« Монастыри»
ФИО: Кривич О.Н.
Место работы: МБОУ Мало-Вязёмская СОШ
Должность: учитель начальных классов
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»
Класс - 4
Цель: сформировать уважительное отношение обучающихся к монашеству как добровольному выбору человеком пути служения Богу, признание большой роли монастырей в истории нашей страны; осмысление нравственных норм монастырской жизни (не иметь собственности, жить без злобы и зависти, помогать другим.)
Учебные задачи:
познакомить с устройством монастыря, православными традициями монашеской жизни, монашескими обетами, монашеским облачением;
показать роль монахов (монастырей) в истории страны.
Воспитательные задачи:
воспитание патриотических чувств;
формирование уважительного отношения к религиозным чувствам православных верующих;
помочь обучающимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу.
Развивающие задачи:
создать условия для нравственного развития личности ребёнка;
продолжить развитие мыслительных умений (анализ текста с целью выделения признаков, подведение под понятие), переноса знаний и умений в новые ситуации, умения слушать и вступать в диалог, работать в парах.
Познавательные:
Коммуникативные:
формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологические высказывания.
Личностные:
Регулятивные:
Основные термины и понятия: монах, монастырь, скит, лавра, призвание, послушание.
Оборудование: медиапроектор, компьютер.
Формы и виды деятельности:
беседа;
работа с иллюстративным материалом: презентация, иллюстрации учебника;
самостоятельная индивидуальная работа,
работа в парах.
УМК: «Основы религиозной культуры и светской этики» Н.Ф. Виноградова.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, дата, основные понятия.
План урока.
Что такое монастырь?
1.1. Когда и где возникли первые монастыри?
1.2. Каково назначение монастыря?
1.3. Монашеское облачение.
1.4. Почему люди уходят в монастырь?
Путешествие в Саввино-Сторожевский монастырь. (Из истории монастыря, архитектура).
Путешествие в Новоиерусалимский монастырь (Из истории, архитектура).
Ход урока.
Проверка готовности класса к уроку. Создание благоприятного эмоционального фона.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- На прошлых уроках мы с вами работали над темами «Делать добро» и «Иконы».
- Как вы думаете, какое место на земле могло бы объединить добрые дела и иконы? (Храм…)
- А кто работает в Храмах?
- А куда мы можем пойти, когда нас обидели, нам плохо, нам надо найти утешение? (к близким людям, друзьям, в храм…)
Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с местом, где живёт много людей, которые нам всегда рады помочь. И это место называется МОНАСТЫРЬ.
Организация начала занятия:
Класс разделён на 3 группы: первая группа готовила материал о монастыре (Общее понятие), вторая группа готовила материал о Саввино-Сторожевском монастыре, третья группа – о Новоиерусалимском монастыре.
Выступление первой группы.
(Слайд 1)
- Монастырь - греческое слово. Переводится как келья отшельника, уединенное жилище. Слово «монастырь» обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, или монахи. Монахи дают обеты послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы.
- Монастыри бывают мужскими и женскими. Узнать женский монастырь с первого взгляда очень легко, даже если все его обитательницы находятся в храме или в своих комнатах («кельях»). В женских монастырях море цветов и клумб.
- Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви красивые цветы. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный.
(Слайд 2)

- Монастыри появились на Руси после её крещения. Ученые монахи были всесторонне образованными людьми. В монастырях велось летописание, переписывались книги, писались иконы. В монастырях трудились монахи – переводчики. Переводились латинские, византийские книги на церковнославянский и древнерусский языки. Монахи занимались благотворительностью и отличались гостеприимством. Монастырские врачи оказывали помощь людям. В голодные годы обители помогали селянам хлебом. Монастыри являлись мощными крепостями – сторожами от вражеских набегов. В монастырях создавались шедевры православного искусства: иконописи, живописи, зодчества, шитья, резьбы по дереву, камню и кости, серебряного и медного литья, искусство литургического пения.
- Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
- У каждого монастыря своя история и свои правила. Поэтому появилась поговорка «Со своим уставом в чужой монастырь не лезут». Есть монастыри, в которых никогда не едят мяса. А есть монастыри, в которых это разрешается. Есть монастыри, где собираются ученые, а есть монастыри простых тружеников-крестьян.
- Архитектурный ансамбль монастыря включает здания различного назначения. Здание для проживания в монастыре – келейный корпус. Одна комната – келья. Столовая, где принимают пищу – трапезная. В крупных монастырях находились семинарии – духовные училища. В таких монастырях строились отдельные помещения для библиотеки.
(Слайд 3)

