СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по повести "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Читая, размышляй.." помогает окунуться в мир повести, понять героев.

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести "Капитанская дочка"»

Урок русской литературы 7 класс


Тема: «Читай, рассуждая…» (Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Цель: углубить понимание идейно-художественного богатства повести;

научиться разгадывать замысел автора;

хорошо ориентироваться в тексте;

углубить и обобщить характеристику образов повести;

развивать навыки анализа текста, загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

Задачи урока:

формирование и развитие информационной компетентности:

обучение вдумчивому чтению, пониманию замысла писателя;

поиск, анализ и отбор информации;

продолжение изучения литературоведческих терминов;

формирование и развитие коммуникативной компетентности:

развивать способность слышать товарища, с уважением относиться к другому мнению; расширение представления об этических понятиях;

формирование нравственных качеств (доброты, благородства, ответственности за свои поступки).

Тип урока: обобщающий урок с элементом метода проектов.

Методы: слово учителя, беседа, мозговой штурм, «микрофон», метод творческого поиска.

Оборудование: презентационные материалы, иллюстрации учащихся к произведению, портрет А.С.Пушкина, фрагмент аудиозаписи «Калмыцкой сказки».

Эпиграф: В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но еще как бы лучше её» Н.В.Гоголь.


Ход урока

І. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на очередной встрече с прекрасным. Сегодняшний наш урок как завершающий мазок на картине художника, это еще одно прикосновение к произведению, которое можно назвать великим. М.Ю. Лермонтов после гибели А.С. Пушкина сказал:

Угас ,как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок…

- Можно ли сказать, что поэт угас? Что его произведения утратили свою красоту? ( ответы учащихся)

Звезда под именем Пушкин зажглась и будет гореть еще долго. Но такая звезда есть у каждого из нас. Это звезда надежд, звезда мечтаний. Давайте потянемся рукой вверх и достанем ее. Пусть яркий свет, исходящий от нее помогает нам уверенно идти по жизни. Тема нашего урока «Читай. размышляя…»Эти строки принадлежат Вольтеру- одному из крупнейших французских Ответ обоснуйте.

От урока к уроку мы убеждаемся , что надо думать над прочитанным, только тогда открываются новые загадки и тайны, ведь процесс познания безграничен. Открывая Пушкина понимаем, что именно у него мы учимся светло и чисто любить, крепко и преданно дружить, ценить самые прекрасные чувства. Он живет в нас.

Его творения- это чистый родник, который мы пытаемся слущать, изучая творения автора.

Мы с вами с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма А.С.Пушкина, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Кому то книга показалась простой, кому то сложной. И всё ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд, постараемся ответить на нашем сегодняшнем уроке.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Давайте вспомним страницы повести В каких ситуациях Гринев проявил себя как честный и порядочный человек, мы вспомним, перечитав цитаты, выбранные из разных глав романа (уч-ся читают по цепочке и комментируют)

1)«Мне было стыдно…С неспокойной совестью и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска…»(Проигрыш 100 рублей Зурину. Впервые в жизни напился - раскаяние)

2) «Будучи от природы незлопамятен, я искренне простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную» (Дуэль со Швабриным - незлопамятство)

3) «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего» (Перед приступом крепости - смелость, решительность)

4) «…я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению…»(Отказ целовать руку Пугачеву- верность наказу : «Береги честь смолоду»)

5) «Что мне было делать? …Долг требовал, чтоб я явился туда, где служба моя могла быть еще полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах…Но любовь сильно советовала мне остаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем…»(Получив отказ генерала освободить капитанскую дочку,, Гринев принимает решение быть верным чувству любви и служить в опасности защитником слабому, близкому человеку)

6) «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу…» (правдивость иискренность Гринева. Пугачев отпускает Гринева по принципу «Долг платежом красен»)

7) «…велят идти против тебя - пойду, делать нечего…Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду» (искренность Гринева поразила Пугачева)

8) «…жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину» (неприятие и осуждение кровавого бунта, «бессмысленного и беспощадного»)

9) «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака» (осуждение предательства Швабрина)

10) «Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу…Но Бог видит, что жизнию моей готов я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести…Доверши, как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог укажет…» (верность отцовскому наказу: «Береги платье снову, а честь смолоду»)

11) «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме меня одного…Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время…» (человечность Гринева, жалость, милосердие)

Итак, идя «вслед за автором», можем ли мы сделать вывод о том, что молодой Гринев выдержал испытание в сложнейших условиях «жестокого века» в отличие от Швабрина, Гринев не уронил чести ни офицерской, ни человеческой.

