СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: "Пётр Великий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: "Пётр Великий"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

(урок разработан учителем начальных классов

Куттиной Ольгой Михайловной)


ПРЕДМЕТ


Окружающий мир




КЛАСС


4 класс

ТЕМА УРОКА


«Пётр Великий»

РЕСУРСЫ


Учебник по окружающему миру 4 класс А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 2 часть; рабочая тетрадь, раздаточный материал; компьютер, проектор; фотографии исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга; видеоролик «Реформы Петра I»; доска.

ТИП УРОКА


Открытие нового знания

ЦЕЛЬ УРОКА


Создать условия для формирования понятия о личности Петра Великого, как о великом реформаторе Российского государства, разносторонне развитого человека; дать представления о реформах Петра.

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные

Сформировать представление о Петре I, как о человеке осуществившем преобразование Российского государства; сформировать представления о преобразованиях в культуре, науке, быту;

Развивающие

Развивать познавательные способности обучающихся, развивать устную речь и коммуникативные умения;

Воспитательные

Воспитывать интерес к прошлому России; способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ














Предметные

Знать о Петре I, как о человеке осуществившем преобразование Российского государства; знать о преобразованиях в культуре, науке, быту.

Метапредметные

Формируемые УУД:

познавательные — овладение способностью самостоятельно выде­лять и формулировать познавательные цели, осознанно и про­извольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные — развитие умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе — определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала.

Личностные

Формирование целостного взгляда на мир, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


Урок спланирован с использованием мультимейдийных технологий; метод объяснительно-иллюстративный.

Фронтальная, индивидуальная и групповая.




СТРУКТУРА УРОКА

п/п

Этапы урока и его цель.


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность.

Подготовка доски к уроку. Приветствие учеников.

-Здравствуйте, ребята! Не забываем про правильную осанку. Спины держим прямо, ноги ровно на полу. Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть.

- Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

Приветствие учителя. Подготовка рабочего места к уроку.

ЛУУД

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.


- Ровно 323 года назад, 19 августа 1697 года высокий молодой человек вышел из небольшого дома в Голландском городе Заандаме и отправился работать плотником на местную корабельную верфь.

- Это был самодержец, царь и великий князь всея Руси.

- Кто это?...

Работа с раздаточным материалом.

- Ребята, у вас на партах бумажные копии туфлей, которые хранятся в коллекции Эрмитажа в городе Санкт-Петербург, как улика из прошлого.

- Как вы думаете, по туфлям можно определить человека?

- Я вам предлагаю это сделать, опираясь на ваш жизненный опыт, работая в группе. Вспомните, какой размер обуви носите вы, ваши родители.

Работа в группе.

- Внимательно посмотрите на изображение императоров.

- Подумайте, кому из них принадлежат эти туфли?

Даю вам 1 минуту.

На доске изображения Петра Первого и Николая Второго.

- Сейчас по одному человеку из каждой группы выйдите к доске и прикрепите туфли под изображением того императора, кому вы считаете они подходят.

- Вопрос первой группе:

- Почему вы отдали свои туфли этому императору?

Ответы обучающихся.

- Вопрос второй группе:

- А вы почему?

Ответы обучающихся.

Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.

РУУД

-Целеполагание.


ПУУД

-Структурирование знаний;

- Построение логической цепочки рассуждения

3.

Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.

Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока.


- А правильно ли вы определили хозяина туфель, вы узнаете из текста.

- У вас на партах лежат листы. Возьмите их, внимательно прочтите, проанализируйте, ответьте на вопросы к тексту и дайте обобщённый ответ: - Кому принадлежат туфли?

Работа обучающихся с карточками.

(на карточках: портрет Петра 1;

Текст: Пётр 1 – царь или император России 17 века. Его ещё называли – Пётр Великий.

Правил 43 года (с 1682 по 1725 год).

Был провозглашён царём в 10 лет.

Хорошо знал множество наук. Освоил около 14 специальностей.

Царь был крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле.

Его рост – 2м 04 см.

Размер одежда – 48.

Размер обуви – 38. Представьте человека с таким большим ростом и такой маленькой ногой. 

На мужских туфлях Петровской эпохи обязательно должна была быть железная пряжка, небольшой каблук, что отличало женскую обувь от мужской.

Вопросы:

  1. Как звали императора?

  2. Какого роста он был?

  3. Какого размера носил обувь?)

- Итак, ребята, правильно ли вы определили хозяина туфель?

- Ничего не хотите изменить?

- Молодцы, ребята, а какова же тема нашего сегодняшнего урока? О каком императоре пойдёт речь на уроке?

- А какова же цель урока?

Доп. вопрос: Много ли вы знаете о жизни Петра 1, его деятельности, что он сделал для страны?

- Итак, тема урока: «Пётр Великий» (Слайд 2)

- Цели урока: Мы узнаем каким человеком был Пётр 1, о его делах и реформах.

- А сейчас вернёмся к картине на доске: слева - это портрет Николая II, он был последним императором и о нём вы узнаете в старших классах.







Читают строки. Отвечают на вопросы.


















- о Пётре 1


- Хотим по больше узнать о Петре 1.

ПУУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

РУУД

Целеполагание

4.

Открытие нового знания.

Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока.










Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий.







Продолжение открытия новых знаний.

Работа с учебником.



Работа с рабочей тетрадью.













Продолжение изучения нового материала.

- Появление Петра изначально было таинственным. Его появление на свет было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звездам  предсказали  царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.

