Тема: Путешествие в северную Европу.
Цель: Познакомиться со Скандинавскими странами,
узнать общие и отличительные признаки;
значение их в мировом сообществе;
развивать умение обобщать, выделять характерные признаки;
воспитывать чувство патриотизма, интереса к знаниям
практическому их применению.
Здравствуйте, ребята!
-Ребята, что у меня в руках?(глобус)
-А кто мне скажет, что такое глобус? (модель Земли)
-А для чего нужен глобус?(знать материки, океаны и т.д)
-А кто сможет показать, где мы живём? (на материке Евразия)
Правильно. У каждого из вас есть соседи по квартире, дому. Так и у нашего государства России есть свои соседи.(На доске карта)
-Может быть, вы знаете соседей нашего государства?
(Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, КНДР, Япония) (учитель во время ответов детей прикрепляет названия государств на карту)
Мы сегодня на уроке совершим путешествие в северную Европу к нашим северным соседям, познакомимся с природой, достопримечательностями и символами государств, которые там расположены, будем работать с картой, находить общие и отличительные признаки стран, любоваться красотой северной природы.
Как настоящие путешественники мы возьмём с собой карту (показ) У каждого из вас есть такая же карта на столе.
-Скажите, сможем ли мы отправиться в путешествие по этой карте? (Нет)
-Почему? (Нет названия государств, условных обозначений)
Так давайте выйдем из этой ситуации и определим, какие же государства являются нашими северными соседями, и разместим их на карте.
Что нам в этом поможет?
Поможет нам в этом компьютер. С помощью сети Интернет он найдёт нужную нам информацию.
Мы будем работать в группах. Каждая группа - это какое то государство на карте.
-А вот и первые сообщения из сети Интернет. Каждая группа должна прочитать сообщение и подготовиться отвечать.
Группы готовы.
Мы начинаем наше путешествие по карте. Первое государство, которое мы посетим …(показ слайдов)
Дети:
Норвегия – это самая северная страна Европы. Её название происходит от слов «норд вег», что означает «путь на север»
Столица Норвегии – город Осло.
Норвегия это королевство. Государством управляет король.
Учитель:
Самая знаменитая природная достопримечательность Норвегии – ФЬОРДЫ. Они возникли благодаря ледникам. В течение тысячелетий ледники медленно сползали с гор и прорезали в скалах глубокие ущелья, которые заполняла вода.
Итог: Вот мы и разгадали первую часть карты. Поместите государство Норвегия на карту. (дети приклеивают контур Норвегии на свои карты, а учитель на доске)
Наше путешествие продолжается. Второе государство на карте…
Дети:
Швеция.
Столица Швеции – Стокгольм. Это очень красивый город. Он расположен на 14 островах, которые соединены мостами. В городе много музеев.
Швеция – это тоже королевство.
Учитель:
Об одном интересном музее я вам хочу рассказать. Это музей корабля «Васа». В специально построенном здании выставлен огромный корабль. Когда –то он затонул и пролежал под водой 333 года. Потом его подняли и отреставрировали.
Швеция – родина знаменитой писательницы Астрид Линдгрен.
- Кто знает, что написала Астрид Линдгрен?
Она придумала историю о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше.
Итог: Теперь мы знаем два государства. Поместите Швецию на карту.
Путешествие продолжается, а впереди мы видим…
Дети:
Финляндию.
Столица Финляндии – Хельсинки.
Страной управляет, как и у нас президент.
Финляндию называют страной тысячи озёр, но их здесь не тысяча, а 180 тысяч. Озёра славятся чистой водой, красивыми берегами, вечнозелёными лесами.
Учитель:
Финляндия известна своими аквапарками. Слово «аква» означает вода. Аквапарк – это замечательное место отдыха не только детей, но и взрослых. А ещё ребята здесь живёт Санта – Клаус.
Итог: Вот мы узнали ещё об одном государстве. Где его место на карте?
Вы, наверное, устали пора немного отдохнуть. А вы любите сказки? Тогда я вам предлагаю угадать из каких сказок эти строчки?
Викторина по сказкам.
Молодцы!!! А кто автор все этих сказок? Правильно. В знак благодарности великому сказочнику, датчане установили на берегу моря скульптуру Русалочки и считают её своим символом.
