Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А. Плешакова «Окружающий мир. Мир вокруг нас» УМК «Школа России» «Что такое деньги?» Цели: 1. Образовательная: 1) В процессе дидактической игры подвести детей к понятию БАРТЕР, показать трудности такого обмена. 2) Вывести понятие «ДЕНЬГИ», исследуя причины, по которым люди использует деньги, рассмотреть происхождение денег, познакомить учащихся с историей развития различных форм денег, денежными единицами других стран.
2. Развивающая: 1) Через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать развитию логического мышления 2) Развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач. 3) Развивать диалогическую речь учащихся. 4) Способствовать развитию памяти, внимания учащихся. 5) Продолжить работу по формированию навыка взаимопроверки, взаимопомощи. 6) Совершенствование коммуникативных навыков – совершенствование умения слушать другого человека
3. Воспитательная: 1) Вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников. 2) Способствовать формированию спокойного отношения к деньгам в том случае, когда они есть, и тогда, когда их нет. 3) Поддерживать интерес к изучению окружающего мира и других областей знаний.
Методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Виды деятельности и формы работы:
* фронтальная работа: * индивидуальная работа на местах - тесты; * самостоятельная работа;
Межпредметные связи: история, литература, русский язык. Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, учебник 3 класс (Плешаков А.А.), рабочие тетради, металлические деньги, презентация. Ход урока: Оргмомент. Послушайте стихотворение. Как у наших у ворот чудо дерево растет. Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное! Не листочки на нем, не цветочки на нем, А чулки и башмаки словно яблоки! Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет Маше- гамаши, Зинке- ботинки, Нинке - чулки. А для Мурочки такие крохотные, голубые Вязаные башмачки! И с помпончиками! Вот такое дерево, чудесное дерево! (К. И. Чуковский)
- Существует ли такое замечательное дерево, на котором вырастают различные необходимые нам вещи? - Где берут такие вещи? ( в магазине) - Откуда они попадают в магазины? ( Их производят на различных промышленных предприятиях) - На предыдущем уроке мы познакомились с различными отраслями промышленности. Давайте вспомним этот материал и проверим ваши знания. ( Несколько детей работают с тестами, один ученик - у доски, соединяет стрелками рисунки товаров с названиями отраслей промышленности) Остальные учащиеся отвечают устно на мои вопросы(Слайд 2): * Назовите известные вам отрасли промышленности. * Чем занимаются добывающая промышленность и электроэнергетика? * Что производят металлургия и машиностроение? * Чем обеспечивает население и экономику химическая промышленность? * Что производят лёгкая и пищевая промышленность?
-А теперь разгадаем кроссворд (Слайд 3)
1. Главная потребность человека. Необходим для добывания природных богатств, производства товаров.(Труд)
2. Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройке и на пляже, Он в стекле расплавлен даже. (Песок)
3. Топили, сушили, Колотили, рвали, Крутили, ткали. И на стол клали. (лен) ,
4. Она и добывающая, и пищевая, и химическая, и легкая… (Промышленность)
5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те, или иные потребности других людей. (Услуги) 6. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг, Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)
-Какое слово получилось в выделенном столбике? ( Деньги) - Вы догадались, какая у нас сегодня тема урока? Работа с Палитрой знаний. Палитра моих знаний (анкета измерения уровня знаний на разных этапах урока) Покажи цветом, какие знания ты имеешь по каждому вопросу: нарисуй кружок. Не знаю ничего - красный цвет Осведомлен, слышал - жёлтый цвет Знаю правильный и точный ответ - зелёный цвет № п/п | Вопросы | В начале урока | В конце урока | 1. | Чем люди в древности расплачивались за товар? | | | 2. | Что такое бартер? | | | 3. | Что такое деньги? | | | 4. | Для чего нужны деньги? | | | 5. | Что изображают и пишут на монетах? | | | 6.. | Как называется лицевая сторона монеты? | | | 7. | Как называется оборотная сторона монеты? | | | 8. | Что такое банкнота? | | | 9. | Какими денежными единицами в мире пользуются чаще других? | | | 10. | Как называют людей, которые коллекционируют деньги? | | | 11. | Откуда пошло название «рубль»? | | |
-Покажите с помощью цвета, какие знания вы имеете по каждому вопросу этой темы. № п/п | Вопросы | В начале урока | В конце урока |
. - Кружков какого цвета у вас больше? Я надеюсь, что в конце урока у вас будут преобладать кружки зеленого цвета
- Ребята, как вы думаете, всегда ли у людей были деньги? Да, были такие времена в истории человечества, когда денег не было. Как же наши предки тогда приобретали и продавали товар?
