СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру 4 класс"Патриоты России.Непобедимый Суворов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока поможет более подробно познакомить детей с великим русским полкодцем А.В,Суоровым.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру 4 класс"Патриоты России.Непобедимый Суворов.»

Урок

по окружающему миру

4 кл.


"Патриоты России.

Непобедимый Суворов."


Подготовила:

учитель начальных классов МОУ "2-Засеймская СОШ" Мантуровского района Курской области Зеленина Елена Леонидовна


Цели и задачи:


- создать целостный, но противоречивый образ Александра Василье­вича Суворова (мушкетер (пехотинец), храбрый капрал, умный офицер, прослав­ленный полководец, генералиссимус, за­ботливый помещик);

- применять деятельностный развивающий подход для станов­ления творческой личности младшего школьника;

- развивать непроизвольную форму смысловой памяти, логическое, критическое и продуктивное мышление, воображение, устную речь, умение обоб­щать и делать выводы,

- воспитывать патри­отические чувства, любовь к русской лите­ратуре, живописи, музыке;

- прививать ин­терес к отечественной истории; продол­жать разнообразную работу с текстом как первой ступенью в формировании информационной культуры учащихся начальной школы; благодаря доступному и привлека­тельному материалу о детских, юношеских годах и взрослой жизни А.В. Суворова формировать потребность в здоровом об­разе жизни, возникновении устойчивого интереса и тяги к физическому совершенствованию.


Оборудование: учебник А.А. Плеша­кова, Е.А. Крючковой «Окружающий мир»; рабочая тетрадь (ч. 2); карточки с историческими датами; картинки, иллюст­рации, фотографии по теме; плакаты «Пат­риоты России. Непобедимый Суворов», «Слова Суворова солдатам», «Основные принципы суворовской тактики»; карточки «Ваше мнение по этому вопро­су»; индивидуальные карточки с заданиями и табличные графы; выдержки из книги А.В. Суворова «Наука побеждать»; выстав­ка художественной и научной литературы; видеопрезентация «А.В. Суворов» репродукция карти­ны В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», шаблоны облаков.


Ход урока.


1. Организационный момент. Мотива­ция учебной деятельности.

Вот книжки на столе, а вот — тетрадки.

Лишь после занятий сыграют дети в прятки.

И самолет не будут запускать бумажный.

Сегодня в классе у ребят

урок серьезный, важный!

— Мы продолжаем серию интересных уроков-путешествий «По страницам отече­ственной истории»


2. Актуализация опорных знаний.


Работа по карточкам с историческими датами.


Первая русская печатная книга. (1564)

Осада монголо-татарами г. Владимира. (1238)

Крещение Руси. (988)

Народное ополчение против поляков. (1612)

Куликовская битва. (1380)

Ледовое побоище. (1242)

Россия становится империей. (1721)


















Работа по табличному графу

  • Дома вы прочитали текст «Как жили дворяне и крепостные крестьяне», а на прошлом уроке мы воспользовались прие­мом, помогающим глубже понять содержа­ние текста. Он называется построение гра­фа. Вы начинали работу после прочтения текста с нахождения ключевого слова или словосочетания (крепостные крестьяне). Затем искали сказуемое и делали второй «шаг» — «веточку», а дальше «разветвле­ние». Текст мы дробили и достраивали вто­рую «веточку» и т.д.

Пользуясь построенным табличным, графом, расскажите о положении крепостных крестьян в России до середины XIX века.


Беседа по вопросам о правлении Екате­рины Великой.

  • Какие личные качества императри­цы помогали ей управлять государством 34 года? (Она была умной, трудолюбивой женщиной с сильным, волевым харак­тером.)

-Какой вопрос задавала себе императри­ца, принимаясь за новое дело для пользы России? (Как бы поступил в таком случае Петр Великий?)

-Какой редкий дар был у Екатерины II? (Она умело выбирала из дворян и прибли­женных людей себе помощников и совет­ников.)

-Назовите помощников Екатерины II. (Поэт Державин, граф Орлов, военачальни­ки Потемкин и Румянцев, Суворов и Уша­ков, первая женщина ученый Екатерина Романовна Дашкова.)

-Кого называют и считают патриотами? (Людей, служащих на благо своей Родины. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Федоров, Дмитрий Пожарский, Кузь­ма Минин, Петр Первый, Михаил Ломоно­сов и те кого мы называли выше)


3.Целеполагание.

На доске — портрет А. В. Суворова.

  • Известен ли вам этот человек? Если да, то кто он и что вам о нем известно?

