Актуализа-ция имеющи-хся зна-ний и подгото-вка к акти-вной деятельности | – Как вы понимаете слово «народ»? Опираясь на опыт предыдущих уроков (например, тема 23 называлась «Власть народа»), ученики могут сказать, что народ – это все граждане государства. Значит, можно сказать, что все граждане России – это народ России. На доске появляется запись: Граждане России = единый народ России. Учитель (обращаясь к ученикам, представителям разных этносов): – На каких языках говорят ваши народы? Ученики называют, например: на русском, на татарском, на удмуртском и т.д. ИЛИ: – Посмотрите на карту России на с. 111. Что обозначено словами красного цвета? (Названия народов.) На доске появляется запись: В России много народов. – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос? | | Коммуникативные УУД: 1. Развивает умение слушать и понимать других. 2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформляет свои мысли в устной форме |
Изучение нового мате-риала. | 1. Население России – мозаика народов. Проверка предположений проводится по фрагменту «Дети разных народов» до слов «…живут на всей её территории». Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что в России проживает много разных народов. Представить многообразие населения России можно с помощью модели «Мозаика народов». Учитель перед уроком раздаёт детям детали пазла с названиями народов России. Детали могут быть привычной формы (квадрат с двумя выступами и двумя углублениями) или в форме правильного шестиугольника, квадрата и т.п. Все детали должны быть одинаковыми и подходить друг к другу в любом порядке. Парты в классе сдвигаются так, чтобы получились четыре больших стола, на которых выставляются таблички: «Европейская часть России», «Северный Кавказ», «Крайний Север», «Сибирь и Дальний Восток». На каждом столе – лист бумаги, клей. Перед составлением мозаики необходимо внимательно рассмотреть карту на с. 125. Следует обратить внимание учеников на то, что территория России огромна и условно её можно разделить на несколько частей. Каждый гражданин России может свободно передвигаться по всей территории, жить и работать в любом месте России. Далее ученики по цепочке прочитывают под картой названия народов России и названия территорий, где живёт большинство представителей этих народов. Задание ученикам (выполняется не на время, в спокойном темпе!): с помощью карт на с. 125 и 111 выяснить, где живёт народ, обозначенный на детали пазла. На лист бумаги, лежащий на соответствующем столе, наклеить детали пазла (чтобы не было толчеи, можно поставить условие, что около каждого стола может находиться не более двух человек). Получившиеся четыре листа прикрепить к карте России на доске. Получившаяся модель служит иллюстрацией основной мысли урока о том, что отдельные народы-этносы объединены одной родиной – Россией и представляют собой один российский народ. 2. Народная культура. Далее урок может быть выстроен как игра «Ярмарка», где дети будут представлять, обыгрывать, рассказывать всё, что они знают о кушаньях, костюмах, легендах, сказаниях, традиционных занятиях, промыслах разных народов, населяющих Россию. | | Познавательные УУД: 1. Развивает умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов. 2. Выявляет сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делает выводы. 4. Ориентируется на развороте учебника. 5. Находит ответы на вопросы в иллюстрации. Личностные УУД: 1. Развивает умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Формирует мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: 1. Развивает умение слушать и понимать других. 2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформляет свои мысли в устной форме. |
Проверка первично-го усвоения мате-риала | Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (В России один народ или много?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что слово «народ» имеет два разных значения. В первом значении «народ» – это все граждане одного государства. Во втором значении «народ» – это большая группа людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–9 после текста. Особое внимание следует уделить вопросам 7 и 8: 7. Объясни, чем разные народы России отличаются друг от друга. Расскажи, что объединяет народы России. !!! При ответах учеников важно, чтобы учитель отметил как объединяющий народы момент не только государственное единство, но и то, что культура, быт представителей разных народов связывают их друг с другом. Семьи, где мать и отец являются представителями разных народов, живущих в России, встречаются очень часто! 8. Как ты думаешь, почему Россия стала общей Родиной для многих народов? !!! На данный вопрос ученикам будет сложно ответить, так как они ещё не обладают достаточными историко-культурными знаниями. Вопрос призван сориентировать учеников на постоянное расширение своего знания в этой области. Тем не менее все версии учеников должны быть выслушаны и отмечены. | | Коммуникативные УУД: 1. Развивает умение слушать и понимать других. 2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформляет свои мысли в устной форме. |