СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Заглянем в кладовые Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Заглянем в кладовые Земли"»

Пробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока


Заглянем в кладовые Земли

Предмет

окружающий мир

Класс

2

Автор урока (ФИО, должность)

Долженкова Елена Ивановна, учитель

Образовательное учреждение

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Троицкая СОШ»


Общий стаж работы

20 лет

Педагогический стаж работы

16 лет



Методическая информация

Тип урока


Урок «открытия новых знаний» путем исследования

Цели урока


Создание условий для формирования представлений о горных породах и минералах.

Задачи урока


1) образовательные: познакомить учащихся с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита; выяснить роль полезных ископаемых в жизни человека.

2) развивающие: развивать умение сравнивать, формулировать выводы из изученного материала.

3) воспитательные: воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым.

Планируемые результаты

Личностные

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Предметные

научиться различать составные части гранита, а также горные породы и минералы;

осознавать значимость горных пород и минералов для жизни человека;

Метапредметные

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем исследовательского характера;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

- формировать умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД:

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Оборудование

Коллекция камней, лупа, экран, ноутбук, карточки.



Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Самоопределение к деятельности.


- Ребята я рада видеть. Урок хочу начать такими словами:

Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять.


-Что ждет нас на уроке?


- Открывать новое легче сообща, поэтому будем работать в группах.

- Определим правила работы в команде.

Очень важно организовать работу между собой, чтобы каждый из вас смог внести свою частицу в результат вашей команды. Но, соревнования между командами не будет. Каждая команда должна внести свой вклад в наше общее дело. Для этого необходимо определить правила сотрудничества.


1 команда.

Каждый имеет право высказаться.

Не нужно слушать товарища по команде.

Можно смеяться над ошибками товарища.

2 команда.

Главное – результат команды.

Главное – доказать свою доброту.

Перебивай собеседников.

3 команда.

Говори одновременно с другими.

Говори по теме, кратко и понятно.

Нельзя отстаивать своё мнение.


(Ученики настраиваются на работу)






- На сегодняшнем уроке нас ждут новые открытия.


Ученики выбирают правила работы в группе.











Выбор правил сотрудничества.

II.Актуализация знаний.

- Чтобы открывать новое, необходимо вспомнить ранее изученное.

Отгадайте загадки.

1. Голубое поле

Серебром усыпано. (Небо, звезды)


2. Что человек всегда видит, но никогда достать не может? (Небо, звезды, месяц, солнце.)


- Ночью звезды загораются

И в созвездия собираются.


- Назовите созвездия, изображенные на схемах.

-Что вы о них знаете?


- Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят (Созвездие Большая медведица)

- Сколько созвездий составляют зодиакальный пояс?

- Назовите созвездие, под которым каждый из вас родился?

- Кто изучает небесные тела?




Дети отгадывают загадки.


















Дети делают мини-сообщения о созвездиях.

III.Постановка учебной задачи

- С небес спустимся на землю. Здесь также много интересного и увлекательного.

Проектная задача

- На земле нас ждет письмо. (Слайд)

Дорогие ребята!

Мы любим собирать разные камни и составлять из них коллекции. Но часто не можем решить, как изучать эти камни. Помогите нам решить эту проблему! Без вашей помощи нам не обойтись! Заранее вам благодарны.



- Не могу понять от кого письмо. Слово рассыпалось.

Г Н О М И К И


- Кто такие гномики? Где живут?

- Чем занимаются?

- Предлагаю отправиться к хранителям земных сокровищ.

Эти маленькие человечки лучше всех знают толк в камнях и, думаю, с удовольствием поделятся своими знаниями.


- Какие новые знания мы должны сегодня на уроке открыть?


- Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли.





Дети читают текст письма и отгадывают его автора.














- Жители подземного царства.

- Любят собирать камни.







- Узнать, какие камни находятся под землей.

- Будем учиться изучать их.

IV.Изучение новой темы (изучение учебной задачи.)


Практическая работа с использованием коллекции полезных ископаемых.

- Гномики – это юные геологи. Они исследуют толщу земли для поиска камней, которые находятся и под землёй, и на её поверхности. Посмотрите, какую коллекцию гномики уже собрали.

Слайд: «Коллекция камней»

- Камни очень разнообразны и красивы, и у каждого из них есть своё название.

- Как вы думаете к живой или к неживой природе относятся камни?

- Каждый из вас может собрать свою коллекцию красивых камней, ведь камни повсюду, надо только внимательно присмотреться к ним.


Их использует человек в своей жизни и называет полезные ископаемые.

Почему полезные?

Почему ископаемыми?



Предлагаю помочь гномам исследовать камни.


(Мои комментария по командной деятельности)



- Гномики передали нам коллекцию камней (№1,2,3,4) и свой инструмент.

- Что это за инструмент? Рассмотрите его. Как он называется?

- Зачем нужен? Посоветуйтесь и расскажите.



- Рассмотрите внимательно камень №1, …2, 3 с помощью лупы.

