СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему:"Жизнь священна"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок и презентация по ОРКСЭ для 4 класса на тему:"Жизнь священна"

Просмотр содержимого документа
«Жизнь священна»

Урок по предмету «Основы светской этики»

Тема : Жизнь священна

Цели: -дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;

-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность;


Личностные результаты:

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

-осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.


Оборудование:

Компьютер.

Медиапроектор.

Презентация к уроку

Комплект карточек с пословицами

Расскраски для учащихся



Ход урока


1. Организация деятельности учащихся, эмоциональный психологический настрой.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

А.С.Пушкин



2. Тема урока и задачи.

- Прочитайте стихотворение.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Сегодня мы поговорим о смысле жизни.

Почему жизнь является священной?

Это мы сегодня и должны выяснить.

Работа с учебником стр.82 Слайд №1



  • Прочитайте слова. Одинаковый ли отклик вызывают они или разный?

  • Почему?

Работа в тетрадях

  • Выпишите 5 наиболее значимых для вас понятий .

  • Объясните свой выбор.

  • (после высказываний уч-ся учитель делает обобщение) Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись.

Как видите, каждый из вас ответил на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл: - ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. Слайд №2


Важно понять: - существует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.

Материальные – это то без чего не может существовать человек, духовные – то к чему стремится его душа. Слайд №3


3.Знакомство с понятиями ДУХ-ДУША- ДУХОВНОСТЬ

  • Прочитайте слова. Близкие понятия?

Обратимся к словарям. Слайд №4


Толковый словарь Ушакова

Дух-бодрость, моральная сила, готовность к действию.

Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа

Словарь Ожегова


Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными

Дух- внутренняя, моральная сила

Душа- внутренний, психический мир человека, его сознание

-Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.

Работа в группах.

(Делю класс на три группы и раздаю заранее подготовленные пословицы в виде раздельных слов. Учащиеся складывают и поясняют значение пословиц)

Давайте обратимся к истокам народного творчества, - к пословицам:

  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

  • Честная душа не меняется.

  • Великие души понимают друг друга.



Как можно в жизни стремиться к высокому, главному?

Всё время говорим что нужно что-то делать, почему?

( Потому-что только в поступках проявляется духовное качество человека.

Сам человек и проявляется в поступках.

Вывод: какие поступки - такой и человек.)

А какие вы знаете сказки о добрых поступках? Слайд №5



Сказка «Гуси лебеди» - девочка пожертвовала собой чтобы сделать добро.

«Дюймовочка» - в поступках человека проявляется его духовное качество.

«Дикие лебеди» - какими качествами обладает героиня сказки?

4. Физминутка

Дети задают друг другу вопросы и выполняют произ­вольные движения.

КАК ЖИВЁШЬ?

Как живёшь? (Вот так!)

Как идёшь? (Вот так!)

Как бежишь? (Вот так!)

Как ночью спишь? (Вот так!)

Как шалишь? (Вот так!)

Как грозишь? (Вот так!)

Как во дворе гуляешь? (Вот так!)

Как маме помогаешь? (Вот так!)



5. Мотивация. Слайд №6



Как часто мы задумываемся о том, как ведём себя с близкими, друзьями, с окружающими?



Восточная притча «О гвоздях»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.



- Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Жизнь - это большое зеркало. Жизнь именно такова, какой мы её делаем.

- А что вы, ребята, подумали о своей жизни?

7. Подведение итогов.

Запишите в тетрадях, что вы считаете в жизни главным для себя.

- Что для вас жизнь?

- Что же может стать для человека главным и высоким?

- Каков главный смысл понятия жизнь?

- К чему стремится человек? (к созидательству) Слайд №7



- Назовите противоположное значение. (Разрушение)

Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?

- Какая же простая нравственная истина становится главной?

ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА. Слайд №8



8.Работа с изречениями. Слайд №9





ЖИЗНЬ- ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ.

Сенека

ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ.

Омар Хайям

-Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт.

9. Домашняя работа.

Слайд №10



-Найди и запиши изречения народной мудрости о значимости жизни и полезности.

8. Рефлексия. Закончи предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял,что…

Я научился …

Я попробую…



Литература.

  1. Интернет

  2. Журнал «Этическое воспитание» № 3, 2010г А.И. Шемшурина д.п.н., профессор, зав. Лабораторией аксиологических основ воспитания Института семьи и воспитания РАО

  3. Словари Ожегова,Ушакова



Просмотр содержимого презентации
«zhizn_sveshchenna»

Человек, общение, дом, цветы, солнце, игрушки, кино, деньги, школа, музыка, родители, друзья, семья, праздники, жизнь, интересное дело, театр, природа

Человек, общение, дом, цветы, солнце, игрушки, кино, деньги, школа, музыка, родители, друзья, семья, праздники, жизнь, интересное дело, театр, природа

Материальные Духовные

Материальные

Духовные

Дух - внутренняя, моральная сила Душа - внутренний, психический мир человека , его сознание Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными

Дух

- внутренняя, моральная сила

Душа

- внутренний, психический мир человека , его сознание

Духовность

- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными

ЖИЗНЬ - СВЯЩЕННА

ЖИЗНЬ - СВЯЩЕННА

ЖИЗНЬ- ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ.  Сенека ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ.   Омар Хайям

ЖИЗНЬ- ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ.

Сенека

ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ.

Омар Хайям

Найди и запиши изречения народной мудрости о значимости жизни и полезности.

Найди и запиши изречения народной мудрости о значимости жизни и полезности.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!