В настоящее время каждый российский офицер мечтает быть награжденным орде­ном Суворова. (Учитель демонстрирует изображение ордена Суворова.)

Какова судьба Суворова? Какие качест­ва характера были ему присущи? Что отли­чает его от других полководцев? Об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Открывается надпись: «Патриоты России. Непобедимый Суворов».



4.Изучение нового материала.


  • Давайте мысленно перенесемся в усадьбу дворянской семьи Суворовых. Во дворе бегают два десятилетних мальчика. Первый высок ростом, крепкого телосло­жения, с широкими плечами. Рядом с ним его сверстник: маленького роста, с узкими плечиками, с тонкой шеей и бледным ли­цом, это последствия частых простудных болезней.

Как вы думаете, какой из двух мальчи­ков мечтает стать великим полководцем?

Как ни странно, но мечтает о военной славе второй мальчик, Саша Суворов. Как вы считаете, должен ли он отказываться от мечты стать военным? Почему вы так счи­таете?

Правы те, кто считает, что за свою меч­ту надо бороться, как это делал Саша Суво­ров. Кем и каким он стал, мы узнаем, по­слушав рассказы и посмотрев видеосюже­ты об Александре Васильевиче Суворове.

Только тот, кто с детства мудро осозна­ет, как быстротечно время, кто заполняет каждый час и каждую минуту делом, дости­жением чего-либо хорошего, доброго, мо­жет стать здоровым душой и телом, сможет принести себе, людям, Родине ощутимую пользу.

Просмотр презентации «Русские богатыри», сопровождающийся рассказами учащихся о жиз­ни и деятельности А. В. Суворова; чтение расска­зов и ответы на вопросы.

  • Перед нами картина В. Васнецова «Богатыри». Назовите ее героев. Кого на­зывают богатырями? Это сказочные, бы­линные богатыри. Посмотрите на репро­дукцию картины «Суворов освобождает Милан». Этого человека на лошади вы смогли бы назвать богатырем? Это реаль­ный живой русский богатырь Суворов.

Сообщение обучающихся «Детство Суворова», «Саша закаляется», «Солдат Семеновского полка», «Ис­полнитель дела Петрова», «Начало военной служ­бы», «Генералам генерал» (см. приложение).



  • Что вы помните о Преображенском и Семеновском полках?

Работа по карточке с заданием «Ваше мнение по этому вопросу».

  • Догадайтесь, формированию каких умений у солдат отдавал предпочтение офицер Суворов:

умению солдат красиво стоять и марши­ровать на плацу во время парадов, петь пес­ни и рапортовать;

умению солдат понимать смысл и значе­ние военных приемов и правильно использо­вать их во время боя.


Ваше мнение абсолютно верно. Уже в 32 года Суворов за многочисленные победы в больших и малых сражениях со Швецией и Пруссией получил чин полковника и был награжден орденом Андрея Первозванного, девизом которого были слова «За веру и верность».

Показ ордена.

Показ иллюстрации «Суворов ведет солдат в атаку».

Чтение слов Суворова, обращенных к сол­датам триста лет назад: «Братцы! Вы богатыри! В атаку! Вы — русские!.. Вперед! Молодцы!»


Чтение плаката «Основные принципы суворовской тактики».

ГЛАЗОМЕР

БЫСТРОТА

НАТИСК

  • Александр Васильевич Суворов свой воинский опыт описал в небольшой книге, предназначенной как офицерам, так и прос­тым солдатам.



Работа по карточке с заданием «Ваше мнение по этому вопросу».

  • Догадайтесь, как называется книга, написанная Суворовым:

«Наука наступать»;

«Наука выживать»;

«Наука побеждать».

Действительно, книга называлась «На­ука побеждать». С детства Суворов писал стихи и в шутку говорил, что если бы не стал военным, то стал поэтом. Он обладал даром точного, крылатого слова и этот дар, как и иные свои способности, поставил на службу своему главному делу воинскому.



Работа по карточке «Ваше мнение по этому вопросу».

  • Подумайте и вспомните известные афоризмы из «Науки побеждать», восста­новите поговорки Суворова, используя сло­ва для справок:

  • война, армия, молодец, ученье, дело, ученый, свет, бой, тьма.

Тяжело... легко...

Разгромил... — выиграл...

Пуля — дура, штык — ...

...мастера боится.

Ученье... неученье...

За... трех неученых дают.


  • Хочется назвать еще несколько фраз, принадлежащих полководцу, имею­щих глубокий смысл и актуальность и се­годня.

Войско необученное, что сабля неотто­ченная.

