СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ "Россия - моя Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: помочь осознать значимость родины в жизни каждого человека; познакомить с образами России в произведениях изобразительного искусства, музыки и поэзии; формировать умение анализировать информацию, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ "Россия - моя Родина"»

Урок по ОРКСЭ

Автор: Вишнякова Марина Владимировна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ имени декабристов», г. Ялуторовск

Тема: Россия – наша Родина

Цели: помочь осознать значимость родины в жизни каждого человека; познакомить с образами России в произведениях изобразительного искусства, музыки и поэзии; формировать умение анализировать информацию, делать выводы.

Применяемая технология: метод художественно-педагогической драматургии.

Планируемые результаты:

предметные: попытаются начать размышлять об истоках русской национальной культуры, различать понятия «Родина» и «малая родина»; научатся анализировать поэтический текст, произведения изобразительного искусства, исполнять различные по характеру песни и стихи, посвященные России;

метапредметные: регулятивные – научатся выполнять учебные действия в качестве слушателя;

познавательныеиспользовать общие приемы решения задач, ориентироваться в информационном материале;

коммуникативныеадекватно оценивать собственное поведение, грамотно формулировать вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника; личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование духовных ценностей многонационального российского общества.

Оборудование: физическая карта Российской Федерации; фотовыставки «Природа родного края», «Мой город»; плакат с пословицами о Родине; карточки со значениями новых слов для индивидуальной работы; таблички со словами; иллюстра­ции из учебника; записи песен, кинофрагменты.

Ход урока

Организационный момент. Учитель, обращаясь к детям, предлагает повернуться друг к другу и соединить ладони рук.

Вопрос классу: что вы почувствовали? Ответы детей: тепло, нежность.

Какие образы возникают у вас, когда вы слышите слово «родина»?

Обучающиеся рассказывают о своих ассоциациях, делятся впечатлениями, воспоминаниями. Учитель предлагает рассмотреть ряд фотографий, связанных с темой урока (природа, исторические и являющиеся памятниками архитектуры здания, люди разных национальностей, населяющих Россию, народные костюмы и народные обряды).

Стадия вызова. Как вы думаете, что объединяет все эти фотографии? Где живут все эти, такие разные, люди? (Все это – Россия.)

Как называется наша Родина? – Как вы думаете, как будет называться наша тема урока? Посмотрите название первой темы учебника.

У каждого человека свое представление о родине. Когда люди случайно встречаются в путешествиях, далеко за пределами своего местожительства, и узнают, что они из одной страны, города или села, то у них возникают особые чувства. Как бы вы их назвали?

Почему люди радуются в этот момент? Что их объединяет?

Люди, уехавшие из России в другие страны, являясь представителями разных национальностей, за границей часто называют себя русскими. Как вы думаете, почему? (Ответы обучающихся.)

Учитель предлагает ученикам отгадать по первым буквам следующих слов: (род)

РОДИНА

ОТЕЧЕСТВО

ДЕРЖАВА

Что означает это слово? Прочитайте текст в рамочке на с. 8 учебника.

Учитель выслушивает ответы детей, а затем открывает на доске запись.

Род — у древних славян — это группа людей, объединенных кровным родством.

Род — бог славян — создатель всего живого и сущего.

Учитель предлагает ученикам назвать однокоренные слова к слову РОД: родня, родичи, родственники, родители, родина, народ.

Ученики выполняют задание «Подбери к слову нужное значение».

Однокоренные слова

Значения

Родина

место рождения человека

Родич

родственник, член рода

Родители

отец и мать, у которых есть дети

Родить

произвести на свет потомство

Родня

родственники

Родословная

перечень поколений одного рода

Народ

жители страны


Интересный взгляд на Россию представлен в песне композитора Г. Струве на слова Н. Соловьевой «У моей России…».

Давайте проанализируем, какой авторы видят Россию.

Класс делится на группы, каждая из групп анализирует текст одного куплета песни:

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев: Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная –

Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Припев.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это я с друзьями.

Припев.