. А с чем ассоциируются у вас эти слова честь, долг?

Учитель: А какое же толкование даёт словарь?

Долг - обязанность, то что необходимо выполнить по общественным требованиям или по зову совести.

Честь - достойные уважения, моральные качества и принципы человека.

Как не запятнать свою честь? Как следовать наказу отца? На эти вопросы читатель найдёт ответ в повести. Жизнь Петра Гри­нёва и его служба начнутся с метели (попал в буран по дороге в Орен­бург), а потом он будет втянут в водоворот исторической метели. По­ступает герой в сложных ситуациях по принципу «Чести дворянин не ки­нет, хоть головушка сгинет» (пословица). В этом нам поможет еще раз убедиться инсценировка

-----диалог Гринева и Пугачева при освобождении Маши .

«Государев кум со своею хозяюшкою» - так в одном из эпизодов повести именуют главного героя и его невесту. Петр Гринев и Маша Миронова будут в центре нашего внимания. Сейчас вы получите анкеты, которые должны будете заполнить в течение 5 минут.

Петр Гринёв. Анкета героя

  1. Фамилия, имя, отчество отца героя. (Андрей Петрович Гринев)

  2. Фамилия, имя отчество матери героя.__________________________________

  3. Количество детей в семье Гринёвых. __________________________________

  4. Возраст героя к тому времени, когда он «выучился русской грамоте. _______

  5. Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына. ___________________________________________________________________

  6. Учебное пособие, из которого юный Пётр изготовил бумажного змея во время «урока». ___________________________________________________________

  7. Название полка, куда герой был зачислен на службу ещё до своего появления на свет. ____________________________________________________________

  8. Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы. __________

  9. Алкогольный напиток, впервые попробованный Гринёвым по настоянию Зурина. ___________________________________________________________

  10. Воинское звание, присвоенное Гринёву в Белогорской крепости. ___________

  11. Оружие, которым герой был ранен на дуэли. _____________________________

  12. Русский поэт 18 века, который «очень похвалял» стихотворные «опыты» Гринёва. ___________________________________________________________

  13. Город, куда Гринё был отправлен после ареста, дабы предстать перед следственной комиссией. _____________________________________________

  14. Наказание, каким государыня императрица заменила герою смертную казнь. ___________________________________________________________________

  15. Реликвия, которую «показывают» потомки Гринёва всем гостям своего семейства. __________________________________________________________

Маша Миронова. Анкета героини

  1. Фамилия, имя, отчество отца героини.__________________________________

  2. Фамилия, имя, отчество матери.________________________________________

  3. Цвет волос героини. _________________________________________________

  4. Приданое героини. __________________________________________________

  5. Фамилия офицера, сватавшегося к Маше «месяца за два до приезда» Гринёва в крепость. ___________________________________________________________

  6. Кавалер, посвящавший Маше Любовные стихи.__________________________

  7. Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини. ____________________________________

  8. Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости. _______________________________________________

  9. Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей. _________________________________________________________

  10. Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи . _________

  11. Лицо, выразившее желание быть «посаженым отцом» на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой. _________________________________________

  12. Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей. ______________________________________________________

  13. Лица, сопровождавшие Марью Ивановну в Петербург. ____________________

  14. Особа, взявшая на себя обязательство «устроить состояние» бедной сироты._____________________________________________________________

  15. Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринёва и Маши Мироновой. ________________________________________________________


Каждому из хотелось бы встретиться с нашими героями. Сейчас мы проведем символическое интервью, в ходе которого вы сможете почувствовать себя на месте героев повести «Капитанская дочка». Надев «маску» того или иного персонажа, вы должны будете ответить на три вопроса, связанных с «жизнью» этого персонажа на страницах книги.

Петр Гринёв.