- Ребята, а сейчас вы послушаете звуковое письмо из прошлого, в котором царь Пётр 1 расскажет о себе. (Слайд 3)

(Аудио письмо)

- Ребята, а сейчас выполните тест. Что вы запомнили из услышанного?

Тест – самопроверка:

  1. Во сколько лет Пётр 1 стал царём?

а) в 10 лет; б) в 18 лет; в) в 20 лет

2. Сколько специальностей освоил Пётр 1?

а) 10; б) 14; в) 2.

3. Какого нрава был Пётр 1?

а) нрав крутой, жестокий; б) добрый, весёлый.

Проверка проводится листом – накладкой.

- Оценку работы проведём смайликами. Как оценивать, вы знаете, но я вам напомню: нет ошибок – это смайлик с улыбкой; 1 ошибка – смайлик без улыбки; 2 ошибки – грустный смайлик.

- Наклеиваем их на свою работу.


- А сейчас откройте учебник на стр.98.

- Прочтите текст.

- Какой город основал Пётр 1?

- В каком году?

- Что произошло в 1713 году?

- А сейчас откройте рабочую тетрадь на стр.33, выполните задание №5.

Физкультминутка

- Мы руками поведём –

Будто в море мы плывём.

Раз, два, три, четыре –

На корабле Петра приплыли,

Чтобы косточки размять,

Начнём наклоны выполнять –

Вправо, влево, вправо, влево.

Не забудем и присесть –

Раз, два, три, четыре,

На счёт пять - за парты сесть.


- Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины, и он внёс большие изменения в жизнь жителей России, т.е преобразования или - реформы. (Слайды 4)

- При Петре I Россия сделала большой шаг вперед.

Было построено множество промышленных предприятий того времени.

(Слайды 5)

- Возникли школы, училища и Академии наук.

(Слайды 6)

- Появились первые газеты, первый театр, расширился выпуск книг, в том числе учебников.

- Первая газета называлась «Ведомости».

(Слайд 7)

- Когда свирепствовало мракобесие, Петр издал указ: уродство в человеке и животном доставлять в Петербург и за это давал вознаграждения. Пётр эти уродства называл – «подарки природы». Так был открыт первый музей «Кунсткамера».

(Слайд 8)

- Раньше Новый год праздновали 1 сентября, а мы празднуем 1 января – это Петр I ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова.

(Слайды 9)

-Петр ввел новые обычаи: брить бороды, укоротил рукава и одежду.

(Слайд 10)

- Он создал большую армию, которая пополнялась солдатами из крестьян. Армия имела единое вооружение, единую форму одежды, обучалась по единому уставу.

(Слайд 11)

- Был создан могучий военный флот.

(Слайд 12)

- А в 1721 году Россия стала империей, а Пётр 1 – императором.

- А сейчас посмотрите небольшой фильм о реформах Петра.

(Слайд 13)

Слушают учителя.















Слушают аудио письмо «из прошлого»


Выполняют тест.







Проводят самопроверку и самооценку работы.





Работают с учебником.

Отвечают на вопросы учителя.



Работа в рабочей тетради



Выполняют упражнения физкультминутки вместе с учителем












Просмотр презентации.





Кунсткамера - «кабинет редкостей» - музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.














Империя - сильное государство во главе с императором.

Просмотр фильма.

КУУД

-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-Владение монологической и диалогической формами речи.

РУУД

-Планирование

ПУУД

Выбор наиболее эффективных способов решения задач

5.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий, индивидуальная рефлексия достижения цели.

- Ребята, а сейчас откройте рабочую тетрадь на стр.32 и выполните задание номер 2 в парах.

- Проверьте, правильно ли вы сделали. Лист ответоа на экране. (Слайд 14)

- Не забудьте оценить себя с помощью смайликов.

- Молобцы, ребята.

Выполняют самостоятельную работу.


Проводят самопроверку и самооценку работы.




РУУД

- Коррекция;

- Оценка.

ПУУД

-Структурирование знаний.

6.

Подведение итогов.

Цель: обобщение знаний по теме. Оценивание обучающихся.

- А сейчас ответьте на вопросы:

1. Во сколько лет Петр I был провозглашен на престол?

2. Что нового появилось в России при Петре?

3. Какое дело стало делом жизни Петра?

4. Какой самый главный город построил Пётр 1?

5. Как назывался первый музей, открытый Петром 1??

6. Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

- Петр I – фигура противоречивая, сложная. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.


КУУД

слушать

и понимать других.


7.

Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности.

Обсуждение и запись домашнего задания.


-Ребята, вы большие молодцы, мы очень продуктивно с вами поработали сегодня на уроке.

Оцените вою работу на уроке:

-Если вам всё было понятно, и вы хорошо справлялись с заданиями то поднимите большой палец вверх.

-Если вам всё было понятно, но вы не довольны своей работой на уроке поднимите вверх кулачок.

-Если вам было ничего не понятно, и вам не понравилась ваша работа на уроке опустите вниз большой палец.

- Посмотрите на свои смайлики: если 2 смайлика с улыбкой – это оценка «5»; если 1 смайлик с улыбкой, а 2 без улыбки или оба без улыбки – это оценка «4»; если оба смайлика грустные – это оценка «3».

- Итак, по итогам работы на уроке получились следующие оценки: …

Домашнее задание.

- Кто не получил оценку, не расстраивайтесь, ведь у вас есть шанс получить хорошие оценки на следующем уроке, т.к. домашним заданием у вас будет подготовить сообщение о жизни и деятельности Петра Великого.

Самооценка своей деятельности на уроке.

Какие преобразование ввёл Пётр I.










Оценивание.

ЛУУД

Формирование моральной самооценки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!