- География монастырей поражает, они возникали в глухих местах, где по близости было всего 2-3 селения, а дальше на многие сотни верст тянулись дремучие леса, топи, непроходимые земли. Но подвижники православия проникали и туда, обустраиваясь несли свет Христовой веры. Приобщали жителей к миру ещё не ведомой им культуры.
- Русские монастыри строились за чертой города, но со временем входили в его состав. Монастырь – это особый мир. Первые христианские монахи появились в конце 3 века до Рождества Христова. Сначала они жили в далёких от людей пустынях. Позже люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, церковных службах, чтобы у мирян была возможность получать духовные советы.
- Непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья. В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать послушником. Если он решает остаться в монастыре, то просит принять его в монахи.
(Слайд 4)

Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха.
Клобук – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания.
Чётки – шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. В христианстве чётки появляются не позднее IV века. Чётки в монашестве называются «духовным мечом» и вручаются монаху при постриге.
Мантия является верхним одеянием монахов. Представляет собой длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте. Возникла как монашеское облачение в IV—V веках. Мантия символизирует отрешённость монахов от мира, а также всепокрывающую силу Божию.
Пояс. Послушникам православных монастырей полагается носить кожаный пояс «усмень», само название которого говорит о воспитании смирении.
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре – полетела…
Выступление второй группы.
- Саввино – Сторожевский монастырь находится в западном Подмосковье. Его основателем считается преподобный Савва Сторожевский, ученик преподобного Сергия Радонежского. Будущий великий святой пришёл в обитель преподобного Сергия совсем юным. Ему было не более 18 лет, когда он принял монашеский постриг. Это было около 1345 года.
(Слайд 5)

- Происходил преподобный Савва из знатного рода. Но любовь к Богу побудила его отречься от благ мира и привела его в монастырь. Он любил безмолвную жизнь, избегал праздных бесед с людьми, пребывал в постоянном труде, носил грубую одежду и ограничивал свои потребности во сне. К преподобному Савве приходило много людей за помощью и советом. Он был окружён всеобщим уважением и почитанием за свою духовную опытность и рассудительность.
- После смерти Сергия Радонежского преподобный Савва становится настоятелем Троице-Сергиевой обители. В 1396 году князь Юрий Дмитриевич Звенигородский приглашает Савву заложить близ Звенигорода новую обитель. Первый храм монастыря построен в 1405 году и посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Вокруг него возникают новые и новые иноческие келии. Всех, ищущих спасения, преподобный учил добродетелям послушания и смирения.
- Преподобный Савва скончался 3 декабря 1406 года, дожив до глубокой старости. 60 лет он прожил в монашеском подвиге. В 1547 г. преподобный Савва Сторожевский Звенигородский был прославлен как общерусский святой.
(Слайд 6)

- Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. На том холме, где был построен монастырь, прежде находился пост со Сторожевой башней и висел колокол, предупреждавший о приближении врага. Возможно, и название города Звенигорода произошло из сочетания двух этих слов «звени» и «гора».
- Строительство обители было начато в конце 1390-х годов с возведения церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Она была деревянной и недолговечной. Сам Савва жил вне пределов обители в небольшой пещере, предаваясь молитве и посту. Но по мере того, как братия увеличивалась, росла и территория монастыря.
- Самый главный собор Саввино-Сторожевского монастыря – белокаменный храм Рождества Богородицы, поставленный на месте деревянной церкви в начале XV века еще при жизни преподобного. Именно здесь, при входе справа был погребен святой Савва.
(Слайд 7)

- К собору впоследствии был пристроен придел, куда перенесли святые мощи чудотворца Саввы.
- Во времена революции и богоборчества коммунисты попытались вынести мощи Преподобного и надругаться над ними. Местные жители укрыли святыню. Часть мощей была тайно передана на хранение одному московскому музейщику, в семье которого она находилась до 1998 года, когда и была возвращены монастырю.
- Теперь рака с мощами преподобного Саввы Сторожевского (как и прежде) пребывает справа от Царских врат. А еще в храме находятся почитаемые чудотворные иконы св. целителя и великомученика Пантелеимона, написанная на Афоне в начале XX века, и икона Царственных мучеников, а также ковчег с частицей камня Гроба Господня и мощами святых угодников.
- Храм выполнен в торжественной лаконичной владимиро-суздальской архитектурной традиции. Фрески в соборе выполнены живописцами, входившими в круг Андрея Рублева.
- Подолгу жил в нем и сам иконописец Андрей Рублев, которого князь Юрий Звенигородский пригласил в свои владения для писания икон. Для Рождественского собора им было написано семь икон, получивших название «Звенигородский чин». До настоящего времени сохранились только три из них: «Спаситель», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Они находятся в Третьяковской галерее.
(Слайд 8)