- Кружков какого цвета у вас больше? Я надеюсь, что в конце урока у вас будут преобладать кружки зеленого цвета. - Ребята, как вы думаете, всегда ли у людей были деньги? Да, были такие времена в истории человечества, когда денег не было. Как же наши предки тогда приобретали и продавали товар?
Давайте разберемся. Работа с деформированной пословицей (Слайд 4) Хорошо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник. - Согласны ли вы, дети, с этой пословицей? Как нужно переставить слова, чтобы вы согласились? Хорошо, когда пироги печёт пирожник, а сапоги шьёт сапожник. - А если начать со слова "плохо", как должна звучать пословица? Составляется новый вариант: Плохо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник. . Обмен простой и сложный Ситуация 1. Разыгрывается сценка. Выходит ученик ( сапожник), у него в руках сапоги. - Что делать, если сапожник захочет вкусный пирог? - Найти пирожника, которому нужны сапоги, и обменять. Выходит пирожник с пирогом. Обсудить: а) Насколько удобно, быстро, можно совершить такой обмен. б) При каких условиях совершается обмен. в) Кто при обмене оказывается в выигрыше; есть ли проигравшие. Ситуация 2 . - Сапожнику понадобился (захотелось) опять вкусный пирог, а пирожнику не нужны сапоги. Что делать сапожнику? - Сапожник должен спросить, что нужно пирожнику. У пирожника разбилась его любимая чашка: Что должен делать сапожник? - Искать гончара. - Любой ли гончар обменяет своё изделие на сапоги? - Нет. Только тот, кому нужны сапоги. Выходит гончар с чашкой. Производится обмен. Обсудить: возможность и трудности такого обмена. Вывод: неудобно. Какие возникают трудности в таком обмене? Выводы: 1. Затрачивается много времени. 2. Сложность и неудобство поиска. 3. Обмен может сорваться. Работа с учебником (Слайд 8) Учебник (страница 66 2 и 3 абзацы). - Прочитайте и найдите ответ на вопрос: как называется такой способ обмена, когда один товар меняется на другой. (На доске-бартер) Физкультминутка Сказка (Слайд 10) Учитель: К сегодняшнему уроку я вас просила вспомнить русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко». Кто главный герой сказки? Что делала курочка чтобы спасти петушка? Дети: Менялась. Учитель: Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась? Дети: Петушок мог задохнуться и умереть. Учитель: А как курочка очень быстро могла бы получить маслице? Дети: Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить. Учитель: Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать? Дети: Покупатель. Учитель: А тот, у кого товар? Дети: Продавец. Учитель: А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать? Дети: Он может купить то, что ему нужно. Делаем вывод, что за деньги можно купить любой товар, продать любой товар. Учитель: Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги? Дети: Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее. Работа с учебником. - Прочитайте, как называется способ обмена, в котором участвуют деньги. ( На доске- купля- продажа) Работа с Р. Т. ( с.44) №1
- Что такое деньги? (Слайд 11) Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Словарь Ожёгова - Прочитаем, что такое деньги в учебнике. История возникновения денег (Слайд 12) В разное время у разных народов все эти вещи были деньгами, так как большинство людей брали их в уплату за свои товары. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. (Слайд 13) Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. (Слайд 14) У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места.. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. (Слайд 15) Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. Первые бумажные деньги в России появились при императрице Екатерине Второй. Бумажные деньги называются банкноты.
Практическая работа « Изучаем российские монеты» (в парах) Р. Т. (Слайд 16) Рассматривание металлических денег разного достоинства. Определение частей монет. (Слайд 16) Рассматривание металлических денег. Определение частей монет. Денежные единицы разных стран - Давайте рассмотрим денежные единицы разных стран. (Слайды 17-18) - Прочитайте в учебнике, как называются денежные единицы России, США, многих стран Европы.
- Знаете ли вы, почему наша денежная единица называется рубль? Исторически понятие «рубль» возникло в XIII веке в Новгороде. – На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. (Слайд 12) – Что же получалось? (РУБЛЬ) Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Гривну рубили пополам и каждую половину называли рубль (слиток серебра массой ок. 200 грамм). -Ребята, а где люди берут деньги? - Знаете ли вы как называют людей коллекционирующих деньги? Рефлексия. Назовите ещё раз тему нашего урока. 1.Работа с Палитрой знаний. 2.Слайд:
* Я узнал… * Я научился… * Мне понравилось… * Я бы хотел… * Новые знания мне пригодятся…
Домашнее задание (Слайд 21) Учебник с. 68-72 |