Воин и в мирное время на войне.

Деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего.

За боевые заслуги перед Отечеством, за героические подвиги Александр Василье­вич Суворов награжден орденом Святого князя Владимира, девиз которого «Польза, честь и слава».

Показ изображения ордена Св. князя Влади­мира.


Работа с учебником.

  • Чтобы лучше понять причины воен­ных успехов А.В. Суворова, давайте прочи­таем текст на страницах 109, 110. (Чтение заранее подготовленным учеником.)

Что вы знаете про турецкую крепость Измаил? (Располагалась на берегу Черного моря, очень хорошо оборонялась, была об­несена валом и рвом.)



Работа по карточке с заданием «Ваше мнение по этому вопросу».

  • Прочитайте внимательно, подумайте и устно продолжите текст: «Вот оказалась перед войском Суворова мощная крепость Измаил. Это каменная твердыня. Но вое­начальник и на этот раз поступил так, как мог поступить только Суворов. Он не стал устраивать многомесячную осаду по всем правилам военного искусства. Славный полководец... И была одержана победа», («...приказал построить крепость подобно Измаилу. Солдат обучали быстро брать штурмом ров с водой, земляной вал и кре­постные стены. Подготовка заняла шесть дней. А сам штурм и захват городской кре­пости длился всего ночь и день...».)

При битве за Измаил «правой рукой» Суворова был Михаил Кутузов, который в тяжелую минуту боя попросил у Суворова подкрепления.

Работа по карточке с заданием «Ваше мнение по этому вопросу».

  • Как вы считаете, чтобы выиграть бой, как должен был поступить Суворов? Выбе­рите один из возможных вариантов ответа Суворова:


срочно дал подкрепление;

пригрозил разжаловать в случае пора­жения;

сообщил Кутузову, что уже послано в штаб донесение о взятии Измаила, а са­мого Кутузова он назначил комендантом крепости.


Действительно, мудрый полководец воспользовался последним вариантом, и Измаил был взят. Через некоторое время Суворов самовольно захватил еще одну из турецких крепостей. Что бы вы сказали на месте императрицы Екатерины Великой после прочтения донесения о взятии кре­пости без царского позволения? А теперь сравните ваш вариант с фразой Екатерины. («Победителей не судят».)

По возвращении на родину Суворов получает очередную награду — орден Свя­того Георгия с девизом «За храбрость и службу».

Просмотр отдельных кадров видеофильма «Аты-баты» о принципах суворовской тактики и боевых действиях русских войск.


5. Релаксация


Учащиеся в темпе марша исполняют песню «Учил Суворов» (сл. М. Левашова, муз. А. Новикова). Каждую строку поют по два раза — сольно, а затем хором, при этом маршируя (см. приложение).


6. Продолжение изучения темы.


  • Шло время, умерла Екатерина II, и на престол вступил Павел I — сын Екатери­ны II и Петра III. Русская армия не любила нового императора за пристрастие ко всему прусскому, за то, что он вместо удобных мундиров переодел русских солдат в прус­скую форму с треуголками, напудренными париками и косами, с башмаками и пряж­ками, а также ввел прусские правила веде­ния боя.

А.В. Суворов был очень недоволен но­выми порядками в армии. Однажды он ска­зал: «Русские прусских всегда бивали, что же тут перенять?» После это фельдмаршала Суворова сослали в собственное имение, находящееся в Новгородской области.

К своим крепостным крестьянам поме­щик Суворов относился хорошо, заботливо, потому что они были «живыми орудиями» его побед.

Вскоре Павел I вступил в войну с Францией, союзницей России была Австрия. Ее император просил, чтобы во главе русско-австрийских войск был прос­лавленный, хорошо известный за границей, непобедимый Суворов. 69-летний полко­водец и в этой войне одержал несколько блестящих побед. Но суворовские «чудобогатыри» оказались в Швейцарских Аль­пах, как в ловушке.

Демонстрация репродукции картины В. Су­рикова «Переход Суворова через Альпы» и бесе­да по ней.

  • Объясните, каким образом Суворову удалось спасти двадцатитысячную русскую армию от гибели?

Суворов после этого перехода тяжело заболел.


За победы в последних походах вели­кий русский полководец получил высшее воинское звание — генералиссимус. На­верное, вы думаете, что по возвращении с победой А.В. Суворова ждал торжествен­ный прием во дворце императора Павла I? К сожалению, это было не так: прославлен­ного военачальника встретили очень хо­лодно.



Работа по карточке с заданием «Ваше мнение по этому вопросу».