Каждая группа выделяет самые главные слова в своем куплете, записывает их на листы А4 цветными фломастерами и прикрепляет лист на доску. Группа дает пояснения по поводу того, какие слова и почему выписаны.

Как охарактеризована Россия в этой песне? Понравилась ли она вам? Какие чувства вы пережили, слушая эту песню? Как это музыкальное произведение характеризует Россию? (Ответы обучающихся.)

Далее ученики открывают атласы, находят карту Российской Федерации, обводят границу России.

Найдите государства, которые граничат с Россией, то есть являются ее соседями.

Чем одно государство отличается от другого? (Языком, историей, обычаями символами — флаг, герб, гимн.)

Учитель предлагает ученикам вспомнить названия материков, на которых находится Россия (Евразия); названия океанов, ее омывающих. Затем ученики показывают равнины и плоскогорья, горы, низменности, реки, протекающие по территории нашей страны: Волга, Дон, Амур, Лена, Енисей, Обь и др. (желательно продемонстрировать слайды с изображением рек и озер, особенно тех, которые протекают по территории родного для учеников края).

Задания классу: 1. Назовите синонимы к слову «Родина». 2. Прочитайте по абзацам основной текст темы учебника.

Одновременно на доске составляется и записывается план прочитанного.

1. Россия — Российская Федерация.

2. Отличие государств.

3. Географическое положение России.

4. Водоемы России.

5. Малая родина.

6. Откуда пошло название Россия (разные версии).

7. Старинные города.

8. «Золотое кольцо» России.

Учитель демонстрирует иллюстрации, на которых изображены самые древние российские города. В 438 г. основан город Дербент, а в 859 г. — Великий Новгород, в 862 г. появились города Изборск, Смоленск, Муром, Ростов, в 903 г, — Псков, в 1010 г. — Ярославль. Позже возникли города Курск (1095), Москва (1147), Санкт-Петербург (1703).

Найдите на карте столицу России (Москва).

Беседа с классом: 1) Назовите наиболее древние города нашей страны. 2) Вычислите, сколько лет назад появился город Дербент (2013—438=?). 3) Найдите на карте этот город. 4) Вычислите, на сколько Великий Новгород старше Москвы? (1147— 859=?). 5) Сколько лет назад был основан город Петербург? (2013—1703=?). 6) Покажите на карте Великий Новгород и Петербург. Учитель помогает ученикам выполнить задание № 6 после основного текста темы «Россия — Родина моя», показывает, какой герб принадлежит Санкт-Петербургу, а какой — Москве, ученики вычисляют, на сколько Москва старше Петербурга.

Гербы других городов, приведенные в этом задании, принадлежат Ярославлю (медведь в левой лапе держит золотую секиру), Владимиру (лев с человеческим лицом и короной, в правой лапе у него серебряный крест) и Смоленску (черная пушка на золотом лафете, на пушке райская птица).

«Летают» города Орел и Сокол, птицей начинается и зверьком кончается город Воронеж. С учениками можно также выяснить, какой город России самый западный (Калининград); какой город Подмосковья состоит из названия дерева и предлога щедрости (Дубна).

Закрепление изученного материала.

Задания на закрепление новых знаний: по объяснению смысла поговорок, объяснению названия «Русь», «русские».

Чтение дополнительного материала возможно, как в классе, так и дома. Текст «Наши предки — древние славяне» содержит много новых слов, которые требуют разъяснения и отработки на последующих уроках. Составляют вопросы, используя прием «Ромашка «Блума».

Рефлексия.

Прием «Рисуем настроение». На общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде солнышка, облачка (в течение минуты).

Задание на дом

Чтение и пересказ основного и дополнительного текстов.

Индивидуальные задания: 1) Сделать рисунок на тему «Моя Родина» (для желающих). 2) Группе учеников: прочитать с выражением стихотворение Н. Рубцова «Привет, Россия...»; подготовить сообщение о поэте, его стихах, привлекая сборники стихов Н. Рубцова, энциклопедии и ресурсы Интернета; выяснить значение слов «овин», «лазурное поле», «жнивье», «хоромы», «горница», используемых в стихотворении.



Николай Рубцов

«Привет, Россия»

Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по сёлам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!