СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ "Пасха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока помогает расширить знания учащихся об истоках  истории и традиций христианского праздника  Пасхи,  познакомить учащихся  с историей воскрешение Христа; формировать понимание, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл веры; воспитывать интерес и любовь к истории культуры русского народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ "Пасха"»







МОУ « Средняя общеобразовательная школа №2»











Конспект урока по ОРКСЭ

«ПАСХА»


Срок реализации: в течении года

Возраст детей: 10 лет




Разработала

Кикоть Татьяна Васильевна

Учитель начальных классов







Тема: «Пасха»


Цели урока: расширить знания учащихся об истоках истории и традиций христианского праздника Пасхи, познакомить учащихся с историей воскрешение Христа; формировать понимание, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл веры; воспитывать интерес и любовь к истории культуры русского народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Задачи урока: объяснить детям, что воскресенье в православии, не просто день недели, а Воскресение – день возобновления жизни; как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа, усвоить значение Поста, как приготовление христиан к празднованию Пасхи.

- Создать условия для усвоения учащимися ключевых понятий урока.

- Познакомить с религиозным и светским празднованием Пасхи.

- Осуществить на материале урока межпредметные связи.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные термины и понятия: церковь, храм, пост, Иисус Христос, Пасха, воскрес, разговляться, писанка, кулич, божественная литургия, крестный ход.

Ресурсы:

Иллюстративный материал: репродукция картины Б. Кустодиева «Христосование», иконы, православные календари, фотографии пасхальных яиц Фаберже и пасхального крестного хода, иллюстрации в учебнике, расписные сувениры, акварельные краски, цветная бумага, фломастеры;

Музыкальный ряд: запись пасхального колокольного звона, показ слайдов.




Ход урока

I этап. Организационный (7 мин)

  1. Организация деятельности учащихся.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Мы за парты сели тихо,

Ножки вместе, спинки ровно

И к работе все готовы.

- Ребята, посмотрите в окошко, как ярко светит солнышко. Пусть оно своим лучиком коснется вас и передаст вам весеннее настроение, чтобы у вас на сердце стало тепло и весело. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и поделитесь своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день.

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Примерные вопросы:

- Что ты знаешь о жертве Христа?

Чтение учителем стихотворения А.Солодовникова «Жажда веры»» и обсуждение:

1) Как вы поняли стихотворение?

2) Что для вас осталось неясным?

Слепорожденный не видел Христа,

Черной завесой была слепота.

Но и не видя, но и не зная,

Он повторял, неустанно взывая:

- Сыне Давидов! Сыне Давидов!

Даруй, чтоб я Тебя тоже увидел!

И не пропала молитва слепого -

Было ему озаренье Христово.

. . . . . . .

Стану вымаливать я у Христа,

Да озарится моя слепота!

2.

Было раскрыто отверстие в крыше,

Чтобы расслабленный Слово услышал,

Чтобы увидел Христа впереди,

И прозвучало бы:

"Встань и ходи!"

. . . . . . . .

Сводом бетонным заделали мы -

Наша гордыня, наши умы -

Входы к источнику Жизни и Света,

Неодолимо препятствие это.

Но потружусь неоглядно и стойко,

Но проберусь через своды надстройки,

Чтобы увидеть Христа впереди,

Чтобы услышать мне:

"Встань и ходи!"

1960-е гг.

  1. Обобщение учителем результатов беседы.

II этап. Основной (25 мин)

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

Примерные вопросы для беседы с учащимися:

- Какие православные праздники вам известны?

- Какие праздники отмечаются в вашей семье?

- Что вам известно о Пасхе? Что такое пост?

Учитель: пост – это очень древнее церковное установление, и обычаю поститься уже около четырех тысяч лет. Ранее, в Ветхозаветные времена, верующие постились, когда им угрожали общественные бедствия или серьезная опасность. Посты соблюдались древними христианами с особой строгостью. Они воздерживались даже от воды до трех часов дня, пищу же принимали после девяти часов вечера, употребляя только хлеб и овощи. Находились под запретом мясо, молоко, сыр и яйца (этот пост схож с обязательным для мусульман Рамаданом, во время которого запрещается пить и есть до захода солнца). Сам же Господь уходил на 40 дней в пустыню и постился там, побеждая дьявола-искусителя.