  • Отметьте, какое чувство вы испыты­ваете от того, что Суворова встретили без почестей:

обида за Суворова;

гнев против императора;

злость на Павла I;

растерянность.


Вскоре генералиссимус, выигравший 60 побед, скончался и был погребен в Александро-Невской лавре в Петербурге. На надг­робии написано всего три слова: «Здесь лежит Суворов». Показ могилы.


7. Рефлексия


- Видеовопросы «Проверь себя, выбрав правильный ответ».

Назови годы жизни А.В. Суворова. « (1729-1800.)

В какой среде воспитывался Суворов? (В военной среде.)

Сколько иностранных языков выучил Саша Суворов в детстве? (Три.)

В каком воинском звании начал службу Александр Суворов? (Рядовой.)

В какой войне впервые участвовал Су­воров? (В Семилетней войне.)

Какое воинское звание получил полко­водец А.В. Суворов? (Генералиссимус.)


8.Подведение итога урока.


  • Выполнили ли мы с вами поставлен­ные задачи нашего урока?

Чем знаменит Суворов?

Всегда ли вы согласны с поступками Су­ворова?

Как вы считаете, почему каждый офи­цер мечтает получить орден Суворова?


Да, все сказанное вами на уроке подтвер­ждает, что жизнь и дела Александра Ва­сильевича Суворова должны стать приме­ром для всех русских людей. Этот человек одерживал только победы в больших и малых сражениях, а самую главную победу одержал Суворов еще в детстве — над сво­им болезнями и слабостями.


9. Домашнее задание.

  • Прочитайте текст в учебнике на стра­ницах 108-111 и составьте устный рассказ «Генералам генерал»

10. Самооценка деятельности на уроке.

( У детей на партах шаблоны облаков)

-Кому на уроке было все понятно, со всеми заданиями справились уверенно, раскрасьте облако голубым цветом.

-Если что-то не удалось, чувствовали себя не уверенно, раскрасьте облако фиолетовым цветом.

-Кому на уроке было трудно, с заданием не справились, раскрасьте облако серым цветом.

-Покажите облака. Молодцы!

Урок окончен. Спасибо!













ПРИЛОЖЕНИЕ

Детство Суворова Александр Суворов родился 13 ноября 1729 года в семье военного Василия Ивановича Су­ворова в Москве. Его отец сделал все, чтобвоспитать сына патриотом.

Раннее детство Суворов провел дома, где по­лучил домашнее воспитание и образование. Он изучал необходимые предметы, а также иностран­ные языки: французский, немецкий, итальянский. Любил читать. Увлекался военной историей.

Суворов был сыном генерала, жил в воен­ной среде, читал книги преимущественно воен ного содержания, естественно, что он мечтал лишь о военной карьере. Природа наделила Су­ворова слабым здоровьем, но он страстно же­лал служить и потому взялся закаливать свой организм.

В 12 лет написал прошение императрице Елизавете Петровне определить его солдатом в Семеновский полк.

Исполнитель дела Петрова. Суворов мечтал продолжить дело Петра на военном поприще, ведь дед Александра был ге­неральным писарем Преображенского полка, и сам молодой царь не раз запросто бывал в его до­ме и даже крестил его сына Василия — отца Александра Суворова. Так что рассказов о Петре Великом он наслушался изрядно.

Начало военной службы В 15 лет Суворов поступил в полк простым солдатом. Служа рядовым, Александр ничем не отличался от простых солдат: ходил в караулы, стоял на часах в любую погоду, ел солдатскую пищу. В свободные минуты он продолжал по­полнять свои знания, много читал и даже посе­щал занятия в кадетском корпусе.

Первые годы офицерской жизни Суворова попали на мирное время. Первый военный опыт Суворов получил в годы Семилетней войны, где он себя перед прочими гораздо отличил и сразу составил о себе представление как о прекрасном боевом офицере. В 1763 году он стал команди­ром Суздальского пехотного полка. Суворов из­дал ряд инструкций и приказов, написанных кратким, образным языком, вполне доступным пониманию солдат, и обобщающих боевой опыт прошедшей войны.

Генералам генерал Ревностное отношение к службе сразу же выделило Суворова. Его быстро повышали в званиях. В некоторых он не прослужил и дня. Военная карьера Суворова закончилась в наи­высшем воинском звании генералиссимуса, ко­торое он получил после перехода через Альпы в 1799 году.

6 мая 1800 года Александр Васильевич Суво­ров умер. Вся русская земля рыдала, провожая в последний земной путь. Захоронен он в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. На надгробии написано всего три слова: «Здесь ле­жит Суворов».