СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке формируются  представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ в 4 классе»

Технологическая карта урока

 

Учитель начальных классов Лапина Елена Владимировна

ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрань

 

Предмет:  ОРКСЭ Модуль «Основы светской этики»  Класс 4


Базовый учебник: Васильева Т.Д.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 


Тема урока  «О дружбе»


Цель урока: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности


Задачи урока:

1. Расширить и углубить представления детей о дружбе.

2. Поразмышлять с ребятами о том, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали.

4. Формировать чувство сплочённости в коллективе.


Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков;


Основные понятия: друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью; 

дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов; 

оратор – это тот, кто умеет произносить речи; человек, обладающий даром красноречия; 

риторика – наука, изучающая ораторское искусство, законы и правила ораторской речи.


Необходимое оборудование: листы самоанализа; словари  Ожегова, Даля; текст притчи «Притча о настоящей дружбе», аудиозапись  песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева, репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба». Презентация к уроку «О дружбе»

 

 

 

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

 

Приветствие.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция 

2

Мотивационный этап

- Урок мы начнем с притчи.

 

«Притча о настоящей дружбе»(Приложение к уроку)

Беседует с учащимися:

- Как вы считаете, о чем эта притча?

- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?

- Чему учит нас эта притча?

- О чем сегодня пойдет речь на уроке? ( слайд1,  2)

Уточняет тему и цель урока, которую сформулируют дети:

-Правильно. Сегодня мы будем говорить о дружбе. (Тема урока записывает на доске).

-Давайте поразмышляем: А что такое дружба и составим паспорт этого слова.  

-Дружба – это великая ценность. Она помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо. ( слайд 3)

 

Учитель организует работу по учебнику с целью составления плана урока:

- Прочитайте на стр.106  о чем мы будем с вами узнавать из этого урока.

 

 

 

 

 

Учащихся слушают притчу и определяют ее смысл. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

 

 

Определяют тему урока, формулируют цель.

Размышляют и составляют паспорт слова дружба (синонимы, антонимы, словосочетания, родственные слова, ассоциации)

 

Зачитывают из учебника пункты плана:

- Что раньше и сейчас люди думали о дружбе;

                 Что значит уметь дружить;

                 Надо ли вообще учиться дружить.

Личностные УУД: смыслообразование,

 

Регулятивные УУД: целеполагание

3

Актуализация знаний.

Организует работу по учебнику с целью поиска ответа на каждый пункт плана.

- Начнем нашу работу  с «Ларчика мудрости».

- Какие из высказываний можно отнести к описанию дружбы, а какие – к тому, как следует дружить?

- А что такое дружба? Какая  она бывает ? Какого человека   можно считать хорошим товарищем? Что помогает и что мешает дружбе? (слайд 4)

 

Поиск информации в учебнике для ответа на каждый пункт плана.

Учащиеся читают высказывания Цицерона и отвечают на вопрос рубрики «Обсудим»

Регулятивные УУД:

«Сбор информации»

4

Работа по теме урока.

На доске написано предложение:

«Друг – это тот, кто…..»

         Продолжите предложение.

         А каждого ли человека мы можем назвать другом?

 Организует игру .

Игра  «Представь своего друга».

- Может быть, кто-то уже нашёл настоящего друга? Представьте, что к нам пришёл в класс корреспондент и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своём друге. План рассказа о друге ( слайд 5)

 

- Выслушав ваши рассказы, я поняла, что не все понимают смысл слова друг и употребляют его там, где надо сказать товарищ, приятель, знакомый. Как вы считаете, все ли эти слова обозначают одно и то же?

- Теперь вы знаете, когда и какое слово нужно употребить.

(Читает предложения).

        О человеке, с которым вы просто здороваетесь, вы можете сказать…(знакомый).

        О человеке, с которым вы иногда обсуждаете книги, какие-то события, вы скажете…(приятель).

        Об однокласснике вы скажете…(товарищ).

- О человеке, которому можно доверить тайны, разделить радости и печали, скажете…(друг).

Записывает  под темой урока слова: друг, приятель, товарищ, знакомый

Организует работу с репродукцией: На экране изображение картины М. Чюрлёниса «Дружба» (приложение к уроку) ( слайд 6)

Анализ картины :

- Что вы видите на этой картине?

- Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли?

- Кто это? Что можем сказать, глядя на картину?

- Где и когда это происходит?

- Повторите жест героини картины. Что в нем необычного?

- Что может обозначать этот жест?

- Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее)

- Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину?

- Картина М. Чюрлёниса называется «Дружба». Почему?

- На первое место знаменитый учёный и писатель В. И. Даль ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

-Что значит «дружба» и зачем она нужна людям?

Организует прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева

(https://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/nastojashii-drug/)

 

- Кто такое настоящий друг?

-Какими качествами он должен обладать?

– Каждый ли человек может быть другом?

– А может ли дружба распасться? По каким причинам?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.    

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Рассказывают о своём друге.

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения о значении слов:  товарищ, приятель, знакомый.

Дети  договаривают последнее слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают и анализируют по вопросам репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью (из сл. Ожегов)

«Дружба – …это бескорыстная приязнь» (из сл. Даль)

Прослушивают  аудиозапись  песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева

 

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии, работа в малой группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия

 

5

Практическая работа

Работа в группах с ситуациями

Ситуация 1.

Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты. (слайд 7

 

Работают в группах с ситуациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: анализ и синтез информации.

6.

Рефлексия. Коррекция.

 А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Для этого заполним лист самоанализа (Приложение к уроку)

Осуществляют самооценку

 

 

7

Подведение итогов

Подводит итог урока, используя метод синквейна.

 

Составляют    синквейн.

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).

9

Домашнее задание

  • Вспомнить или найти пословицы о дружбе, об умении дружить.

  • Учебник стр. 110-112. Прочитать Рассказ Ю.Ермолаева «Как не стыдно!» и ответить на вопросы после него.









Приложение к уроку

«Притча о настоящей дружбе»

В одной далёкой стране жили два друга.

Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.

Любые решения они принимали сообща.

Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.

Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.

И велел он привести к себе неразлучных друзей.

- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведения, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.

Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".

Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

Страшный эксперимент длился целый месяц.

Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.

А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.

- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.



Репродукция картины "Дружба" Микалоюса Чюрлёниса

 





 




Презентация к уроку «О дружбе»

 

1 слайд  Тема урока «Одружбе»

2 слайд

3 слайд-

4 слайд

5 слайд

 

6 слайд

 

7 слайд




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!