СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру на тему: «Куликовская битва»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру на тему: «Куликовская битва»»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»


Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру

Тема: «Куликовская битва»

проведённого в 4 «Г» классе «Гимназия №1»






Практикантки: Краснова И.С.

________(подпись)

Учитель: Ходенкова А.О.

________(подпись)

Методист: Осипова Л.В.

________(подпись)

(Оценка за урок) ___________




Астрахань, 2024




Тема урока

«Куликовская битва»


Цель

сформировать представления о подвигах защитников Руси.



Задачи

1.Обучающие: знать  ход и значение  Куликовской битвы; качества   великого князя Дмитрия Донского

2.Развивающие: развивать устную речь, развивать логическое мышление, развивать познавательную активность и коммуникативные компетенции обучающихся.

3.Воспитывающие: воспитывать уважение друг к другу во время работы


Планируемые образовательные результаты учащихся

Предметные:  учить анализировать исторические события, делать выводы, давать свою оценку событиям, определять их последовательность; устанавливать причинно-следственные связи; учить работать с разными источниками информации;

Личностные:  интерес к познанию окружающего мира;


Тип урока

Комбинированный


Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная


Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник, раздаточный материал


Учебное оборудование и материалы для учителя

Технологическая карта урока, презентация


Используемая учителем литература

Учебник окружающего мира 4 класс, Интернет-ресурсы


Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран


Дата проведения

03.04.24


Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Сергеевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.


-Садитесь.

-Проверьте всё ли у вас готово к уроку

(Приветствуют учителя)




(Садятся)


(Проверяют принадлежности)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, что вы проходили на прошло уроке, но для этого вам нужно ответить на вопросы!


- Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?





-Как возникали монастыри?





-Как назывался монастырь около города Радонежа?

- Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?


- Молодцы!

- А теперь я раздам вам тесты, который вы должны выполнить. Я дам вам три минуты. А потом вы со своим соседом поменяетесь и устроите самопроверку.

Тест

1. Какое прозвание дал народ князю Ивану Даниловичу?

а) Невский                б) Долгорукий           в) Калита

2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?

а) Киев                      б) Москва                  в) Ростов

3. Что такое калита?

а) большая калитка

б) кошель с деньгами

в) головной убор

4.  Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

а) не изменялись

б) стала больше, чем была

в) стала меньше, чем была


-Закончили? А теперь поменяетесь и возьмите в руки зеленую ручку, ставьте минус, если вариант ответа вашего соседа неправильный, а если правильный то плюс. (на доске будут ответы на тест)

- Если у вас нет ошибок, то отлично. Если одна ошибка, то хорошо. Две ошибки – удовлетворительно. И три ошибки – уже плохо. Тестами можете поменяться, но не расстраиваться. Сегодня нас ждет новая и интересная тема!









(Они были наиболее удалены от Орды. Природа давала все необходимое-землю, леса, река и озера)


(появлялся монах и люди тянулись к нему, так и образовывались новые монастыри)


(Троицкий монастырь)


(золотую шапку)










Познавательные: развитие мышления

Регулятивные: овладевать умением прогнозирования

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


3.Самоопределение к деятельности

-  Попробуйте из данных слогов сложить название битвы, и вы прочтете тему урока.

ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я (Куликовская, слоги в презентации)




—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о битве.)

—  Что мы будем делать для достижения этой цели?

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.



(Куликовская.)






( Узнать больше о самой битве)


( Работать с картой и учебником)

( Узнать, кто участвовал, кто выиграл и тд..),















Познавательные: ориентироваться в системе знаний

Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения

Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности.


4.Работа по теме урока

- А теперь, ребята, послушайте мой рассказ.

На прошлом уроке вы узнали, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские набеги. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового.

Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.


В 1380 г. на московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: панцири, кольчуги — рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец.


Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева - лук в особом чехле, налуче. Колчан и налуч делали из кожи или сафьяна и украшали шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий, употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

На битву князя благословил Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов - Пересвета и Ослябю.


Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг - навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 г. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца спрятались в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.


Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. С победой у русского народа появилась крепкая надежда на освобождение от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского - так народ в память о победе на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали столкновения с Русью в больших сражениях. Таким образом, Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Со времен Батыева нашествия Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие московские князья покрыли себя неуведаемой славой. (рассказ сопровождается слайдами)


- Вы послушали меня, надеюсь вам было интересно, а внимательно ли вы слушали, сейчас и узнаем.


-Когда состоялась битва на поле Куликовом?


-Кто из русских князей бросил вызов Орде?


- Что происходило в ту пору в Орде?



- Почему Мамай выступил против Руси? 



- Когда это стало известно? 


- Что предпринял Дмитрий Иванович?





- Кто откликнулся на этот призыв?




- Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?


- Где было намечено сражение? 



- Чем закончилась битвой?




- Как стали называть княза Дмитрия?

(Слушают рассказ учителя)









































































































































(8 сентября 1380 года)



( Дмитрий Иванович)



 (Шла ожесточенная борьба за власть.)


(Он решил наказать Русь за неповиновение.)


( Летом, 1380г.)


(Разослал гонцов в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу.)

( Всколыхнулась вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины.)

( Основатель Троицкого монастыря Сергий.)


( На Куликовом поле, между Доном и рекой Непрядвой.)

(Войска Руси разгромили войска Мамая и одержали победу)

- Донской

Познавательные: ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.


5.Физкультминутка

- Я вижу вы устали, поэтому давайте отдохнем


Аты – баты,

Мы солдаты!

Для разминки из – за парт

Поднимается на старт!

Бег на месте. Веселей!

И быстрей, быстрей, быстрей!

Аты – баты,

Стой на месте!

И присаживаемся вместе.

(выполняют упражнения, повторяют за учителем)

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


6.Включение нового знания в систему знаний

- А теперь давайте поработаем с картой! Откройте страничку 48 и рассмотрите нашу карту.


- Найдите на карте место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение войск. И расскажите мне.










- А теперь давайте выполним задание в рабочей тетради. Откройте пожалуйста страничку нужной нам темы и посмотрите на первое задание.

- Назовите мне имена исторических личностей по описание.


- А теперь давайте разгадаем с вами кроссворд в 3 задании (каждого ученика спрашиваю одно задание)





( Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголов вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.)






( Александр Невский, Дмитрий Донской)



( По горизонтали: 6. Куликово. 9. Сергий. 10. Дмитрий. 11. Ослябя. По вертикали: 1. Челу-бей. 2. Калита. 3. Москва. 4. Донской. 5. Непрядва. 7. Мамай. 8. Пересвет.)

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные: умение работать в группе



7.Подведение итогов урока. Рефлексия

Какова была цель урока?

-  Какие знания мы открыли?



- Что на уроке у вас хорошо получалось?


-Над чем нужно еще поработать?


Молодцы! Спасибо всем за урок! До свидания!

( Узнать о Куликовской битве)

(Отвечают какие знания открыли)

(Отвечают)

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.