Тема урока: «Дом не велик, а стоять не велит»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Закрепить правила управления домашним хозяйством, представление о внутреннем строе семьи
Задачи:
Личностные:
Развивать интерес к учебной деятельности;
Понимать нравственный смысл совместной трапезы, укрепляющей духовное единство семьи;
Осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного, внимательного, милосердного отношения друг к другу
Метапредметные:
Регулятивные:
Формировать умения определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
Формировать умения подводить итог урока, делать выводы;
Познавательные:
Формировать знания о правилах управления домашним хозяйством, отраженные в народных пословицах и традициях
Развивать умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;
Обогащение словарного запаса;
Коммуникативные:
Предметные:
Формировать представление о внутреннем строе семьи, её главе, роли каждого члена семьи в повседневной жизни, правилах семейного застолья;
Соотносить старинные и современные традиции управления домашним хозяйством;
КУМО: учебник, карточки с заданиями, карточки на доску/презентация
Ход урока
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
О чем говорится в стихотворении?
Когда мы улыбаемся, все становятся добрыми.
Когда мы улыбаемся, все становятся доверчивыми.
О доброте, о улыбке
Словесный метод, фронтальная форма
Л: интерес к учебной деятельности;
К: умение слушать и вступать в диалог
Постановка темы и цели урока. Мотивация к учебной деятельности
У нас на уроке сегодня присутствуют наши друзья Аня и Ваня. А как вы думаете, почему Аня одета в русский народный костюм?
Потому что, ребята, не так давно Аня побывала в гостях у бабушки Маруси. Вернувшись в город, Аня поделилась с Ваней своими впечатлениями от сельского туризма. Из рассказа девочки Ваня понял, что бабушка Маруся живет в большом красивом доме, в котором имеют место быть большак, большуха. Несколько раз за день Аня принимала участие в трапезе, и случалось в семье несколько упруг. В рассказе Ани, Ване были непонятны некоторые слова, какие?
Известно ли вам значение этих слов?
Есть ли у вас желание узнать значение этих слов и помочь Ване понять рассказ Ани?
А чтобы понять их смысл, нам предстоит разобраться в хозяйстве старинного дома.
Посмотрите внимание на слайд, прочитайте тему нашего урока
Как вы понимаете эту фразу?
Даже если дом не большой – каждому члену семьи найдется дело по хозяйству, дела никому не позволят сидеть без дела
Давайте сделаем предположение, о чем будем говорить в рамках этой темы?
Затрудняются ответить
Большак, большуха, трапеза, упруг
читают тему «Дом не велик, а стоять не велит»
Предлагают варианты
Изучать особенности хозяйства в доме, знакомиться со старыми словами, говорить о старинных домах
Актуализация знаний
Мы много говорили о семейных традициях, и о законах внутреннего обустройства жилища наших предков.
Вспомним, какие старинные обычаи строительства дома вы знаете. Как устроен дом внутри для удобства проживания в нем людей разного возраста?
Что можно назвать центром дома?
Да, ребята, в старинных домах, как и сейчас, у каждого было свое место, но священным местом для всей семьи, для всех родных являлся красный угол.
(изображения на презентации)
На печи в доме было место для старого дедушки и доброй бабушки, а на полотнях спала ребятня; наверху, под потолком собиралась вся семья, женщины там пряли, шили, стряпали; в люльке качали ребенка.
Иконы в переднем углу. Красный угол – самое светлое место. Под иконами стоит стол, где находятся фотографии всех родных.
Наши предки пользовались книгой «Домострой». Как вы думаете, зачем нужна была эта книга?
Ребята, что бы узнать, чему учила наших предков эта книга, давайте обратим внимание на стр.72, она у вас должна быть открыта и прочитаем, как же нам объясняет это определение Умный Совенок
Как же нам объяснил это слово Совенок?
Ребята, вы помните, какие слова были не понятны Ване из разговора с Аней о деревне? (на доске \на слайде эти слова)
Предлагаю вам помочь Ване разобраться, что же Аня имела ввиду. Поможем?
Для этого прочитаем продолжение большого текста в учебнике, а затем ответим на вопрос, что же значат все эти слова. Читает тот, кого я спрошу. Читаем громко, выразительно, а остальные внимательно слушают.
Предлагают свои варианты ответа
Ученик читает первый абзац посвященный книге «Домострой»
Книга «Домострой» - это книга, которая учила наших предков тому, как управлять хозяйством в доме
Читают текст и внимательно следят
Кто же такой большак?
Строгий ее взгляд и доброе сердце берегут домашний очаг. Кто же это?
Кого называли в старину большухой?
Пословица гласит «От хозяина, чтоб ветром пахло, а от хозяйки …, угадайте чем?
Давайте с вами разберемся, что входило в обязанности «большухи», посмотрите на музейные экспонаты, они вам помогут ответить на вопрос.
А как вы думаете, помогали дети вашего возраста своим родителям по хозяйству? В чем заключалась их помощь?
В тексте говорится, что семья была очень трудолюбивая, они дружно трудились, чередуя труд и отдых. Как же называлось время от одной передышки до другой? Сколько времени он занимал?
__________, прочитай, пожалуйста, что об этом говорится в тексте
Ребята, у нас осталось еще одно слово, значения которого нам не известно, что это за слово?
Что бы узнать, что это такое, предлагаю поработать с распечаткой из словаря С.И. Ожегова и ответить мне на вопрос, что же такое трапеза?
Давайте прочитаем о трапезе в старые времена
Молодцы, ребята, мы помогли Ване понять, о чем же ему рассказывала Аня, и он очень нам благодарен.
Ребята, мы можем сделать вывод, что обычаи и устои похожи с современными? Чем они похожи?
Если сможешь сделать так, что бы тебя слушалось несколько человек, семья, значит, и сможешь сделать так, что бы слушался целый народ
Глава семьи, отец, который больше всех знает, понимает, умеет и отвечает за всех
Большуха Маму Дымом
Рассматривают экспонаты на слайде
Помогали маме, папе, ухаживали за животными и т.д.
Упруг, длился от двух до четырех часов.
Трапеза
ТРАПЕЗА - 1. Общий стол для приёма пищи в монастыре. 2. Приём пищи, еда в монастыре.
Читают текст «Хлеб-соль на столе»
Предлагают свои варианты ответа
Физминутка
Поднимает руки класс –
Это «раз», (Подтягивания под счет учителя)
Повернулась голова –
Это «два».(Движения головой)
Руки вниз, вперед смотри –
Это «три». (Приседания)
Руки в стороны по шире
Развернули на «четыре». (Повороты туловища)
С силой их к плечам прижать –
Это «пять». (Движения руками)
Всем ребята тихо сесть –
Это «шесть». (Ходьба на месте)
Первичное закрепление
Ребята, мы уже обсудили, что каждый член семьи отвечает за свои поручения и обязанности.
Предлагаю выполнить задание в рабочих тетрадях, на стр. задание номер №1. Вам нужно ответить на вопросы, по изученной нами теме.
О чем вы узнали сегодня на уроке?
Помогли мы сегодня Ване понять, о чем делилась Аня, побывав в гостях у бабушки?
Отвечают полным ответом
Узнали о хозяйстве в доме, кто какие обязанности раньше были возложены на каждого члена семьи
Рефлексия
Подходит к концу наш урок, предлагаю вам закончить предложения, которые вы видите на слайде/доске:
-Мне было интересно…
-Я узнал(а)…
-Я использую полученные знания в…
Мне было очень приятно с вами работать, спасибо за урок.