  1. Вы, безусловно, не забыли тот день, когда во время бурана заблудились в степи и прохожий помог вам найти дорогу к постоялому двору. По глубоким сугробам кибитка двигалась медленно, и вы задремали. «Мне приснился сон, которого не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое...» - признались вы позднее. Не расскажете ли нам, что это был за сон? (пересказ эпизода из главы 2). Прокомментируйте «пророческое» содержание сна.

  2. Какое напутствие получили вы от отца, отправляясь на службу? (Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»)

  3. Вы, конечно, помните разговор с Пугачёвым в кибитке по дороге из Бердской слободы в Белгородскую крепость. Пугачев рассказал вам аллегорическую сказку об орле и вороне. «Какова калмыцкая сказка?» - спросил он вас. Как вы прокомментировали смысл сказки? («-Затейлива. Но жить убийством и грабежом значит по мне клевать мертвечину»)


Емельян Пугачёв

  1. Один из казаков рассказывал о вас буквально следующее: «...по всему видно, что персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что Тарас Курочкин не вытерпел... в бане, слышно, показывал свои царские знаки на грудях...» У вас в самом деле есть «царские знаки» на груди? Какие? (На одной двуглавый орел, величиною с пятак, а на другой - персона его»)

  2. Во время бурана в степи вы помогли молодому барину и его слуге добраться до постоялого двора. «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», - отвечал в последствии Гринёв в своих записках. В чём же состояла эта «тонкость чутья»? (В самом деле,- сказал я, почему думаешь ты. Что жило недалече?» - « А потому, что ветер оттоле потянул...и я слышу, дымом пахнуло; знать деревня близко»)

  3. В разговоре с Гриневым вы весьма самонадеянно спросили молодого человека: «Как ты думаешь, прусский король мог ли бы со мною потягаться?» - и получили весьма корректный ответ: « Сам как ты думаешь? Управился ли бы ты с Фридериком?» Что вы ответили собеседнику? («С Федором Федоровичем? А как же нет? С вашими генералами ведь я же управляюсь, а они его бивали».)

Живые картины.

«Живые картины» - так в 18 и 19 веках называли театрализованные представления. Вам тоже предстоит сегодня участвовать в подобных представлениях, а именно: я предлагаю вам «оживить» полотно художника ( оживление иллюстраций к повести: эпизод, события.

Роль персонажей повести выразительна, ярка, неповторима. Героям произведений принадлежит немало метких, афористичных высказываний. В ходе этого конкурса вам предстоит поработать с некоторыми из афоризмов.

Я вам раздам карточки с записью цитат. В течение 1-2 минут вы должны восстановить опущенную часть высказывания, а также вспомнить, кто из героев произносит.

Задание № 1

  1. «Береги ..... , а честь смолоду» («платье снову»)

  2. «........ лучше доброй ссоры» («худой мир»)

(Первый афоризм – известная русская пословица. Этими словами Гринёв-старший напутствовал своего сына перед отъездом на военную службу в Белогорскую крепость. Вторая фраза (тоже пословица) принадлежит Ивану Игнатьевичу и была произнесена с намерением примерить Гринева и Швабрина)


Задание № 2

  1. «Будет дождик – будут и ....., а будут ..... – будет и .....» («грибки», «грибки»,»Кузов»)

  2. Лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь ......» («питаться падалью»)

(Оба высказывания принадлежат Пугачеву. Первое он обранил в иносказательном разговоре с хозяином постоялого двора; второе резюмирует сказку об орле и вороне, здесь выражено жизненное кредо героя.

Иногда, чтобы лучше понять характер героя нам помогает цвет. Сегодня мы тоже постарались с помощью цвета раскрыть внутренний мир героя ( представление проекта).

К сожалению, урок походит к концу.Мы закрываем последнюю страницу, но не прощаемся с ним. Урок хочу закончить строками из стихотворения А.Яшина:

«В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть,

Отечество,

Верность,

Богатство,

А есть ещё –совесть и честь.»

Вывод: Значит какими мы должны быть?

Ученики: Вести честный образ жизни, быть верными друг другу, верными долгу перед Родиной.

Оценивание учащихся.

Д/з. - Продолжить фразу « Для меня «Капитанская дочка…»

- Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс