2.Познакомить со свойствами угля, известняка и мрамора и их использовании.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
1. | Организационный | Подготовить учащихся к уроку. | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. Возьмите листы самооценки и оцените своё настроение. Отметь знаком «+», оцени свое настроение | | | | 1. Мое настроение в начале урока | | | | 2. Мое настроение в конце урока | | | | Отметь знаком «+», оцени себя | Хорошо | Не очень | Плохо | 1. Данную тему я усвоил (а) | | | | 2. На уроке я работал (а) | | | | | Проверяют свою готовность, заполняют лист самооценки. | Полная готовность класса к работе. |
2. | Мотивация и актуализация знаний, целеполагание. | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации | - Ребята, урок я хочу начать со сказки. Послушайте.
КТО ГЛАВНЕЕ? Жили-были на земле друзья. Вот как-то собрались они на пикник: Каменный уголь, Гранит, Нефть и Железная руда. Выехали они на природу, расположились на лужайке, и целый день веселились и танцевали. Под вечер них случился спор. Начали спор мужчины. Каменный уголь доказывал Граниту, что он главнее его, кричит: «Я тепло даю!». А тот ему в ответ: «А я твёрже!». А тут еще Нефть не выдержала, вмешалась: «Я не только горю, я еще бензин даю, даже пластмассу из меня делают!» Тут и Руда заговорила: «Если бы не я, то вас без железа и добывать нечем было бы». Долго спорили они, а за спором не заметили, как подошел к ним живущий в горах отшельник-Булыжник. Слушал-слушал их и говорит: «Глупцы, нашли из-за чего спорить! В этом мире мы все главные. Ведь даже я, Булыжник, нужен для стройки дорог!» Застыдились тут товарищи, поняли свою ошибку, пожали друг другу руки и весело отправились по домам.
- Назовите главных героев сказки.
- Почему я начала наш урок с этой сказки? Как одним словом назвать наших героев?
- Сформулируйте сами тему нашего урока! - Какие цели мы перед собой поставим? О чем мы должны узнать на уроке? - Скажите, пожалуйста, а откуда мы сможем узнать о полезных ископаемых? Что нам для этого надо сделать? | Гранит, Каменный уголь, Нефть, Руда. Полезные ископаемые. Тема «Полезные ископаемые». (Слайд 1) Узнать про полезные ископаемые, их свойства. Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают? (Слайд 2) Можем рассмотреть образцы полезных ископаемых, посмотреть в справочниках, в учебнике, найти в интернете, спросить у взрослых. | Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. |
3. | Планирование поиска способа решения. | Показать необходимость применения инструкции при выполнении данной практической работы. | - Для работы вы разбились на группы. - Что нужно для слаженной работы в группах сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? | Называют правила работы в группе. | Полное соблюдение инструкции. |
4. | Реализация плана. Изучение нового материала. | Первичное восприятие и осознание нового материала. | - Ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых. - Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?
1. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (песок) 2. В находке геолога много железа, И тем она людям, конечно, полезна. Среди ископаемых ценной всегда Считалась добытая в шахте… (руда) 3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк) 4. Он очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит) - Молодцы! Что же такое «полезные ископаемые»? От какого слова произошло слово «ископаемые»? Почему они полезные?
Сравним ваши ответы с определением из словаря - Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение. А вот научное определение, что такое «полезные ископаемые». Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. - Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать, как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них узнать? - Каждое полезное ископаемое обладает каким-либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу. | Отгадывают загадки. (Слайд 3,4,5,6) (Слайд 7) От слова «копать», приносят пользу человеку. Сравнение ответов детей с определением на слайде.(Слайд 8)
Слайд 9
Свойства. | |
5. | Исследования в группах. | В ходе опытов выявить свойства известняка, гранита, железной руды, песка; представить результаты в таблице; подготовить сообщение. Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности.
| - Вам предстоит изучить образцы некоторых минералов. Это: известняк, железная руда, гранит и песок. Минералы – это неживые твёрдые природные тела, однородные по своему составу, которые образуют слои горных пород. Одну горную породу могут образовывать несколько минералов. (Демонстрация образцов). Выполним пробное исследование на примере изучения свойств каменного угля. 1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск? 2. Используя лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое. Пористость характеризуется наличием пустот (пор) в породе. 3. Проведите ногтем по породе. Если остался след – то порода мягкая; если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; если нет следа от гвоздя, то очень твердый. 4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить. 5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде. - А еще что мы наблюдаем? - Значит, уголь легче воды. - Подведем итог. - У каждой группы на столе лежит свое полезное ископаемое. У 1-й группы – это гранит, у 2-й – железная руда, у 3-й – известняк, у 4-й – песок. Исследуйте их и занесите результаты в таблицу. Вы можете приступать к работе. Даю вам 5 минут. Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка». Карточка «Помогай-ка» Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого. Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит? Плотное или рыхлое (пористое). Выясните на сколько прочен и тверд. Растворяется в воде или нет. Занесите полученные результаты в таблицу. | Черный, не блестит. Плотное. Он не тонет.
