Ребята, наш урок я хочу начать с прочтения одной сказки. Послушайте, пожалуйста. Жил старик на берегу широкой глубокой реки. Как-то раз стал он ловить неводом рыбу. Закинул он первый раз невод, пришёл к нему невод с одними лишь консервными банками. Во второй раз закинул старик невод, пришёл к нему невод с башмаками, палками да бутылками. Закинул он невод в третий раз. И попал к нему в невод… рак. И вдруг заговорил рак человеческим голосом: - Не отпускай меня, старик, обратно в речку. А посади меня в аквариум с чистой водою. За это сослужу тебе службу. Буду тебе говорить, какая вода – чистая, а какая – нет. - Как вы думаете, почему рак не захотел жить в речке? - Почему вода в речке стала грязной? - А только ли речка страдает от пагубного отношения человека к природе? - Что угрожает нашей планете? - Мы уже много говорили о безопасности дома, на улице, в природе. А как вы понимаете словосочетание «экологическая безопасность»? Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету». К сожалению все чаще и чаще мы забываем об этом. Отсюда и возникают экологические проблемы вначале у нас в доме, затем в селе, а потом и на планете Земля. Поэтому тема нашего урока «Экологическая безопасность» (слайд 1) - Давайте попробуем вместе сформулировать учебную задачу урока, постарайтесь продолжить предложения. Мы обсудим экологические проблемы, попробуем найти пути решения некоторых из них, познакомимся с правилами экологической безопасности. -Поможет нам в этом экология. Давайте вспомним, что это такое? Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества. Давайте поработаем с учебником на с. 31-32 и постараемся ответить на вопрос: « Что экологи называют цепью загрязнения и как можно защитить свое здоровье в данной ситуации?» - Проследите по рисунку цепь загрязнения. Приведите свой пример. -Составьте свою цепь загрязнения в рабочей тетради и проверьте друг друга. -Расскажите, что у вас получилось? Чтобы человек был здоровым ему необходимо оградить, обезопасить, защитить себя от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Что же такое экологическая безопасность? (слайд 4) Проверьте правильность определения с помощью учебника, запишите в рабочей тетради определение понятия «экологическая безопасность». -Ребята, посмотрите на схему «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека». - Предположите, как можно защититься от поступления загрязняющих веществ через воздух, воду, продукты питания? -Сейчас мы разделимся на три группы. Каждая группа работает по одному из направлений. 1 группа: как защититься от загрязнённого воздуха; 2 группа: как защититься от загрязнённой воды; 3 группа: как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания. - Дополните схему в рабочей тетради, показав с помощью ключевых слов или условных знаков правила защиты от загрязняющих веществ. -Кто готов начать свое выступление? Другие группы внимательно слушают выступающего, запоминают материал и готовятся дать ответ на вопрос учителя по материалу выступающей группы. - Кто виноват во всех этих бедах? И больше всего от этого он сам и страдает. - Сейчас достаточно часто можно встретить на упаковках некоторых продуктов питания, средств бытовой химии, на ярлыках одежды вот такие значки. (слайды 5-6) -Встречал ли кто-то из вас эти знаки? Рассмотрите их и выскажите предположение, что они обозначают? Эти знаки наносят на упаковки с товарами, изготовленными без применения вредных для человека веществ. Во многих странах есть магазины, в которых продаются такие продукты. Их называют экологически чистыми. - Почему многие люди покупают их, хотя они дороже обычных? Конечно, главное для общества - не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого, как вы знаете, многое делается, но полностью решить эту проблему пока не удается. Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности. - Я предлагаю вам самостоятельно выполнить тест тест 1.Что такое цепь загрязнения? а) когда загрязняющие вещества попадают в реку; п) когда загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания. 2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды? в) через воздух, воду, почву; р) через воздух, воду и продукты питания. 3. Что такое экологическая безопасность? а) растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду; о) экологическая безопасность- это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды. 4. Как можно себя защитить от загрязнённого воздуха? к) отойди в сторону; г) не находись в тех местах, где накурено. 5. Как защититься от загрязнённой воды? н) пить очищенную воду; б) пить только родниковую воду; в) постараться никогда не купаться. 6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания? а) собирай ягоды и грибы вдоль дорог; о) пользуйся экологически чистыми продуктами. 7. Цепь загрязнения с) вытоптанные тропинки; з) сжигание листвы, гибель насекомых, дым (ядовит). Проверка теста. Ключевое слово "Прогноз". -Поднимите руку те, у кого получилось данное слово? -Как вы оцениваете свою работу на уроке и её результаты? Учитель отмечает тех, кто добился успехов, и обнадёживает тех, у кого ещё не всё получилось -Я предлагаю вам два задания на выбор: 1задание: придумать и нарисовать в тетради на с. 21условные знаки экологической безопасности и 2 задание: нарисовать плакат «Сохраним природу родного края» На этом наш урок заканчивается и остается только подвести итоги. Что нового узнали? Что наиболее запомнилось? Достигли ли мы поставленных целей? Я предлагаю закончить наш урок на эмоциональной музыкальной ноте, посмотрев клип о красоте нашей планеты Земля. |