В таблице три названия и три характеристики. У вас названия и описания камней. Вам необходимо исследовать камень, соотнести и подписать их номера в таблицу.


Самопроверка

- Проверьте выполненную работу по слайду


п/п

Название

Характеристика


Кварц

Белый цвет, однородный состав.


Слюда

Чёрный, блестящий, однородный состав.


Полевой шпат

Серый, красный, однородный состав.

- Какая общая особенность у камней?

Камни, однородные по составу, называются минералами. (Слайд)

Назовите минералы из этой коллекции.


- Гномы мне по секрету рассказали, что глубоко под землёй очень высокая температура, такая, что даже камни плавятся и соединяются, образуя горные породы.

Почему «горные»?

Их легко увидеть не только в горах. Они есть повсюду, только скрыты от наших глаз слоем почвы.

- Вот похожая история случилась с нашими минералами. Они расплавились, соединились и превратились в одну горную породу, которую передали нам гномы.

- Можно сказать, что состав его однородный?

Он очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)


Название «гранит» происходит от слова «гранум» в переводе с итальянского «зерно».

О каких зернышках идет речь?

- Попробуйте разломать гранит, разбить. Получилось? Почему?

- Где применяют в хозяйстве люди эту горную породу?


Справка из «Атласа-определителя» Основное свойство гранита - прочность. Благодаря этим свойствам гранит используется в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки стен зданий, станций метро. (слайды)

Вывод: Дадим характеристику граниту по плану.


План: (на слайде)

• Состав

• Цвет

• Свойство

• Применение



4.Самопроверка.










- Камни относятся к неживой природе.






- Человек использует камни в своей жизни как полезные материалы.

- Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.




Перед командами коллекции из камней и таблица с названиями минералов.

На слайде таблица с характеристиками и названия минералов.




- Этот инструмент называется лупа.

- Лупа-инструмент или прибор для рассматривания мелких объектов, плохо различимых глазом)



Дети исследуют камни и записывают соответствующие номера в таблицу.










- Однородность.






- Можно увидеть в горах.










- Он неоднородный.







Дети рассматривают с помощью лупы гранит.

- В граните есть красные, прозрачные и черные зернышки.

- Гранит состоит из полевого шпата, кварца и слюды.

Нет. Он прочный.



- Гранит применяют в хозяйстве.



- Дети читают сведения о граните в

«Атласе-определителе»













1. Состав : полевой шпат, кварц, слюда

2. Цвет: белый, красный

3. Свойство: прочность

4. Применение: в строительстве

V.Первичное закрепление.

  1. Самостоятельная работа.

Работа в раб. тетради. С.32, №1

  1. Фронтальная работа.

Чем отличаются минералы от горных пород?








- Минералы – это природные однородные по составу вещества.

А горные породы – это природные соединения минералов.

Горные породы состоят из нескольких минералов!




VI.Обобщение и закрепление.

В кладовых земли огромное множество горных пород:

Предлагаю о некоторых узнать, отгадав загадки.


Этот мастер белый –белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)


-Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)


-Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)


Что означают слова отгадки?


Наш край тоже богат полезными ископаемыми. На Михайловском горно-обогатительном комбинате добывают одну очень полезную и нужную горную породу. Кто знает, какую?

- Верно, это железная руда. (Слайд)


- Найдите в коллекции гномов эту горную породу.

- Определите свойства железной руды.

- В Курской области также добывают глину, песок, известняк.

(Рассказ сопровождается показом на слайде)



Дети отгадывают загадки.


















- Это полезные ископаемые.




- Железная руда.





Самостоятельная работа.



VII. Итог урока.


Какие учебные задачи ставили на уроке?


1. К какой природе относятся горные породы и минералы?

а) живой

б) неживой

с) сделаны руками людей

2. Что такое гранит?

а) драгоценный камень

б) ценное топливо

в) горная порода

г) минерал

3. Из чего состоит гранит?

а) полевой шпат, кварц, слюда

б) уголь, железо

в) мрамор, изумруды

4.Почему горные породы так называются?

а) встречаются только в горах

б) легко увидеть в горах

в) можно заметить только с большой высоты

5. Для чего человек с давних пор использовал горные породы?

а) для еды

б) в строительстве, для изготовления украшений

в) для постройки лодок, кораблей


- Вы молодцы, хорошо работали команды.

В знак благодарности Вы принимаетесь в отряд юных геологов.




VIII.Рефлексия.

- Оцените свою работу на «лестнице успеха» с помощью смайликов.














Г

Н

О

М

И

К

И

Г

Н

О

М

И

К

И






Название

Характеристика


Кварц

Белый цвет, однородный состав.



Слюда

Чёрный, блестящий, однородный состав.


Полевой шпат

Серый, красный, однородный состав.







Название

Характеристика


Кварц

Белый цвет, однородный состав.



Слюда

Чёрный, блестящий, однородный состав.


Полевой шпат

Серый, красный, однородный состав.























ПЛАН:

  1. Свойство

  2. Цвет

  3. Применение

















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!