К.Паустовского «Телеграмма»).
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время |
I | Вводно-мотивационный | 7 мин |
1 | Организационный момент. Постановка и осмысление темы, задач урока, эпиграфа к теме. | 1. Вступительное слово учителя. 2. Проблемно –поисковый: вспомнить библейские заповеди и выбрать ту, которая наиболее точно подходит к изучаемому произведению | 1 мин 1 мин. |
2. | Этап пробуждения | 1. Эвристическая беседа 2. Ассоциативный ряд. | 3 мин. |
3 | Тренинг | Психологический и эмоциональный настрой. | 2 мин. |
II | Операционно-познавательный | 30 мин. |
1. | Актуализация опорных знаний | Комментированный просмотр видеоролика | 2 мин. |
2. | Аналитическая работа над отдельными эпизодами произведения | 1. Художественный пересказ. 2. Текстуальный анализ. | 15 мин |
3. | Сравнительно-аналитическая работа по «Притче о блудном сыне» и повести Пушкина | Художественный пересказ. 2. Работа по репродукции картины. 3. Сравнительный анализ 4. Заполнение таблицы 5. Решение проблемных вопросов | 10 мин |
4. | Обобщение - выводы | | 3 мин |
III | Рефлексивный | 5 мин |
1. | Выполнение кластера | 1. Ассоциативный ряд | 2 мин |
2. | Представление проекта учащихся «Семейный фотоальбом» | Метод проектов | 2 мин |
3 | Слова-напутствия | | 1 мин. |
IV | Задание на дом | 2 мин. |
1 | Постановка и осмысление домашнего задания | 1. Объяснение учителя | 2 мин |
V | Подведение итогов | 1 мин |
Этапы урока. | Содержание | Деятельность уч-ся |
I. Вводно-мотивационный этап |
Организацион- ный момент. Осмысление темы, задач и эпиграфа | Добрый день, дорогие ребята. Предмет нашего разговора повесть К.Паустовского «Телеграмма»- одно из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе. Сегодня мы проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с библейской притчей и повестью А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и извлечем уроки, а также поговорим о любви - родительской, сыновней и дочерней. - Вспомним библейские заповеди. Какую заповедь вы бы использовали в качестве эпиграфа к этому произведению и уроку? | |
-
| - Тема звучит достаточно сложно и серьезно, но мы должны в ней обязательно разобраться, решив целый ряд учебных задач. И каждая задача будет выполнена успешно, если знать, к какому результату ты стремишься. Обратите внимание, ребята, у вас на партах лежат листочки. Назовем их листками вашей успешности на уроке . Прочитайте их внимательно. ( Приложение 1) Как вы думаете, что это? ( задачи, которые нужно решить в течение урока) -Верно, молодцы! | |
2. Этап пробуждения (Урок философии) Обсуждение афоризмов | Федор Достоевский писал: «Красота спасет мир», а что еще, по вашему мнению, спасет нас, наш мир? (доброта, верность, честность…любовь) Остановимся подробнее на любви родительской или сыновней «Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце». «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно» | Работа в группах кластер |
3.Тренинг (звуки природы-фоновая музыка) | Закройте глаза и представьте себе прекрасную поляну, всю залитую солнечным светом. Повсюду удивительные цветы, летают красивые бабочки, стрекочут кузнечики. Вы видите прелестного малыша . Этот малыш вы. Вы тянитесь ручками к загадочному цветку и вдруг слышите родной и любимый голос. Вы поднимаетесь и бежите навстречу ему. Вдруг сильные и нежные руки подхватывают вас. Подбрасывают вверх, и неописуемая радость, восторг и счастье переполняют ваше существо… А теперь откройте глаза и посмотрите друг на друга. Вы заметили, что ваши глаза стали немного добрее, они светятся счастьем и любовью, потому что вы вспомнили о маме, о ее любви к вам, о том, что составляет смысл человеческого существования. | Стр. 10 |
III. Операционно-познавательный этап |
Актуализация опорных знаний Комментирован- ный просмотр видеоролика. | Звучит вальс на стихи Пушкина «Я ехал к вам…», кадры из одноименного фильма. (уч-ся комментируют кадры из фильма, вспоминают героев, эпизоды из повести) | Стр. 11 |
Аналитическая работа над повестью. | -Что лежит в основе произведения? - А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного смотрителя называет “диктатором”. Какова жизнь смотрителя на самом деле? - Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор? - Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе? - Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести? - Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват? На эти вопросы мы попытаемся ответить подробнее. -Найдите самый яркий по эмоциональному накалу эпизод первой встречи Вырина и Минского. - Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? - Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца. - Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? - Как живет его дочь в Петербурге? - Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? - Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок. | Стр. 12-16 |
3. Сравнительно-аналитическая работа по повести и «Притче о блудном сыне» Индивидуальное задание: Рассмотрим репродукцию картины Рембрандта. Сравнительный анализ Задание : провести параллели в содержании двух произведений. Решение проблемных вопросов | Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников. (Напомним ее содержание… ) Расположить в логической последовательности иллюстраций к притче + рассказ данного эпизода. -Кто по-вашему, является главным героем картины? - Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Докажем это. Притча | Повесть | | 1. Дочь уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца | 2. Никто не ищет его. | | | 3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью… | 4. Возвращение блудного сына. Радостная встреча сына с отцом. | | | 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. | 6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына. | | - Кто оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь? - Чей отец оказался счастливее: блудного сына или блудной дочери? |
Стр. 17 Стр. 18 Стр. 19 Стр. 20,21 |
Обобщение. | Итак, ребята, наш урок по изучению повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” подходит к концу. Давайте еще раз прочитаем наш эпиграф. Откуда взяты строки нашего эпиграфа? Как вы понимаете их смысл? Уроки повести… | |
III. Рефлексивный этап. |
1. Выполнение кластера: Метафорические ассоциации | «Родительская любовь» (маяк, солнце, причал, трамплин, огонь,…. крепость, стена, бездонная чаша любви) | Стр. 22 |
2.Представление проекта учащихся: Семейный фотоальбом «Счастливы вместе» | Звучит песня «Родители» «Телеграфная лента» со стихотворением С. Баруздина «Любили тебя ….» | Стр. 23-30 |
3.Заключительные слова- напутствия | Я уверена в том, что все вы любите своих родных. Но часто ли вы проявляете эту любовь? Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Я хочу, чтобы вы задумались, как важно дарить любовь, почаще проявлять ее. Напишите на сердечках вашим родителям, как вы их любите. Подарив им сегодня кусочек своей любви в виде этого символического сердечка, вы увидите, как засветятся от счастья и признательности их глаза. | Стр. 31 |
IV. Задание на дом |
Постановка и осмысление домашнего задания | Творческий проект- эссе на тему «Бездонная чаша любви» или «Мужество родительской любви». | Стр.32 |
V. Подведение итогов. |
Используемая литература.
Интернет.