СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Охрана природы весной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру по теме "Охрана природы весной"

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Охрана природы весной"»

Тема: «Охрана природы весной»

Целевая аудитория: 2 класс

Ход урока

  1. Проверка Д/з

  2. Стадия осмысления.

1.Весенние явления в природе

– Вспомните, какие явления природы происходят весной.

2.Правила поведения в природе – работа со знаками, просмотр слайдов.

– Ваши ответы я изобразила в виде условных знаков. О чем говорят эти знаки?

Что в них общего? (Запрещающие знаки, дети говорят о каждом знаке отдельно).

- Посмотрите на экран.

1 кадр – весна. 2 кадр – охрана природы весной.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В. Берестов

- О чём нас предупреждает поэт?

3. Сообщение целей урока.

- А что мы должны делать, чтобы достичь цели урока? (Ответы детей).

4. Растения весной, охрана растений – дискуссия, работа с загадками, с учебником.

- Ребята, помните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и растения?

- Как вы думаете, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу или парке?

- Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам.

- Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево?

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

На экране фотография березы.

- Русский пейзаж невозможно представить без березы, ее ажурной листвы и белоснежного ствола. Каждый знает: для жителя России береза не рядовое дерево. Это – символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли.

Березы не только красивы. Одна береза «выпивает» в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля.

Совсем бы хорошо жилось березе, если бы не ее весенний сок. В народе его называют березовица. Весной, когда начинается сокодвижение, любители березового сока устремляются в лес, топором наотмашь уродуя стволы, подставляя под тугие струи банки, ведра. Напьются, с собой прихватят и уйдут, бросив дерево истекать необходимой для него, как кровь, влагой. И не будет уже у этой березы нормального сокодвижения. А ведь сок, словно кровь, несет к ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки и развернулись листья. Так стоит ли ради одного – двух глотков сока уродовать деревья, наносить их здоровью непоправимый вред? Ведь раны на деревьях очень долго не зарастают, и древесина в этих местах часто начинает гнить. Возбудители опасных для деревьев болезней проникают через раны в ствол. Семена потерявшего много сока дерева хуже прорастают.

На экране пословица.

«Берёзовицы на грош, а леса на рубль изведёшь» - гласит народная пословица.

- Как вы ее понимаете? (ответы детей). Чтение первого абзаца учебника стр.106.

5. Раннецветущие растения

- А вот и новый голос. Что это за цветок?

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

На экране подснежник.

- К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. - Теперь давайте прочитаем о подснежниках, стр.108 учебника.

- Подснежники не единственные весенние цветы, которые просят людей о милосердии. Стр.106 учебника. (Показ на экране других первоцветов: ветреницы, печеночницы, гусиный лук, хохлатки, медуницы, мать- и- мачехи).

6. Насекомые весной

- Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (На экране фотографии насекомых).

- Часто можно увидеть, как дети бездумно ловят насекомых. Насекомые – удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. А пока послушайте их просьбу. (стр. 106. 3 абзац).

- Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда – на защиту Красной книги и благоразумие людей.

- Отгадайте, кто это?

На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Он мохнатенький, как ель,

На пчелу похожий… (Шмель)

- А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги.

(Текст о шмелях на с.108 учебника) Затем дети обращаются к «Страничкам Умного Совёнка» и читают текст об еще одном насекомом -жуке-олене, (с.126 учебника).

7.Птицы

Представьте ситуацию.

«Посмотрите, птенец из гнезда выпал. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете? (Ответы детей). (Отложим ответ на этот вопрос).

Насте завели собаку. Она собирается с ней на прогулку.

Настя: «Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!»

Собака: «Гав – гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!»

-Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок.

- Можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей мелких зверьков злая?

Конечно, нет. Это ее природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? Конечно, не прав. Задача хозяина – следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям (текст с.106 – 107).

Учитель уточняет, что значит «искусственные гнездовья», почему они называются искусственными.

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

- Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания. (с.108-109 учебника)

8.Звери весной

- Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы).

- А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться в лодку.

- Как называется произведение, в котором описывается эта история?

- Кто автор произведения?

- Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?

(Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы») (чтение последнего абзаца с.107)


  1. Рефлексия – обсуждение «письма», мультфильма

- Ребята, нам пришло письмо из леса. Давайте прочитаем его.

«Дорогие ребята 2 «А» класса гимназии №5!

Обращаюсь к вам с жалобой!

Была я красивая, была я пригожая,

Стала сама на себя непохожая!

Траву на мне вытоптали, кусты поломали.

Березу на дрова срубили, ёлочку – на подстилку.

Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками.

Жалуюсь! Бывшая лесная поляна».

- Ребята, как помочь лесной поляне? (ответы детей)

Нельзя загрязнять и захламлять лес и места отдыха! Бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

- Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «На лесной тропе».

- Смотрите внимательно и найдите все ошибки, которые допустили звери.

  1. Шум

  2. Рубят деревья

  3. Трогают птенцов

  4. Мусорят

  5. Разводят костры

  6. Глушат рыбу динамитом

- Ребята, оказывается, достаточно чуть внимательнее и бережнее прислушаться к окружающему миру, тогда можно открыть для себя столько нового!

-Как вести себя в лесу? (слайд)

Проверка. Вывод с.109
- Надеюсь, что после сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже будете не только любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по – настоящему подружиться с ними. А что значит настоящая дружба? Когда не только берут для себя, но и дарят другим заботу, защищают.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Михаил Пришвин.


  1. Итог урока

  2. Сам работа


Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________


Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________


Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________


Ф.И. _______________________________

Какие правила поведения зашифрованы на картинках? Запиши.

1._____________________________

_______________________________

2._____________________________

_______________________________

3._____________________________

_______________________________

4.______________________________

_______________________________

5.______________________________

________________________________

6.______________________________



Скачать

© 2022 184 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!