СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру №1

Тема: Осень 28

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осенние изменения в окружающем мире. Осенние изменения в жизни животных и растений. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру №1»

Осенние изменения в окружающем мире


Цели: провести наблюдение погоды, наблюдение изменений в жизни растений и животных осенью, обратить внимание детей на изменения, происходящие в природе в разное время года; развивать любознательность и наблюдательность, умение анализировать, систематизировать и обобщать подмеченное в природе; воспитывать бережное отношение к природе и умение видеть ее красоту; прививать навыки экологически грамотного поведения в природе.


Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, картинки «Осень»,карточки-задания, коробки для сбора плодов и семян, папка для сбора листьев.


Подготовительная работа: учителю необходимо заранее побывать в парке или лесу, изучить местность предстоящей экскурсии.

Подготовить однотипные задания для отдельных групп.

Подумать, как разместить группу, чтобы они не мешали друг другу во время исследовательской работы.


Ход урока


1.Вводная беседа (проводится в классе).


На доске: серия картин «Осень».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И.Бунин



Дети рассматривают картины, а учитель читает текст И.Соколова-Микитова:

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.
На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

Хорошо в осеннем цветистом лесу. Не хочется прощаться с золотыми осенними днями.

- О каких признаках осени рассказал автор?

- В чем красота картин осени в лесу?

- Помните пословицу: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Я приглашаю вас на экскурсию в «Царство царя Берендея»

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм.

- Главная заповедь: « Не навреди!», Давай вспомним правила поведения в природе:

* Не ломать ветки.

* Не рвать грибы.

* Не шуметь.

* Не трогать насекомых.

Учитель разъясняет, что это не прогулка, а исследовательская работа.


Задача экскурсии

Понаблюдать и обобщить:

  • осенние изменения в неживой природе;

  • осенние изменения в жизни растений;

  • осенние изменения в жизни животных.

2. Экскурсия.

Экскурсия начинается с центрального входа в парк или в лес.

- Послушайте тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес? Какое у вас настроение?

- Раз вам хорошо, значит лес вам рад.

- Будьте внимательны сегодня на уроке-экскурсии, и вы обязательно сумеете увидеть всю красоту окружающего мира.

- Посмотрите кругом.

Вот какие чудеса-

Невидимка завелся!


- Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени? (Дети дают характеристику работы дня.)

- Чем же осенняя погода отличается от летней? Какие изменения в погоде вы уже заметили? (Понижение температуры, усилился ветер.)

- В сентябре есть период ясной, солнечной погоды. Кажется, будто лето вернулось. Послушайте, как об этом пишет великий русский поэт Ф.Тютчев в стихотворении «Есть в осени первоначальной….».(Читают учитель или заранее подготовленный ученик.)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь.


- Как же называют в народе эти дни осени, когда кажется, что лето вернулось? (Бабье лето.)

Осень – знаменитый художник; она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины: листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля – на богато украшенный ковер, дождь – на тонкую паутину.

Во время экскурсии учащиеся делают записи, выполняют зарисовки, собирают материал для коллекции. Учитель предлагает учащимся загадки, рассказывает по теме. Заранее подготовленные учащиеся помогают учителю – читают стихотворения.

- Найдите отгадки:

Рук много, а нога одна.(Дерево)

Стоит над кручей богатырь могучий: 
Голова - до тучи, плечи пораздвинул, 
Руки пораскинул, пальцы узловаты, 
Силы непочаты. (Дуб)

Нет в наших лесах другого столь могучего дерева. Дубы – патриархи живут до тысячи- двух тысяч лет. У старых деревьев высота 30-40 м стволы достигают нескольких метров в поперечнике. Такие дубы становятся настоящими памятниками Природы.

Дуб легко узнать в любое время года по его мощному стволу и толстыми ветвям. Лесоводы говорят: « Дуб хорошо растет в шубе (то есть в окружении других деревьев, которые задерживают холодные ветры), но с открытой головой ( то есть освещенные сверху)».

Ежегодно дуб плодоносит. Что является плодом дуба? (Желуди.)

- Найдите его под деревом. Кто знает загадки про желуди?

Не балует детей, Малые детки

Одевает без затей: Сидят на ветке,

Все в его семейке, А подрастут-

Носят тюбетейки. На землю спрыгнут.

(Желуди) (Желуди)


Желуди – корм многих лесных обитателей (белок, соек, мышей). Из желудей готовят питательный кофе.

- Отгадайте загадки:

В красном платьице девица

Вышла с осенью проситься,

Осень проводила,

Платье снять забыла. (Рябина.)

На Руси рябина не раз выручала пчеловодов, когда медосбор с липы и ивы почему- либо оказывался неудачным.

Особенно любят лакомится плодами рябины дрозды – рябинники, тетерева, глухари, свиристели, сойки.