Слайд 10
Слайд 11 | Организованная работа в группах. |
6. | Представление результатов. | Умение представить и оценить результаты групповой работы в соответствии с планом. | - Итак, исследование закончено. Теперь выслушаем каждого представителя группы и сравним ответы. Начнем с гранита.
- Что общее в использовании данных полезных ископаемых? -Как назовем эту группу? - Молодцы, ребята! А мне хочется познакомить вас еще с одним полезным ископаемым. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Нефть - это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. - На какие же вопросы мы ответили в ходе исследования? - На какие вопросы осталось ответить? | Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таблице о свойствах гранита, 2-ой – железной руды, 3-известняка, 4- песка. (Слайд 12,13,14,15) - Используются в строительстве. - Строительные. Нефть (Слайд 16) Изучили свойства, узнали, как используются человеком. (Слайд 17) | Правильность ответов и действий учащихся в процессе представления своей работы, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы. |
7. | Физкультминутка | | Мы геологами станем? Да? – да! (хлопок над головой) Будут все гордится нами. Да? – да! (хлопок над головой) Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками) Бурная река (показывают руками) Ее не обойдешь (топают ногами) Ее не проплывешь («плывут») Ее не пролетишь («крылья») Надо напрямик. Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой) | Один ребенок проводит физминутку, остальные повторяют движения. (Слайд 18) | |
8. | Изучение нового материала. | Восприятие и осознание нового материала. Познакомить с условными обозначениями, месторождениями полезных ископаемых Тульской области. | - Есть люди, которые специально изучают этот мир, исследуют, что находится в земной коре. Как их называют? - Геолог – это человек, который изучает строение, состав, историю земной коры, методы изыскания полезных ископаемых и их месторождения. (Месторождение - места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые). - А кто же еще помогает геологам в добыче полезных ископаемых? Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте. Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву. - Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 48-49. Что мы видим? - Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.) - Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают. - Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти - это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. - Как вы думаете, в нашей области есть месторождения изучаемых нами полезных ископаемых? – Какими полезными ископаемыми богата наша область? Посмотрите на карту (у каждой группы она есть) и назовите наиболее распространенные. | - Геологи. Слайд 19
Шахтеры, бурильщики, водители. Слайд 20
Способы добычи полезных ископаемых.
- Да.
Уголь, песок, глина. Слайд 21
| |
9. | Беседа об охране полезных ископаемых. | | - Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.
- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? - Что мы должны делать, чтобы по-хозяйски использовать подземные богатства?
- Итак, хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. | - Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро. - Использовать их экономично, оберегать от пожаров, соблюдать правила перевозки, заменять по возможности искусственными материалами. Слайд 22
Слайд 23 | |
10. | Подведение итогов. | Дать оценку успешности достижения цели. | - Ребята, как вы считаете, достигли мы цели урока? На все вопросы ответили?
- Что помогло нам в работе?
- Какая задача была сложной для вас? | - Да. - Дружная работа в группах. - Составление таблицы, но мы справились. | Осознание достижения цели урока. |
11. | Рефлексия. | Оценивать свой вклад в общий результат деятельности. | - Рада за всех! Предлагаю вам заполнить лист самооценки и сравнить свое настроение в начале и конце урока. У кого настроение изменилось в лучшую сторону? - Кто хочет поделиться своими достижениями? | Учащиеся заполняют оценочные листы. Слайд 24 | Адекватная оценка своей деятельности. |
12. | Домашнее задание. | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Дифференцированное: для всех: 1) учебник, с. 46-49, р.т. - с.29-30 № 3,4 - заполнить таблицу, где применяются полезные ископаемые и разгадать кроссворд. на выбор любое: 1) подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом. 3) узнать из дополнительных источников, как добывают полезные ископаемые. | Дети записывают задания в дневник. Слайд 25 | Понимание цели и методики выполнения домашнего задания. |
Если гранит рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это очень плотная горная порода. Он очень тверд и прочен. Цвет красный, серый. В воде он тонет и не растворяется. За высокую твердостью и прочность его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев.
Черного или темно-коричневого цвета, непрозрачное, твердое, плотное и прочное вещество, в воде не тонет и не растворяется, притягивает металлические предметы. Основное свойство – плавкость. Используется при изготовлении машин, железнодорожных рельс, вагонов, ножницы.
Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Известняк – твердая и прочная горная порода. Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что он утонет, значит, тяжелее воды. В воде он не растворяется.
Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее. Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета, известны на весь мир церкви и соборы.
Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода. Цвет песка желтый, белый, серый. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей. Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого песка изготавливают стекло.