В настоящее время поститься значит на время отказываться от еды животного происхождения – мяса, молока, яиц, масла, сыра и творога. А при строгом посте и от рыбы. Однако важно помнить, что подобные ограничения нельзя воспринимать как строгую диету, поскольку он несет за собой, прежде всего, духовные цели. И самое главное в посте – не количество мяса, от которого мы отказываемся, а приобретенный духовный опыт.


Учитель:

Сегодня мы проведём урок, который посвящён одному из самых главных праздников православных христиан.

В этот день все человечество, а значит - каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть Христианства и смысл нашей Веры.

Слово «Пасха», - пишет святой Амвросий Медиоланский,- означает «прехождение». Назван же этот праздник, торжественнийший из праздников, в ветхозаветной церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сын Божий, чрез Воскресение из мёртвых, перешёл от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими».

Распятие Христа произошло в пятницу, которую мы теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешением прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и похоронил Его.

Первосвященники выставили у Гроба господня стражу. По иудейским обычаям, гроб представлял собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и благовониями, обвивали тканью и клали на каменную плиту. А вход в пещеру закрывали большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса – за одним исключением. Его Погребение было совершено в спешке - заканчивалась пятница, а в субботу (которая наступает с вечера пятницы) по иудейским обычаям нельзя делать никаких дел. И поэтому тело Иисуса не успели умастить благовониями. Благочестивые женщины, ученики Христа, очень переживали по этому поводу. Они любили Христа, и им хотелось, чтобы Он ушёл в Свой последний земной путь « как полагается». Поэтому рано утром в воскресенье, взяв благовонные масла, они поспешили к гробу, чтобы исполнить всё, что нужно. Благовонные масла ещё называются миром, вот отчего тех женщин мы называем женами – мироносицами.

«По происшествие субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес. Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых…» (Мф. 28, 1-7) – так повествует Евангелие.

Женщины, изумленные самим фактом явления им Ангела, действительно подошли и посмотрели. И удивились ещё больше, увидев, что гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто тело и платок, который был на голове Христа. Немного придя в себя, они вспомнили слова, сказанные когда- то Спасителем: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). Они вспомнили и другие слова Христа о воскресении через три дня после смерти, казавшиеся им туманными и непонятными. Ученики Христа думали, что слова о Воскресении – это метафора, что Христос говорил о Своём Воскресении не в прямом смысле, а в переносном, что речь шла о чем- то другом! Но оказалась, что Христос воскрес - в самом прямом смысле этого слова! Печаль женщин сменилась радостью. И они побежали сообщить о Воскресении апостолам…

А стражники, которые дежурили возле Гроба и видели всё, немного придя в себя от удивления и испуга, пошли рассказать об этом первосвященникам.

Это сейчас мы точно знаем, что после мучений Христа будет Его вечная слава, а после распятия на Кресте – Его светлое Воскресение. Но представьте состояние Его учеников униженный, ненавидимый властями и непринятый большинством людей, их Учитель умер. И ничто не вселяло в апостолов надежду. Ведь даже Сам Иисус умирал со страшными словами; «Боже Мой! Для чего Ты оставил меня?» ( Лк.15, 34).

И вдруг ученики Христа сообщают им такую радостную новость.


В Пасхальную ночь совершается крестный ход.

2. Чтение текста учащимися (на интерактивной доске)

Победитель смерти

  • Пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни.

Христиане убеждены в том, что любовь может победить даже смерть.

  • Бог не только Источник жизни – Он Победитель смерти. Смерть – это

то, что не есть Бог. Бог есть Жизнь. После воскресения Христа смерть

человека - не более чем эпизод его жизни. Если человек в своей жизни

следует за Христом, смерть окажется не тупиком, а просто дверью.