Немало песен сложено о рябинушке. С глубокой древности полюбил русский народ рябину, издавна сажали ее около своих домов. Дерево наделяли волшебной силой. Считалось, что ветка рябины с ярко – красными ягодами способна защитить человека от всяческих бед. Люди развешивали в новом доме рябину для защиты его от порчи колдунами.

Помогает рябина и при болезнях сердца, печени, простуде. Отваром из листьев рябины лечили цинготных больных. Кора используется и поныне в качестве вяжущего средства.

Уже с ранней осени тяжелые кисти круглых оранжевых и красных ягод привлекают к себе птиц.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.


Рябины


Рябины идут без оглядки
В холодных рассветных лучах
И ягод большие охапки
Несут на покатых плечах.

И дарят румяные кисти
На завтрак весёлым дроздам,
Горстями прозрачные листья
Бросают на землю к ногам

Идут и дороги не спросят,
Смеются рябины в пути,
Им хочется хмурую осень
Окольным путём обойти.

Г. Новицкая

- Отгадайте загадку:

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен)


Есть у клена интересное свойство – он может служить барометром. С черешков его листьев иногда капают «слезы». Клен – точный барометр. Появились у него слезы – значит, скоро дождь.

Древесина у клена тяжелая, твердая и крепкая, мало трескается, легко обрабатывается, хорошо принимает окраску. Ее ценят в столярном – токарном деле. Кроме того, звонкая кленовая древесина поет в руках музыкантов. Это и гусли, и сверили, и флейты, и кларнеты, и скрипки.

Есть редкая декоративная форма клена – «пурпурный король». У него в течение весны, лета и осени листья имеют пурпурную окраску. В древности пурпурная краска ценилась очень высоко. Ткань, окрашенная ею, была доступна лишь богатым людям. Только король носил пурпурную мантию.

После цветения клена образуются двукрылые плодики, некоторые из них держаться на дереве до осени. Ветер подхватывает эти природные пропеллеры, и они плавно опускаются на землю.

- Отгадайте загадку:

Летом с него снег –

Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Тополь.)

Тополь – «чемпион» по поглощению углекислого газа из воздуха. Кроме того, он хорошо поглощает пыль, понижает летом температуру, увеличивая влажность воздуха. Молодые листочки тополя обладают заживляющим эффектом. Недаром его называют «народным деревом».

- Отгадайте загадку:

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)


Черешки листьев осины длинные, сплюснутые и посередине заметно тоньше, поэтому листья очень неустойчивые и дрожат. Это особенность осины подмечена в народной поговорке: «Дрожит как осиновый лист». Когда дует ветер, черешок поворачивается вместе с листом. А так как с другой стороны лист не зеленый, а серебристо – бурый, то кажется, что дерево «переоделось» в другое платье.

А «боится» осина и солнце и безводья. Многие молодые осинки погибают от жары и жажды. «Боится» она и зайцев, и мышей, и лосей. У осинок очень вкусная кора. Многие люди думают, что осина – бесполезное дерево. Вот и «дрожит» осинка: вдруг выкинут ее из леса.

Такое пренебрежение к осине родилось в далеком прошлом. Из ее древесины делали только чашки, ложки, корыта, игрушки, кадки, из прутьев плели корзины. Дрова из осины низкого качества, при горении «стреляют».

У осины есть свои достоинства. Скромная осинка известна медикам. Лекарством служит кора и почки. Весной осина дает первый мед для пчел. Зайчишки, олени, лоси любят осиновые ветки и кору. А бобры из осинок строят свои «дворцы». В осинниках любят гнездиться дятлы. Кроме того, Нет для спичек лучше дерева, чем осина!

- Отгадайте загадку:

По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит. (Береза.)

Стройная, с тонкими поникшими ветвями, нарядной листвой береза всегда вызывает восхищение и с давних времен служит символом всего самого светлого. (подробно поговорить о березе на весенней экскурсии.)

- Собери плоды и семена (акации, дуба, клена, рябины, барбариса). Зарисуйте их и подпишите названия этих растений. Подумайте, как они распространяются.

- Обратите внимание на хвойные деревья и кустарники. Узнайте, как они называются. Есть ли под ними зеленые иголки? Сделайте вывод.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадает те иголки.

- Какие изменения происходят осенью с лиственницей? (Ответы детей.) Почему лиственницу называют «добрым деревом»?

Иголки лиственницы не колются – они мягкие. Только доброе дерево может так верно служить человеку, отдавать ему свои богатства. Из древесины лиственницы делают искусственный шелк, сахар, искусственный спирт, серу, канифоль и многое другое.

Листопад, листопад….

Загрустил осенний сад.

Словно птицы перелетные,

Листья по ветру летят.

Дней прошедших не вернуть,

В небе облачная муть.

Машут ветками деревья,

Провожая листья в путь.

Листопад, листопад….