Кто догадался? В какую страну мы совершим сейчас путешествие.
Дети:
Дания.
Столица – город Копенгаген.
Дания – это королевство.
Во всём мире известны детские конструкторы «Лего». Их производят в Дании. Здесь есть игрушечная страна – парк развлечений Леголенд, где всё построено из «кирпичиков» «Лего».
Учитель:
Одна из главных достопримечательностей Копенгагена – канал Нюхавн (Новый порт).Яркие, разноцветные дома, построены вдоль канала и создают радостное настроение у жителей города и туристов.
Сама Дания - небольшая страна. Зато её принадлежит самый большой в мире остров – Гренландия.
Итог: Подошло к концу путешествие по сказочной стране Дании. Отметьте на карте это государство.
Карта готова. У нас получился Скандинавский полуостров.
- Назовите страны, которые являются нашими северными соседями.
Все ли государства имеют общую границу с Россией? Нет. (только Норвегия и Швеция)
Посмотрите внимательно на очертания Скандинавского полуострова.
- Какого зверя он вам напоминает? Тигра.
Скандинавский полуостров называют полуостровом тигра. Норвегия – голова и спина того зверя. Так как побережье Норвегии изрезано фьордами спина выглядит мохнатой Туловище и передние ноги - Швеция.
Ребята если мы преодолеем суровое Норвежское море, то попадём на остров Исландия, где расположено государство с таким же названием.
Исландия – это название означает «страна льда и огня»так как немалая часть острова покрыта ледниками. В Исландии много вулканов. Но особенно она знаменита гейзерами. Гейзеры – источники, выбрасывающие вверх струи горячей воды и пара. Фонтан кипятка из самого большого гейзера достигает 50 метров высоты. В Исландии водой горячих источников отапливают дома, теплицы, где выращивают овощи.
Теперь наша карта полностью готова.
Назовите стран, в которые мы сегодня совершили путешествие.
Итог: Все эти страны называют Скандинавскими странами. И в какой части света они расположены? В северной Европе.
У каждого государства есть свои символы. Назовите символы нашего государства – Россия (учитель показывает герб, гимн, флаг)
О флагах Скандинавских государств мы сейчас и поговорим. У каждой группы на столе флаги тех государств, о которых они нам рассказывали.
-Чем они похожи?
-Чем отличаются?
Вы можете узнать, почему флаги имеют разные цвета из энциклопедий, из учебных фильмов, в Интернете (показ книг, дисков)
Игра: «Собери флаги» (дети получают конверт с пазлами)
В одной из таких энциклопедий я узнала, что…прочитайте. (на доске)
Креветки из Норвегии
Сливочное масло из Финляндии
Конструкторы «ЛЕГО» из Дании
Сельдь из Исландии
Холодильники из Швеции
Наше путешествие по карте северной Европы подошло к концу. Я хочу проверить, внимательными ли вы были путешественниками, и предлагаю ответить на вопросы викторины:
В какой стране можно увидеть фьорды? Норвегия
Где можно посетить музей корабля? Швеция
Какая страна знаменита своими озёрами? Финляндия
Где родился Х.К Андерсен? Дания
В какой стране можно увидеть гейзеры? Исландия
В какую страну мы поедем за холодильниками – Швецию, За конструкторами «ЛЕГО» - Данию, за креветками – Норвегию.
МОЛОДЦЫ!
Итог:
А у меня в руках опять глобус. Планета Земля - это наш общий дом. Жители Скандинавских стран бережно относятся к природе. Здесь приняты строгие законы, запрещающие загрязнять воздух и воду. Большим уважением в этих странах пользуются учёные – экологи. Города поражают своей чистотой. Здесь на улицах трудно найти даже маленькую бумажку. Мы жители России должны поучиться этому у наших северных соседей. Заботиться о чистоте своей улицы, города, страны. И тогда наша планета будет здоровой и чистой – зелёно – голубой.
У каждого из вас остаётся на память о нашем путешествии карта, и я надеюсь, что когда вы подрастёте, то совершите настоящее путешествие в страны северной Европы и увидите всё своими глазами.