- Сейчас – это большая каменная обитель, имеющая статус Лавры. Интересно, что это особое положение Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде приобрел даже раньше, чем Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Оно было дано Сторожевскому монастырю в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем.
(Слайд 9)

- История обители – это соединение военного и духовного подвига. Звенигород вплоть до XVII века – пограничный город, а Саввино-Сторожевский монастырь, представлявший собой мощную крепость – форпост на западной границе страны.
- В 1812 году в обители стоял французский гарнизон. Однако оккупанты не тронули святыни, и монастырь не пострадал. Причиной этого невероятного факта считается, согласно преданию, что сам Савва Сторожевский явился Евгению Богарне – пасынку Наполеона и одному из командующих его армией, с просьбой не трогать обитель. И впечатлительный французский полководец послушался нашего святого.
- ХХ век оказался менее милосердным для Сторожевской обители. В 1919 году монастырь упразднили, а осенью 1941 года он сильно пострадал, поскольку неподалеку проходила линия фронта и шли бои за Москву.
- В годы советской власти в обители располагались разные учреждения: приют, военный санаторий, тюрьма, музей. Только в 1995 году Саввино-Сторожевский мужской монастырь был возвращен церкви, и сейчас здесь снова располагается православная обитель.
(Слайд 10)

- В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке.
- При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.
Физкультмиутка.
Выступление третьей группы.
- А сейчас мы отправляемся в путешествие в Новоиерусалимский монастырь. Он находится на западе Московской области.
(Слайд 11)

- В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.
- Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла река Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе – гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании – сада у подножия Елеонской горы.
(Слайд 12)

- Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658 – 1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.
- После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.
- Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.
(Слайд 13)

- Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.
(Слайд 14)

- Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.
(Слайд 15)

- Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор – павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте. Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.
(Слайд 16)

- При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.
- В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор – были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.
- Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году - купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.
- В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья - Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
Закрепление изученного материала.
(Дидактическая игра)
1.Отгадай загадки.
1. Отделен алтарь от храма,
Здесь висят иконы в рамах,
Пред киотами лампады
Зажигаются как надо,
Перед службою, как раз.
Это что? _ _ _ _ _ _ _ _ _. (Иконостас)
(Слайд 17)

2. Чтоб мелодия простая
В предрассветной дымке тая,
Выводила к Церкви Божьей
И к молитве всех звала,—
Бьет звонарь в _ _ _ _ _ _ _ _. (Колокола)

3.Посмотри, туман окутал
Паперть, храм и даже _ _ _ _ _! (Купол)

2.Вставь недостающее слово. О чем идет речь?
Текст (для каждой команды)
«Они в России появились в 11 в. после принятия христианства. Они сыграли важную роль в укреплении и развитии нашего государства. В первые века после крещения Руси они были центрами распространения письменности, вели летописи, собирали библиотеки».
- О чем идет речь в данном тексте?
Предполагаемые варианты ответов учащихся: о монастырях…
3. Найдите слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:
а) мирянин, послушник, монах, инок
б) трапезная, келья, храм, магазин.
в) монастырь, колокольня, замок, клобук
4.Среди предложенных фотографии монастырей найдите те, о которых мы говорили на уроке.
(Слайд 18)


4.Выбрать правильное определение значения слова (по два понятия на каждую группу)
Монастырь - обитель, общежитие братий и сестер, принявших монашество.
Монах (монахиня) - в переводе с греч. «одинокий, отшельник»;
«монос» - один.
Инок – «иной, не такой, как обычные люди», монах.
Лавра – крупнейший мужской монастырь. Лавра – с греч. «улица», «поселок».
Послушание – всякая работа, труд ради смирения и покорности.
Скит - уединённое жилище отшельника. Маленький монастырь.
(Слайд 19)
Подведение итогов занятий.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что вас заинтересовало?