- Определите, с какого дерева каждый лист, и оформите гербарий осенних листьев в композицию «Краски осени».


Познание тайн птичьего царства

Дети отмечают все, что имеет хоть какое-то отношение к птицам. (Собирают птичьи перышки, зарисовывают гнезда.)

Птиц на земле довольно много – около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, а другие – только в степи, третьи на берегу моря, за четвертыми ухаживает человек.

Чем питаются птицы? (Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей, а есть такие, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.)


Какие изменения в жизни птиц произошли с приходом осени?

В древние времена люди не знали, куда улетают птицы зимой. Некоторые думали, что они летают на Луну или прячутся от холода на дне прудов.

- Как называются птицы, которые улетели? (Ответы детей.)


Назовите перелетных птиц. Почему они улетают на юг?

- Что страшнее птице – голод или холод? Какие птицы улетают первыми? (Стражи, ласточки.) (Питаются насекомыми, которые спрятались.)


Многочисленная армия насекомых


Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие – один день.

Насекомые существовали еще тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев.

Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.

- Каких насекомых вы встречали в природе? Как они готовятся к зиме?

- Куда осенью деваются бабочки? (Гибнут, забираются в щели.)

- Когда и как летают пауки? (В осенние дни ветер разносит паутинки с молодыми паучками.)

- Отгадайте загадку:

Трудится он целый день, отдыха не знает.

Хвою, веточки, соломку всюду собирает.

Если он лесу живет – лесу пользу принесет.

Ты трудягу пожалей,

Он рабочий….(муравей.)

- Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу.)

Заранее подготовленные дети показывают инсценировку на импровизированной театральной сцене – поляне.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

(по И.Крылову)

Муравей (от автора)

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом….

Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она….


Стрекоза.

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Муравей.

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

Стрекоза.

Что же ты голубчик милый,

Басни слушаешь про нас,

Что поем и пляшем летом

Каждый день и каждый час?!

Разве ты того не знаешь,

Что все лето день – деньской

Комаров и мошек ловим

Мы, летая над водой?

Муравей.

Что ж, голубушка, пожалуй,

Заслужила ты трудом

В стужу, в слякоть и ненастье

И обед, и теплый дом.

Учитель. Стрекозы ловят в полете мелких насекомых, глаза их – незаменимые помощники в охоте. Хорошее зрение – признак приспособленности насекомого к хищному образу жизни.

Запомните! В лесу, на лугу, на озере нужно быть очень осмотрительным, стараться не навредить тем, кто ползает, бегает, плавает и летает! Красть из природы животных нельзя! Любуйтесь ими на природе и уносите домой массу впечатлений от встречи с ними.

3. Самостоятельная работа.

Учитель, разбив класс на группы, предлагает выполнить на экскурсии задания, записанные заранее на карточках.

Группа 1. Измерьте температуру воздуха на месте экскурсии, сравните с летними измерениями. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?

Группа 2. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Проведите наблюдение за облаками. Какие они? Зарисуйте.

Группа 3. Понаблюдайте, какой дует ветер во время экскурсий (холодный, теплый, слабый, сильный), попробуйте определить его направление.

Общее задание для всех групп:

- Какие изменения произошли с деревьями? Соберите листья различной формы и окраски, опавшие с деревьев.

Заполните таблицу:

Окраска листьев


Зеленая

Желтая

Красная





- Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них ( по окраске) листья? На каких кустарниках есть плоды? Соберите опавшие плоды и листья для гербария.

4. Итоги экскурсии.

- Итак, мы завершили небольшую экскурсию в осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе?

- Какие ощущения от осеннего леса? Какие стихи приходят на память? Какие пословицы загадки вы знаете?

- Мы покидаем храм природы. Я надеюсь, что вы увидели и услышали дыхание осени, ее очарование, таинственность.

5. Обобщающая беседа (проводится в классе)

Учитель: Каждое время года по – своему красиво и интересно.

Времена года правильно сменяют друг друга. За летом всегда следует осень. По календарю осень начинается 1 сентября, а астрономическое начало осени – 23 сентября, в день осеннего равноденствия день равен ночи и длится 12 часов.

В природе приход осени заметен то раньше, то позже, в зависимости от погоды.

- расскажите о приметах осени, которые вы наблюдали сегодня на экскурсии. (Изменения окраски листьев, уменьшение количества светла и тепла, усиление ветра, спрятались насекомые, готовятся к отлету птицы.)

6. Обработка полученных сведений.

На уроке русского языка можно предложить на выбор темы сочинений:

  • «Куда плывут осенью облака?»;

  • «О чем мечтают листья осенью?»;

  • «Где насекомые?»;

  • «Куда спешат птицы?».


На уроке изобразительного искусства дети могут нарисовать золотую осень, на уроке трудового обучения – выполнить творческую работу из собранного природного материала.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!