуар пресной воды.


Приглашаем группу географов

«Географы»: задачей нашей группы было узнать сведения о Байкале, одном из величайших и красивейших озер мира! В нем содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты.

Работая по карте, мы нашли местоположение Байкала.

(ключевое слово прикрепляют к доске)


«Биологи»: задачей нашей группы было узнать

о животном и растительном мире озера Байкал, найти толкование слова «Эндемики» и определить по описанию эндемиков.

(Называют ключевое слово и прикрепляют к схеме)


«Экологи»: мы составили письмо «Сохраним озеро Байкал» и нарисовали знаки«Правила поведения на Байкале». Пришли к выводу:«Сохранение экосистемы Байкала- наша обязанность перед человечеством».

(ключевые слова: «защитим, сохраним» прикрепляют к доске)


«Писатели»: мы выбрали стихи о Байкале и составили синквейн.

(ключевое слово: «красота» прикрепляют к доске)






Дети защищают свои работы


Прикрепляют плакаты с выполненными заданиями


Слушают доклад, делятся впечатлениями



VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону


-Давайте посмотрим на плакаты, и сделаем общий вывод.

Составим предложение о Байкале. А помогут нам в этом ключевые слова, которые вы нашли: древнее, самое глубокое, чистое и прозрачное, защитим и сохраним, красота



составляют предложение о Байкале из ключевых слов, делают вывод


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено ,осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ;

Познавательные: умение структурировать знания

VIII. Рефлексия учебной деятельности




-А теперь, ребята, я вам предлагаю закончить предложения по сегодняшнему уроку.

- Сегодня на уроке я узнал……

- Было интересно……

- Знания ,полученные на уроке, пригодятся мне …..

Благодарим друг друга за работу «Только мы с вами можем сохранить чистоту озера Байкал!»

Анализируют свою деятельность на уроке, осмысливают









Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные:установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!