  • Воскресение Христа победило смерть, открыло путь к величественной встрече..

Учитель:

«Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни», - это слова из пасхальной проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Христос воскрес и вознёсся на Небо, но он всегда присутствует в Своей Церкви. И любой из нас может прикоснуться к Нему - на главном христианском богослужении, литургии, когда священник выходит к людям с телом и Кровью воскресшего Христа.

И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое Воскресенье и последующие сорок дней.


3.Чтение и анализ стихотворения


«Христос воскресе!

Воистину воскресе!»

Открыты царские врата пред нами,

Святой огонь сияет от свечи...

Кругом опять расставили во храме

Цветные яйца, пасхи, куличи.


Ещё темно, но солнышко играет,

Играет всеми красками небес.

И радостно друг другу повторяем:

Христос Воскрес!

( В. Самонин)



Учитель:


У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо - писанка.

Кулич - «праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. Печётся он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя перед ним часть хлеба. Они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.



4. Работа с материалами рубрики «Это интересно» (с.23).
Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника (с. 31).



5. Выразительное чтение стихотворения А. Майкова «Христос Воскрес» (стр.30).

Ответы уч-ся на вопросы после прочитанного стихотворения:

- Как вы поняли тему стихотворения?

- Как вы поняли значение слова «благовест?»

- Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения?

- Какие слова способствовали созданию такого настроения?


6.Работа в группах

Класс делится на группы. Каждая группа использует материал учебника, готовит вопросы по тексту. Потом обсуждаются результаты работы каждой группы. Корректируются формулировки.

7. Работа в тетради. Запись новых терминов и понятий:

Пасха– « переход », « избавление», «освобождение»;


Божественная литургия – «основное богослужение дневного круга»;

Великая ектения – «усиленное моление»;


Иисус – «Бог спасает», «Спаситель»;


Крестный ход – «ведет как бы всех навстречу воскресшему Христу».



8. Участие в учебном диалоге.

Ребята, как же возник обычай красить яйца?

- ответы детей.

Обобщение материала. Учитель обобщает ответы детей, рассказывает легенду.

У каждого народа своя легенда. В Польше детям рассказывают, что Дева Мария красила яйца, чтобы развеселить Младенца Иисуса, поэтому у поляков пасхальные яйца красные, желтые, зелёные. По преданию, Мария Магдалина поднесла красное яйцо императору Тиберию. В Австралии пасхальные яйца часто красят в зеленый цвет – цвет весны и надежды, а христиане Стамбула предпочитают жёлтое, пасхальное яйцо.

На Руси сложился обычай на Пасху расписывать памятное деревянное яйцо - писанку. В каждой местности писанка имела свой узор и окрас. В наше время пасхальные яйца тоже украшают росписью, рисунками. Изготавливают их из дерева, фарфора, камня и даже шоколада.

Во всем мире получили известность пасхальные яйца русской ювелирной фирмы Фаберже – подлинные шедевры искусства. Их дарили друг другу на Пасху члены императорской семьи.


Физминутка.

III этап. Заключительный Рефлексия(10 мин)

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Её определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило – это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

В этом году Пасху будут отмечать….




Пасха- это семейный праздник. В этот день вся семья собирается за большим столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

- Кто знает, что значит разговляться? (возможные ответы детей).

Разговляться – вкушать скромную пищу, освященные в храмах куличи, пасху, яйца. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а также помогают больным, немощным и обездоленным.




Детвора и молодёжь водили хороводы, распевали праздничные песенники. Устраивали весёлые гуляния. В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивают пасху, красят яйца. Рисуют пасхальные открытки.



Итог урока.


Рефлексия

- С каким праздником познакомились на уроке?



- Что нового узнали о празднике Пасхи?


6. Домашнее задание: Узнай у родителей, родственников или найди в кулинарной книге рецепт пасхального блюда. Подготовься поделиться рецептом с одноклассниками.


7

- 7 -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!