2 | Мотивационный этап | - Урок мы начнем с притчи. «Притча о настоящей дружбе»(Приложение к уроку) Беседует с учащимися: - Как вы считаете, о чем эта притча? - Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу? - Чему учит нас эта притча? - О чем сегодня пойдет речь на уроке? ( слайд1, 2) Уточняет тему и цель урока, которую сформулируют дети: -Правильно. Сегодня мы будем говорить о дружбе. (Тема урока записывает на доске). -Давайте поразмышляем: А что такое дружба и составим паспорт этого слова. -Дружба – это великая ценность. Она помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо. ( слайд 3) Учитель организует работу по учебнику с целью составления плана урока: - Прочитайте на стр.106 о чем мы будем с вами узнавать из этого урока. | Учащихся слушают притчу и определяют ее смысл. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Определяют тему урока, формулируют цель. Размышляют и составляют паспорт слова дружба (синонимы, антонимы, словосочетания, родственные слова, ассоциации) Зачитывают из учебника пункты плана: - Что раньше и сейчас люди думали о дружбе; Что значит уметь дружить; Надо ли вообще учиться дружить. | Личностные УУД: смыслообразование, Регулятивные УУД: целеполагание |
4 | Работа по теме урока. | На доске написано предложение: «Друг – это тот, кто…..» Продолжите предложение. А каждого ли человека мы можем назвать другом? Организует игру . Игра «Представь своего друга». - Может быть, кто-то уже нашёл настоящего друга? Представьте, что к нам пришёл в класс корреспондент и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своём друге. План рассказа о друге ( слайд 5) - Выслушав ваши рассказы, я поняла, что не все понимают смысл слова друг и употребляют его там, где надо сказать товарищ, приятель, знакомый. Как вы считаете, все ли эти слова обозначают одно и то же? - Теперь вы знаете, когда и какое слово нужно употребить. (Читает предложения). О человеке, с которым вы просто здороваетесь, вы можете сказать…(знакомый). О человеке, с которым вы иногда обсуждаете книги, какие-то события, вы скажете…(приятель). Об однокласснике вы скажете…(товарищ). - О человеке, которому можно доверить тайны, разделить радости и печали, скажете…(друг). Записывает под темой урока слова: друг, приятель, товарищ, знакомый Организует работу с репродукцией: На экране изображение картины М. Чюрлёниса «Дружба» (приложение к уроку) ( слайд 6) Анализ картины : - Что вы видите на этой картине? - Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли? - Кто это? Что можем сказать, глядя на картину? - Где и когда это происходит? - Повторите жест героини картины. Что в нем необычного? - Что может обозначать этот жест? - Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее) - Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину? - Картина М. Чюрлёниса называется «Дружба». Почему? - На первое место знаменитый учёный и писатель В. И. Даль ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. -Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? Организует прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева (https://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/nastojashii-drug/) - Кто такое настоящий друг? -Какими качествами он должен обладать? – Каждый ли человек может быть другом? – А может ли дружба распасться? По каким причинам? – Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков? - Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность? - Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о своём друге. Высказывают предположения о значении слов: товарищ, приятель, знакомый. Дети договаривают последнее слово. Рассматривают и анализируют по вопросам репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба». Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью (из сл. Ожегов) «Дружба – …это бескорыстная приязнь» (из сл. Даль) Прослушивают аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии, работа в малой группе. Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия |
5 | Практическая работа | Работа в группах с ситуациями Ситуация 1. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете? Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая? Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите? Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты. (слайд 7) | Работают в группах с ситуациями. | Познавательные УУД: анализ и синтез информации. |